В 2024 году Telegram продолжает оставаться одной из самых перспективных платформ для продвижения бизнеса и личного бренда. Все больше предпринимателей видят в этом мессенджере не просто инструмент общения, но и мощный канал монетизации. Растущие просмотры публикаций в каналах конвертируются в реальный доход, что привлекает в мессенджер новых авторов. Рынок насыщен, поэтому остается актуальный вопрос: можно ли с нуля продвинуть и монетизировать собственный канал в условиях высокой конкуренции?
Всем ли предпринимателям нужно вести телеграм-каналы?
Сегодня создание собственного Telegram-канала для предпринимателя — не просто тренд, а важная часть маркетинговой стратегии и мощный инструмент для развития бизнеса. Основатели, которые ведут блоги, получают массу преимуществ, которые помогают укрепить позиции на рынке и установить прочные связи с аудиторией. Вот несколько ключевых причин, почему стоит задуматься о создании и ведении личного Telegram-канала:
Укрепление личного бренда. Основатель, который активно ведет Telegram-канал, позиционирует себя не только как руководителя, но и как эксперта в своей отрасли. Это формирует доверие к личности, что в свою очередь повышает доверие к бизнесу, и помогает продвигать бренд компании через экспертизу основателя.
Прямое взаимодействие с аудиторией. Канал позволяет основателю общаться напрямую с подписчиками — потенциальными клиентами, партнерами или соискателями. Это формат, где легко быстро ответить на вопросы, поделиться новостями или рассказать о бизнес-решениях, не прибегая к официальной корпоративной риторике. Такой открытый диалог повышает лояльность и способствует формированию активного сообщества вокруг бренда.
Рекрутинг и поиск сотрудников. Потенциальные сотрудники часто ищут компании с сильными лидерами и интересными проектами. Через канал основатель может рассказывать не только о вакансиях, но и о корпоративной культуре, ценностях компании, интересных задачах. Это помогает привлечь тех людей, которые разделяют подходы компании и хотят работать с таким лидером.
Поиск и укрепление партнерств. Личный канал также может привлечь внимание бизнес-партнеров, инвесторов и других участников рынка, которые заинтересованы в сотрудничестве. Истории успеха, примеры коллабораций и деловые предложения могут быть встроены в посты основателя, что упрощает процесс поиска стратегических партнеров.
Создание сообщества. Ведение блога способствует формированию сообщества вокруг вашего бренда. Взаимодействуя с читателями через комментарии и социальные сети, вы можете получить ценные отзывы и идеи, что поможет вам лучше понять потребности вашей аудитории и адаптировать свой бизнес под них.
Я веду свой авторский канал уже почти три года, и за это время он стал настоящим медийным активом. Помимо прямой монетизации, меня стали чаще звать с выступлениями на крупные мероприятия, подкасты и YouTube-шоу, а еще я значительно расширил круг своего нетворкинга.
Возможность развивать блог на динамично развивающейся площадке выглядит очень заманчиво. Но стоит ли прямо сейчас бежать и регистрировать себе канал? Как и в любом деле, на самом старте ответьте на тот самый вопрос «чтобы что» — так вы сможете избежать лишних ресурсозатрат и создать продукт, который будет вдолгую решать бизнес-задачи и станет экономически эффективным.
Если вы готовы добровольно нанять себя на еще одну работу, и у вас все в порядке с дисциплиной — канал в долгосрочной перспективе может стать одним из лучших медийных активов. Площадка еще только набирает обороты и обладает мощнейшим потенциалом к развитию и монетизации в России.
Ниже я подробно расскажу о стратегии, которая поможет вам развить канал, привлечь подписчиков и, что самое главное, монетизировать его.
Шаг №1: Проведите чек-ап канала
Пропишите концепцию канала. По аналогии с любым другим проектом, используйте стратегический подход и разработайте паспорт продукта, где вы детально опишите каждый из блоков.
Постарайтесь емко и коротко ответить на следующие вопросы:
- В чем ценность моего канала? (одной строкой)
- Зачем людям подписываться на мой канал?
