Mplace 24 — технологический партнер OZON, Wildberries, Яндекс Маркет и Мегамаркет. Мы размещаем и сопровождаем продавцов на маркетплейсах. В этой статье — как запустить магазин и работать на Мегамаркет.
Что это за маркетплейс?
Мегамаркет пережил несколько ребрендингов и смен названий. До 1 августа 2023 года он носил название «Сбермегамаркет», а до 2021 года — «Goods.ru». Изначально был основан в 2016 году компанией «М.Видео». В 2021 году владельцем сервиса стал Сбербанк России, и онлайн-платформа сначала была переименована в «Сбермегамаркет», а затем и в «Мегамаркет».
По данным аналитической компании Data Insight, Мегамаркет стал самым быстрорастущим маркетплейсом в России за 2023 год, по данным отчета, рост GMV составил 417%.
Самый внушительный рост продаж, согласно данным Мегамаркет, наблюдался в следующих категориях: «Смартфоны и аксессуары» (+750%), «Мебель» (+641%) и «Обувь» (+594%). В целом, объем заказов за прошлый год увеличился почти втрое.
При этом Мегамаркет активно привлекает покупателей большим кешбэком за покупки. Например, за покупку iPhone стоимостью 100 тысяч рублей, Мегамаркет может вернуть покупателю 20 тысяч бонусов баллами Спасибо, которые в свою очередь можно полностью потратить на следующую покупку. Также нужно учитывать, что Мегамаркет — единственная онлайн-платформа, где покупатель может тратить и копить баллы Спасибо от Сбербанка. По данным Сбербанка, сейчас в данной бонусной программе участвуют более 62 млн человек — это потенциальная аудитория маркетплейса Мегамаркет.
Учитывая, что количество продавцов на данной платформе значительно меньше, чем на раскрученных площадках Wildberries или Ozon, начинающий продавец может ожидать хороший объем продаж уже с самого начала своей деятельности.
Кто может стать продавцом на Мегамаркете
Маркетплейс работает с самозанятыми, индивидуальными предпринимателями и зарегистрированными юрлицами. Чтобы активировать личный кабинет, следует подготовить документы.
Обычно предоставленные материалы проверяются в течение суток, но иногда случаются задержки.
Все о комиссиях на Мегамаркет
На площадке есть два основных типа комиссий.
Комиссия за продажу. Для новых селлеров на платформе работает специальная акция — 1% комиссии за продажи любых товаров на 3 месяца.
Обычный размер комиссии находится в пределах от 0,5% до 22,5% от цены товара. Процент зависит от используемого способа работы и категории. К примеру, для антисептиков комиссионный сбор равен 4%, а для детских рубашек — 11% по FBO и 17% по FBS.
Комиссия за эквайринг. Поскольку расчеты на площадке осуществляются онлайн, действует услуга эквайринга. Для компенсации расходов за услуги банка-партнера Мегамаркет ввёл комиссионные сборы за обработку платежей. Сумма товара считается вместе с НДС и до списания всех бонусов покупателя.
Уточнить тарифные ставки можно в подразделе Готовые связки.
Помимо этих комиссионных сборов, селлер оплачивает хранение, сам доставляет товар клиенту, а также платит за его продвижение. Величина сборов определяется категорией товаров, она зависит также от выбранной модели сотрудничества, количества подключенных услуг.
Как зарегистрировать магазин на торговой площадке
Для регистрации в личном кабинете нужно заполнить форму, указав персональные данные продавца, категорию товара, название магазина. В одном магазине селлер может реализовывать продукцию из разных категорий, при этом название магазина он может менять.
Выбор схемы работы
Когда селлер попадает в личный кабинет, он должен выбрать подходящую схему взаимодействия с торговой площадкой. Каждая модель имеет свои плюсы и минусы, разберем их подробно.
FBS — доставка от маркетплейса. Модель предполагает, что продукция хранится на складе селлера. Он самостоятельно осуществляет приём заказов, собирает, пакует, после чего передает их на склад маркетплейса. Маркетплейс играет роль витрины продукции и осуществляет доставку заказов клиентам. Продавцу не приходится платить за хранение продукции на складе торговой площадки. Минусом является то, что приходится самому заниматься ежедневной операционной деятельностью с заказами, или искать подрядчика, который будет этим заниматься.
FBO — хранение + доставка от маркетплейса. Селлер привозит продукцию на склад, а все остальные действия, например, обработку, сборку и доставку заказов покупателям, выполняет маркетплейс. Основное преимущество этой модели в том, что не нужно заниматься обработкой заказов, можно сосредоточиться на продвижение продукции. Кроме того, товары по FBO быстрее доставляются до покупателей, что является подчас решающим доводом при оформление покупки. Однако нужно внимательно просчитывать поставки и следить за товарным остатком на складе маркетплейса, чтобы, с одной стороны, не платить за хранение, а с другой стороны — избежать товарного дефицита.
