В России делают крутые проекты, а вот продукты зачастую не выходят на мировой рынок или даже проваливаются. В чем отличие проектов и продуктов и как нашим продуктам стать лидерами на мировом рынке рассказал Андрей Бадин, CEO Product Lab, автор продуктовой методологии Product Focus и телеграм-канала «Управляй иначе».
Различия между продуктом и проектом
Проект — это создание чего-то большого в ограниченные сроки и, как правило, с ограниченным бюджетом. В чем отличие от продукта? Сами проектные люди говорят, что продукт — это просто результат проекта. И все. Но те, кто занимается продуктами, дают совсем другое определение.
Чаще всего используется определение Майка Кона:
Продукт — это нечто (физическое или нет), созданное в процессе и представляющее ценность рынку.
Ключевое здесь — это представление ценности рынку, а не просто создание.
В России мы всегда были сильны в умении реализовывать проекты, но с продуктами у нас все не так хорошо. Если в мире идут к цели по прямой, как показано на изображении, то мы так не можем.
Проблема в нашем мышлении — оно у нас рывковое и основанное на героизме. Если нам дали на задачу 7 дней, но мы понимаем, что ее можно сделать за 2 дня, то 5 дней мы будет заняты чем-то иным. Когда подходит точка кризиса и остается 2 дня, то мы включаемся и в режиме «героя» стремительно идем к цели. Когда же мы подходим близко к достижению нашей цели, то теряем интерес и, немного не доделав до конца, бросаем задачу. Вот такая наша модель достижения целей.
Почему мы такие? Одно из объяснений дано в книге Александра Прохорова «Русская модель управления» — в России короткое лето, но длинная зима. За лето надо было успеть собрать весь урожай, то есть включить режим «героя», а вот длинной зимой особо заняться было нечем, поэтому это был режим отдыха и ожидания нового рывка. Так в нашем ДНК закрепилось рывковое мышление, которое хорошо для проектов, где надо успеть сделать что-то быстро в срок. Но не очень хорошо для создания продуктов, где надо непрерывно и медленно улучшать продукт.
Есть и другие объяснения, которые приводит Александр Аузан в книге «Культурные коды экономики», например: регионы, которые имели благоприятный климат (территории Европы, Китая, Кореи), были центром притяжения многих народов. Поэтому всем этносам в таких регионах надо было уметь конкурировать друг с другом, держать планку. А на территориях, где неблагоприятный климат, например в России, нужно было уметь выживать. И здесь проявлялись другие качества: героизм и изобретательство, которые и привели к нашей рывковой культуре, не очень полезной для создания продуктов-лидеров.
Отличие продуктового мышления от проектного
Чем же отличается продуктовое мышление от проектного? Для этого давайте разберем, как мыслит проджект-менеджер и продакт-менеджер на примере создания iPad. Проектный менеджер всегда держит в голове проектный треугольник: как все успеть до дедлайна, уложиться в бюджет и выполнить задачу по ТЗ. В 2005 году Стив Джобс получил технологию сенсорного экрана, купив специализирующуюся на этом компанию с ее патентами. Если бы он был проджект-менеджером, то он бы думал, как создать iPad в сроки и бюджет согласно некого Технического задания (в проектном управлении это называется проектным треугольником). Но он мыслил по-другому и получились неожиданные результаты.
Продуктовое мышление — это не дедлайны, бюджет и Техническое Задание. Чтобы продукт был ценен для рынка продакт-менеджера интересует совсем другое, а именно: сколько будет продано iPad на рынке, сколько будет заработано денег и станем ли мы №1 на некотором рынке. Поэтому продуктовый менеджер задает себе совсем другие вопросы:
- Какие потребности у клиента?
- Что будет пользоваться спросом исходя из этих потребностей?
- Как заработать с продаж больше денег?
- Как стать лидером и удерживать лидерство?
И отвечая на эти вопросы мы можем получить совсем другой результат.
Когда мы говорим про возможности сенсорного экрана, то потребности, которые он может решить — это без привязки к столу что-то читать, лазить в интернете, делать созвоны. Что будет пользоваться спросом? Вообще не только iPad, но также это и смартфон или ноутбук с сенсорным экраном. Дальше продакт-менеджер анализирует, где можно заработать больше, где больше объем рынка и его можно быстрее захватить. А также изучает, как стать лидером и удерживать лидерство.
И здесь неожиданно можно получить ответ, до которого проджект-менеджер никогда не дойдет — для большего заработка надо выпускать не iPad, а смартфон. Потому что объем рынка гораздо больше, все люди уже пользовались телефонами. Плюс гораздо легче переключаться с телефона на смартфон, чем объяснять что такое iPad.