- Кто мой читатель? Какие у него потребности? (по каждому портрету аудиторий)
- Чем мой канал уникален и что отличает его от конкурентов?
- Какие ресурсы у меня есть? Сколько времени я смогу уделять каналу? Смогу ли вкладываться в рекламу?
- Как я буду зарабатывать на канале?
Совет. Золотое правило «не усложнять» работает здесь как никогда — чем более простая и понятная концепция будет у канала, тем легче читателям будет полюбить его.
Поработайте над названием и описанием канала. Вам необходимо сделать так, чтобы ваш канал выглядел привлекательно и выгодно выделялся на фоне остальных:
Название. Идеальное название должно быть креативным, коротким и, что немаловажно, лаконичным. Например, я назвал свой канал фамилией «Бескромный» в силу ее уникальности.
Описание канала. Вам нужен емкий текст о том, какую выгоду читатель получит от подписки на ваш канал. Лучше всего лаконично описать концепцию канала и добавить убедительные социальные доказательства. Особенно, если вы тот самый препод из ВШЭ, который в тайне от студентов завел свой канал.
Шаг №2: Сделайте анализ конкурентов и лучших практик
Обратите внимание на косвенных конкурентов, которые уже вложили значительные ресурсы в развитие своих каналов. Изучая их, вы сможете выявить успешные механики контента и продвижения. Я рекомендую выбрать до 10 лучших каналов в вашей и/или смежной категориях. Так вы получите «ролевые модели», на которых можно ориентироваться при развитии.
Анализируйте каналы через сервисы TGStat или Telemetr, которые предоставят детализированную статистику, включая динамику прироста. Особое внимание уделяйте вкладкам «Цитируемость» и «Топ постов», чтобы понять, какой креатив и контент лучше всего воспринимаются аудиторией конкурентов.
При анализе конкурентов важно использовать фильтр здравого смысла и внимательно проверять показатели на предмет возможных накруток. Обязательно обратите внимание на источники трафика и подписчиков в канале. Отсутствие реакций и комментариев в канале, а также одинаковое количество охватов на каждом посте могут служить «красными флагами».
Анализ конкурентов даст вам четкое представление о распределении сил в вашей нише с самого начала. Это поможет выработать эффективную модель развития для вашего канала и понять, на кого стоит ориентироваться и как строить свою стратегию.
Шаг №3: Как набрать первую тысячу подписчиков
Поскольку стоимость подписчика с каждым днем только стремится в космос, на старте важно использовать все «нечестные преимущества», которые у вас есть. Если у вас авторский экспертный блог — добавьте вручную лояльных людей из своей записной книжки или постоянных клиентов из CRM.
Обязательно сделайте рассылку по внутренним коммуникационным каналам среди сотрудников и сообщите о запуске внешним партнерам. На старте важно задействовать все ваши ресурсы, связи и накопленный социальный капитал.
Ваша цель — как можно быстрее набрать первичное ядро лояльной аудитории, и для этого любые средства хороши.
Что важно учесть. Рассказывать о канале даже своим сотрудникам следует через ценность и пользу, а не формально в стиле «мы запустились, подпишитесь на нас». В любом рекламном канале 90% успеха зависит от релевантного и емкого креатива.
Шаг №4: Сформируйте медиаплан для «посевов» в каналах
В 2024 году локомотивным инструментом продвижения по-прежнему остается нативная реклама в качественных каналах. При выборе каналов для рекламы я рекомендую ориентироваться на смежные тематики. Рекламировать канал маркетолога у другого маркетолога — не самая удачная идея, так как это выжженное поле, где до вас побывали сотни конкурентов.
Последние два года я продвигаю свой личный канал в смежных темах искусства, моды и стиля, креатива и лайфстайл. Такой подход часто позволяет снизить стоимость подписчика до 60-70 рублей. Важно идти на новые площадки, которые еще не освоены конкурентами. И здесь незаменим глубокий ресерч телеграм-пространства.
Если канал продемонстрировал хороший результат для вас, то вкладка «Похожие каналы» станет отличным инструментом для поиска других целевых каналов с высоким потенциалом конверсии в подписчиков или переходов на ваш сайт.