DBS — доставка силами продавца. Продукция хранится на складе продавца. Он сам занимается обработкой, сбором и доставкой заказов клиентам. Мегамаркет выступает в роли онлайн-витрины для демонстрации товара. Довольно часто тарифы транспортных компаний оказываются менее выгодными по сравнению с тарифами маркетплейса. При такой модели работы вся операционка, в т.ч. и коммуникации, целиком ложится на плечи продавца.
Выдача из магазина (C&C, P&C). Селлер занимается обработкой заказов, собирает их и передаёт покупателям в своих розничных магазинах. Такая схема сотрудничества доступна ограниченной части продавцов — а именно, юрлицам и ИП, у которых есть свои магазины.
Для самозанятых доступны только модели работы FBS и DBS.
Как загружать продукцию и как создавать карточки товара
Сначала выясним, что запрещено продавать на данной онлайн-платформе, таких категорий продуктов пять:
- Продукция, не соответствующая требованиям ТР ТС 018 /2011 “О безопасности колесных ТС”. К примеру, детские кресла без каркаса, адаптер ремня безопасности и прочее;
- Любое оружие — газовое, холодное, огнестрельное, электрошокеры и т.д. К оружию не относятся сувенирные ножи, макеты оружия, пистолеты для страйкбола и другое;
- Продукция, подлежащая обязательной сертификации, но не имеющая необходимых документов. Например, свидетельства о госрегистрации, сертификата или декларации соответствия;
- Некоторые виды БАДов, пиротехники, наркотические средства, табак и никотиносодержащие товары, цифровые и религиозные товары, б/у продукция;
- Рецептурные лекарства и алкоголь можно продавать только при условии выбора модели работы C&C.
Какие товары разрешены к продаже самозанятым? Лицам, зарегистрированным в статусе самозанятых, разрешено продавать товары, созданные своими руками. Это значит, что они не могут покупать продукцию у производителя и перепродавать ее на Мегамаркете без изменений. Но это вовсе не означает, что собственный товар должен обязательно создаваться с нуля. Самозанятые могут приобретать материалы, заготовки и даже другие изделия и перерабатывать их. Главное, чтобы в результате получился новый продукт.
Чтобы загрузить ассортимент на Мегамаркет, нужно сделать два шага:
- загрузить товары одним из предложенных ниже способов;
- связать продукцию с карточками маркетплейса.
На торговой площадке для каждого товара имеется единая карточка. В ней собраны предложения от разных селлеров. Загружая информацию о своем продукте, селлеру нужно привязать его к карточке маркетплейса.
Если карточка аналогичного продукта на площадке уже есть, достаточно добавить ее в каталог.
Найти подходящий товар можно по наименованию либо штрихкоду. Вам останется только выбрать нужный товар и указать следующие данные:
- цену — она будет видна на витрине;
- код товара продавца;
- остаток товара, находящегося на складе.
Цены также можно поменять вручную, либо с помощью Excel-шаблона.
Если ваш продукт пока не реализуется на маркетплейсе, вам необходимо зайти на страницу Ассортимент (подраздел «Загрузка и Обновление») и воспользоваться одним из способов передачи данных:
- с помощью Excel-файла;
- с помощью XML-файла;
- по API;
- с помощью системы 1С.
Настроить передачу данных с помощью 1С или по API сложно без привлечения опытного программиста, поэтому на этих способах мы не будем останавливаться подробно.
Загружать и обновлять ассортимент товаров можно с использованием какого-либо одного способа. Так, если вы воспользовались способом передачи данных посредством Excel-файла, то и дальнейшие действия должны осуществляться тем же способом. Если вы решили его изменить, нужно удалить текущий формат документа и воспользоваться новым.
Использование Excel-файла. Заходим на страницу «Загрузка файла». Скачиваем и заполняем шаблон. Красные ячейки заполнять обязательно, остальные — по желанию.
Загруженные позиции спустя некоторое время отобразятся в разделе «Сводка по ассортименту». После того, как товары появятся в данном разделе, можно перейти ко второму шагу.
Использование XML-файла. Существуют некоторые требования к созданию такого файла:
- его размер не должен превышать 500 Мб. Если ваш файл больше, его необходимо поделить на несколько частей;
- файл необходимо представить в стандарте UTF-8 либо Windows-1251;
- он также должен отвечать стандартам XML;
- заголовок <?xml> должен находиться на первой строке, с первого символа;
- атрибуты XML должны заключаться в двойные кавычки;
- недопустимо применять непечатаемые символы с ASCII-кодами от 0 до 31, исключая символы с кодами 9, 10, 13;
- Символы “, &, >, <, ' необходимо поменять на соответствующие коды.
Вам нужно заносить актуальные данные, а система будет автоматически проверять обновления каждые 2 часа, обращаясь к вашему файлу.
Маркетплейс позволяет объединять продукты из одной категории, бренда, различающиеся свойствами, к примеру, габаритами, цветом, комплектацией. Для этого сделайте мультикарточку. С этой целью в поле “Модель” введите одинаковое значение для карточек, подлежащих объединению.