Именно это произошло в 2005 году, когда Стив Джобс понял, что всю команду, которая занималась создание iPad, надо направить на создание первого смартфона с сенсорным экраном. Так и появился первый iPhone в 2007 году. А проект iPad был заморожен и появился только в 2010 году, после выхода второго iPhone.
В этом и есть главное отличие продуктового мышления от проектного. Проектный менеджер делает то, что ему сказали — согласно Техническому заданию пытается уложиться в сроки и бюджет. И, как правило, получается совсем не то, что нужно рынку и потребителю. Продуктовый менеджер мыслит другими категориями — пытается понять что нужно клиенту, что будет пользоваться спросом, где можно больше заработать и стать №1. И результаты их ждут совершенно разные. Возможно поэтому мы изобрели радио, телевизор, но наших компаний в этом секторе нет даже на российском рынке. Мы крутые изобретатели и герои, но не те, кто умеет создавать продукты массового потребления, которые становятся лидерами на мировой арене.
Как трансформировать мышление с проектного на продуктовое
Мы разобрались, в чем отличие продуктового мышления от проектного, осталось разобратся в том, как поменять свое мышление, мышление коллег и мышление целой компании. Здесь можно выделить несколько шагов как при личных преобразованиях, так и при трансформации своей команды или компании. При личной трансформации нужно пройти следующие шаги:
Осознайте, что на самом деле у вас проектное мышление. Если ваш продукт не растет темпами выше рынка в России, то это уже приговор. У нас конкуренция по сравнению с миром очень низкая, и отсутствие хорошего роста даже для зрелого продукта говорит о многом. Также если вы работаете в режиме героя, то есть делаете рывок, потом отдыхаете, то это тоже диагноз. Если вы зациклены на продукте, его функциях, свойствах, но не не живете проблемами клиентов, не понимаете объем рынка, конфигурацию сегментов, позиционирование продукта, уникальность, то это тоже признаки проектного мышления. Я вот так первые 2 года предпринимательства все ждал результатов, верил в свою гениальность, думал о продукте, а не клиенте, делал проектные рывки, а не постоянно растил продукт. Результат был закономерным — без особого роста.
Вдохновитесь примерами роста успешных продуктов. Изучайте кейсы роста продуктов, почему одни продукты взлетают, а другие падают. Для меня источниками вдохновения были фиаско Стива Джобса и его возвращение в Apple, когда он убил почти все продукты, оставил только 4 и сделал невероятный рывок в лидеры рынка.
Изучите, как правильно создавать продукты. Можете пройти специальные курсы или искать информацию самостоятельно — зависит от вашего времени.
Начните делать продукт. Постепенно, взяв за основу новые знания, создавайте продукт. Лучше, чтобы вам помогал профессиональный трекер.
Зафиксируйте свое новое мышление. Сделайте рефлексию, что было сделано по-новому и привело к успеху, исключите то, что не работает и закрепите на практике те инструменты, которые работают.
В случае трансформации команды и компании шаги будут немного другие, потому что здесь помимо индивидуальных изменений нужны корпоративные изменения:
- Пересмотрите корпоративную культуру. Объясните сотрудникам принципы продуктового мышления, ориентированного на потребности пользователей, гибкость и адаптацию к изменениям, в отличие от проектного подхода.
- Определите, что препятствует новой культуре: оцените оргструктуру, процессы и систему принятия решений, и создайте более автономные продуктовые команды.
- Обучите топ-менеджеров и ключевые команды современному продакт-менеджменту с акцентом на практическую проработку продуктов.
- Разработайте собственную методологию, которая будет основываться на исследованиях, анализе рынка, MVP, стратегиях и других ключевых элементах.
- Проведите массовое обучение сотрудников, связанное с продуктами, по вашей методологии. В процессе можете дорабатывать и совершенствовать методологию.
- Внедрите обновленную систему принятия решений, оргструктуру и продуктовую методологию.
Следуя этим шагам, вы лично и компания сможете перейти от проектного к продуктовому мышлению и создавать продукты, ориентированные на пользователя и формирующие повышенный интерес со стороны рынка. Для более детального понимания перехода на продуктовое мышление необходимо внедрить продуктовую методологию. Сейчас самая современная база для этого — методология Product Focus. Архитектурно она гибкая для внедрения любых новых фреймворков и при этом фиксации своих наработок наравне с устоявшимися методами.
Как вы считаете в чем мы сильны: в проектах или в продуктах? Нужно ли переходить с проектного на продуктовое мышление, чтобы вывести свой продукт в мировые лидеры?