Что важно учесть. Наиболее качественная аудитория живет именно в авторских каналах. Реклама в них будет безусловно дороже, но и потенциал в конверсии будет выше, Я рекомендую написать качественный бриф с тезисами о ценности канала и ссылками на 4-5 лучших постов, чтобы автор смог сделать качественный натив в своей тональности.
Шаг №5: Подключите Telegram Ads
Telegram Ads может стать ценным вспомогательным инструментом и откроет доступ к топовым каналам с дорогими нативными размещениями. Сниженный порог входа в 500 евро делает инструмент доступным для небольших бизнесов и авторских блогов. Мой опыт показывает, что при грамотном подходе стоимость подписчика сопоставима с ценами на нативные размещения (в районе 250 рублей для авторских блогов и значительно выше для каналов брендов).
Основной нюанс заключается в том, что реклама демонстрируется пользователям без premium-аккаунтов, что несколько ограничивает охват, особенно среди деловой и платежеспособной аудитории, которая преимущественно пользуется подпиской.
На старте рекомендую создать несколько емких креативов: одни для рекламной кампании по интересам, другие — персонализированные для конкретных каналов , где вы планируете размещение.
Полезно протестировать 15-20 гипотез на микробюджетах по 5-10 евро, оценить первичные результаты за несколько дней, после чего масштабировать эффективные гипотезы и скорректировать неудачные.
Лайфхак. Если в вашем канале больше 1000 подписчиков, вы можете настроить демонстрацию своей же рекламы в своем канале, создавая своего рода ретаргетинг. Так вы можете отсекать конкурентов от рекламы на вашем канале и привлекать целевых подписчиков по очень выгодной цене: в районе 10-20 евроцентов За 2 месяца мне удалось привлечь таким способом 150 человек в свой канал.
Шаг №6: Используйте альтернативные рекламные каналы
Помимо классических методов продвижения через посевы и Telegram Ads существуют и альтернативные инструменты, с которыми можно экспериментировать. В этом блоке я расскажу об основных инструментах, которые мы используем в агентстве:
Реклама в TGStat. Вы можете настроить лаконичный креатив для демонстрации на главной странице TGStat. Здесь довольно скудные настройки, но очень качественная аудитория посетителей сервиса. Стоимость подписчика, по нашему опыту, выходит на 20-30% дороже, чем через Telegram Ads и в посевах.
Реклама в Яндекс.Директ. Довольно специфический инструмент, но при правильном подходе может быть вполне эффективным для экспертных и бизнесовых каналов. Я создавал связку из лид-магнита «Как набрать первую 1000 подписчиков в тг-канале?» для новых подписчиков, запускал простенькую посадочную страницу с описанием ценности подписки на канал и настраивал Метрику для анализа конверсий. Подписчик обходился в районе 200 рублей для моего авторский канала и от 500 рублей для канала московского жилого комплекса бизнес-класса.
Оффлайн-реклама. Не стоит недооценивать физические носители и пространство, это также отличная возможность рассказать о канале. QR-коды в наружной рекламе, на мерче и на автомобилях, на стенде тематической выставки и в презентации, с которой вы выступаете — все это может хорошо сработать, если креатив целевой и содержит релевантную ценность. Для оффлайн бизнесов работа с такими форматами особенно важна.
Партнерские активности. Telegram прекрасно подходит для партнерств: мини-интервью, совместные посты, взаимопиар и любые другие коллаборации и без бюджета на размещение эффективно ускоряют рост канала.
Что важно учесть. Чтобы не запутаться во всех каналах продвижения, на самом старте создавайте уникальные ссылки-приглашения под каждую новую активность, чтобы отследить конверсию с каждого канала, даже с QR-кодов в наружной рекламе.
Шаг №7: Конкурсные механики
Мой опыт показывает, что наиболее эффективная механика по соотношению эффективности к стоимости подписчика — это конкурс (известный в народе как «гив»). В 2024 году я провел уже 10 конкурсов и канал вырос на 25 000 подписчиков. И по моему опыту, цена подписчика через конкурсную механику может достигать 3 рублей.