Если продукты имеют одинаковый артикул, но различаются по габаритам и цвету, то, создавая карточку, создайте уникальный артикул, прибавив, к примеру, к имеющемуся артикулу обозначение размера.
Прежде чем сделать заказ на одежду или обувь, покупатель желает удостовериться, что выбирает правильный размер. Размеры могут быть международными, европейскими, иметь СНГ-стандарт и т.д. Чтобы избежать путаницы, в описании товара прилагается таблица размеров, где все измерения указаны в сантиметрах.
По умолчанию в описании товара представлена стандартная таблица размеров Мегамаркета. Если она не подходит, вы можете добавить свою собственную размерную сетку, через поддержку Мегамаркет.
Остатки товара можно обновлять либо автоматически, либо вручную, но для этого нужно написать соответствующий запрос в поддержку.
Продвижение продукции на онлайн-платформе
Рассмотрим, какие методы можно для этого использовать.
Бонусная программа. В ней участвуют все продавцы и клиенты маркетплейса. При каждой покупке на платформе клиент получает кэшбек бонусы СберСпасибо. Это приводит к росту числа повторных покупок. Клиент может оплатить бонусами до 99% стоимости продукции при новой покупке. Базовый кэшбэк для селлеров возмещается Мегамаркетом. Однако, желая привлечь дополнительных клиентов, продавец может установить повышенный кешбэк.
Лучшее предложение. Любой товар на данной платформе имеет свою карточку, где собраны все предложения от разных селлеров. Выбирая товар, клиент видит характеристики продукта только одного из продавцов. Именно этот продукт он может добавить в корзину, используя кнопку “Купить”. Предложения от других селлеров он увидит, если воспользуется кнопкой “Еще” или перейдет в подраздел “Цены” внизу страницы.
Покупатель сам решает, у какого продавца ему купить товар. Клиент делает выбор, оценивая совокупность таких параметров, как стоимость, процент кэшбэка, популярность продавца, срок поставки.
Динамическая цена. Сервис анализирует стоимость вашего продукта на этой и на других онлайн-площадках. На базе данной информации он формирует привлекательную цену на конкретный продукт. У вас есть возможность назначить желаемую скидку.
При использовании этого инструмента увеличивается шанс того, что именно ваше предложение окажется самым выгодным, а значит, попадет на кнопку “Купить”. Товары с изменяющейся ценой маркетплейс отмечает символом “Выгодно”. Он показывает клиенту, что этот продукт имеет лучшую цену среди конкурентов, в т.ч. и на других сервисах.
Акции. Каждый селлер может продвигать товар на площадке через участие в разного рода акционных мероприятиях, организованных Мегамаркетом, либо созданных им самим. Для этого нужно выбрать продукты и установить на них скидки или повышенный кэшбек. Участие в таких мероприятиях является бесплатным, но предоставленные скидки и повышенный кэшбэк возмещаются за счет продавца.
Рекламные компании. Продавец может продвигать свой продукт с помощью объявлений на страницах категорий, соответствующих данному продукту, или в результатах поиска маркетплейса. Кроме того, у него есть возможность предлагать свою продукцию в блоке “Предложение для вас”.
К примеру, рекламная компания может быть организована в подразделе “Рекомендуем” — в виде карусели карточек с продукцией.
Рекомендация товара в карточке аналогичного продукта. Данный рекламный блок показывается на странице товарной карточки.
Можно сформировать объявление в поиске и настроить ключевые слова, по которым будет показываться ваш продукт, а еще добавить минус-фразы, когда реклама не будет срабатывать. Оплачивается 1000 показов, ставка назначается продавцом, а сама компания работает по типу аукциона.
Аналитика и отслеживание данных
Каждый продавец может получить полную статистику, касающуюся своих товаров, зайдя в раздел аналитики по проданным товарам. Там ежедневно можно отслеживать такие показатели: показы карточки, переходы на карточку, добавление продукта в корзину, число проданных единиц и выручка, рекламные затраты.
Если вы ставите целью расширить ассортимент продаваемых товаров и обдумываете, с какой продукцией начать работать, воспользуйтесь бесплатным разделом «Что продавать на Мегамаркет».
Маркетплейс активно развивает данный раздел и все время добавляет новые отчеты, которые будут полезны любому продавцу.
Подведем итоги
По данным Data Insight, Мегамаркет является самым быстрорастущим и перспективным маркетплейсом за 2023 год.
Сегодня онлайн-площадка активно привлекает продавцов к сотрудничеству — они могут экономить на низких комиссиях за продажу, участвовать в собственных акциях, устанавливать повышенный кэшбэк. Таким образом любой продавец может стимулировать покупателей приобретать товары именно у него.
Работать можно в качестве самозанятого, ИП и ООО. Предлагается несколько моделей сотрудничества — FBO, FBS, DBS, C&C или P&C.
Мегамаркет стремится активно привлекать продавцов и предлагает выгодные условия для старта продаж.
Планируете начать продавать на Мегамаркете? Или, может быть, уже продаёте на этой платформе и можете поделиться своими впечатлениями о работе? Пожалуйста, расскажите об этом в комментариях