Как это работает:
- Собираем пул партнеров из 4-5 каналов. Желательно, чтобы это были тематические каналы из одной сферы, например, каналы по финансовой грамотности и инвестициям.
- Формируем призовой фонд. Я рекомендую взять 2-3 ценных универсальных приза и 20 маленьких призов до 4 000 рублей (не облагается НДФЛ).
- Планируем конкурс через @GiveShareBot, подключив туда все каналы. Оптимальный срок для проведения конкурса — 2 недели.
- В установленные дату и время конкурс автоматически запустится во всех каналах. Остается только ждать результатов и наслаждаться ростом подписчиков.
- Высший пилотаж — закупить серию репостов в качественных тематических каналах, чтобы усилить вовлечение аудитории в конкурс. Я делаю так для каждого конкурса.
Конкурсы также можно использовать для продвижения своих товаров или услуг. Участники узнают больше о ваших продуктах, что увеличит вероятность, что они купят один из них, даже если не выиграют конкурс.
Вы можете организовывать конкурсы с другими брендами, чья аудитория пересекается с вашей. Это помогает развивать сеть контактов и повышать узнаваемость бренда.
Любопытно, что к конкурсным механикам приходят даже самые консервативные бизнесы. Вы можете наблюдать крупный ритейл и другие солидные организации, которые проводят такие гивы.
Но есть и ложка дегтя в этой бочке с медом — вы наверняка попадетесь на глаза охотникам за призами, которые начнут накручивать на ваши каналы ботов. Рекомендую заранее оснастить все каналы-партнеры антиспам-фильтрами для защиты от накруток.
Шаг №8: Как выбрать модель монетизации своего канала
На этапе запуска канала важно сразу определить стратегию монетизации. Для монетизации телеграм-канала предпринимателю можно рассмотреть несколько моделей в зависимости от аудитории, содержания и целей канала:
Монетизация через контент. Самая распространенная модель, когда ваш канал становится медийной площадкой для релевантных рекламодателей, которые заказывают у вас интеграции в контент канала.
Ваша задача — максимально качественно наращивать аудиторию и количественно-качественные показатели (ER, цитируемость, вес в рейтингах TGStat), для этого следует использовать весь набор инструментов продвижения и развивать качественную контент-стратегию.
Монетизация через контент требует системных вложений в продвижение, чтобы ваш канал стал привлекательным для рекламодателей. Если канал авторский, интерес рекламодателей к нему напрямую коррелирует с силой вашего персонального бренда. Например, если медийный человек создает канал, то к нему автоматически приходит внимание рекламодателей, даже с 200 подписчиками.
Монетизация через продукт. Если вы занимаетесь консалтингом или продаете курсы, вы можете начать монетизировать свой канал уже с самого старта. Важно выстроить вектор стратегии вокруг преимуществ ваших продуктов, а также создавать цепочки воронок и точечно привлекать новых подписчиков для их последующей конвертации в покупателей.
При монетизации через продукт ключевыми факторами являются не количество подписчиков, а бизнес-показатели: LTV, ROMI и CPL. Вы можете обладать небольшим каналом в 1000 подписчиков, но если это топ-менеджеры, которые системно покупают у вас стратегии за 500 000 рублей — какая разница, сколько у вас подписчиков?
Самые важные критерии — это качество, прозрачность и конкурентоспособность вашего продукта.
Монетизация через сообщество. В последние годы прослеживается явный тренд на фрагментацию интернета и Telegram на локальные сообщества. Это адекватная и логичная реакция на перенасыщенное медиаполе, в котором мы живем. Люди стремятся погружаться в уютные сообщества, где их окружают только единомышленники и релевантный контент.
В 2024 году все больше телеграм-блогеров создают платные сообщества по модели PayWall-подписки, ежемесячных донатов и связок с оффлайн-событиями. Особенно ярко этот тренд выражен в сегменте маркетинга, бизнеса и инвестициях, где эксперты публикуют в сообществах эксклюзивный контент, отвечают на вопросы подписчиков, проводят вебинары и организуют митапы. При этом такая модель никак не мешает продавать услуги и продукты лояльной аудитории. В данной модели монетизации гораздо важнее качество и лояльность аудитории, чем ее численность.
Самое интересное, что все эти модели никак не противоречат друг другу, и вы вполне можете совмещать их в любой комбинации. Разнообразные способы монетизации делают канал более привлекательным как для рекламодателей, так и для подписчиков. А использование нескольких источников дохода позволит вам реинвестировать средства в контент, улучшение качества канала и его продвижение, что способствует долгосрочному росту и развитию.
Что еще стоит учесть?
Без алгоритма вам будет очень непросто достигать серьезных цифр в продвижении своего канала — помните, что Telegram прекрасно работает в связке с площадками, в которых есть механизмы, помогающие получать дополнительный органический трафик. В первую очередь, это YouTube — связка с ним может дать вам очень хорошее ускорение.
Если вы хотите последовательно развивать свой канал, обязательно вкладывайтесь каждый месяц в продвижение, ведь отписки аудитории могут составлять до 30%, и это совершенно нормально.
С одной стороны, продвигать телеграм-каналы становится все сложнее из-за высокой конкуренции, приходится искать креативные способы и постоянно тестировать новые механики. А с другой стороны — системность и стратегический подход к развитию своего канала помогут в перспективе стать top of mind в своей категории и превратить свой канал из пет-проекта в основной источник дохода, как это за последние два года сделал я.
Поделитесь, какие стратегии вы используете для продвижения своего телеграм-канала?
Спасибо за статью! Подписан также на канал Дмитрия в ТГ. Считаю, что некоторые пункты данной статьи особенно актуальный для новых, недавно созданных каналов. У нас как раз такой канал https://t.me/zadachkafly, который пытаемся развивать по пунктам, указанным в статье. Наш результат — около 150 подписчиков за 3 недели, но мы надеемся, что далее количество подписчиков увеличится. Тут также важно отметить анализ тематики канала. Например, кана Дмитрия в телеграме очень лайтовый, подходит практически для любой аудитории, информация простая понятная и доступная. И я вижу, как каждый день подписываются десятки и даже сотни новых подписчиков. У нас же канал для более узкой аудитории, для людей из бизнеса, найма, тех кто понимает, что такое эффективность и как тратить 20% своих усилий на получение 80% результата. Привлечь людей к такой тематике сложнее. Но мы не сдаемся. Обязательно хотел бы поделиться результатами использования инструкции от Дмитрия применительно с своему телеграм каналу через 2-3 месяца. Если удастся набрать 1000 подписчиков, значит статья получит практическое подтверждение своей актуальности! Надеюсь, что так и будет! Напишем через 3 месяца о наших результатах здесь!! Спасибо.
Телеграм-канал остался для нас самым живым каналом по привлечению и рекламе — https://t.me/groombelomorskaya , два года развиваем, но пока только через бесплатные инструменты: где-то рекламу дадим, обязательно просим наших клиентов подписываться самим и подписывать друзей. Запланировано продвижение в директ и обязательно попробую связку с ютьюб 👍
Прочла статью, очень вдохновляющая на продвижение своего канала. Подписана на Дмитрия всего несколько месяцев, но уже сейчас создала канал для продвижения офлайн бизнеса по проверкам на детекторе лжи https://t.me/liedetector26. Планирую развивать его и масштабировать по полезным инструкциям данным выше
Я как маркетолог, начинающий продвигать свой канал https://t.me/AVelfimov, полностью согласен с Дмитрием. Идею создания и продвижения канала для бизнеса внедряю своим подрядчикам на обязательной основе. Лояльность поднимается очень круто. Используем связку с Яндексом пока что, подписчик до 70р очень радует! Думаю в последующем перейдем и к Telegram Ads, подрядчики, если не ошибаюсь сейчас дают более лояльные условия с порогом входа 30к с учетом НДС уже. Дмитрий, читаю Ваш канал, как газету с самого утра, спасибо за контент!