Чтобы отчитаться о налогах, компании сдают декларации в ФНС — и начинается камеральная проверка. Если у инспектора возникают вопросы, он может запросить подтверждающие документы, например, договоры, акты и счета-фактуры. Тогда бухгалтерия бросает текущие дела, чтобы подготовить бумаги, отправляет их инспектору, а ФНС требует все новых и новых деталей. Процесс отвлекает сотрудников и часто кажется бесконечным.
Средний и крупный бизнес может избежать таких ситуаций, если перейдет на режим налогового мониторинга.
Меня зовут Дмитрий Тетерук, я главный технологический эксперт платформы VK Tax Compliance. Расскажу, чем налоговый мониторинг отличается от традиционных проверок, и как изменится взаимодействие с ФНС с переходом на такую форму контроля.
Что такое режим налогового мониторинга
Налоговый мониторинг — это форма контроля, при которой ФНС взаимодействует с налогоплательщиком — юрлицом в онлайн-формате и в режиме реального времени. Бизнесу это помогает снизить риски и точнее прогнозировать налоговую нагрузку, а ФНС — сократить время на камеральные проверки.
При обычном формате компания формирует налоговую декларацию по ТКС отправляет документы в ФНС. Инспектор открывает декларацию, но видит в ней только основную информацию. Например, в декларации по НДС это реквизиты юрлица, данные по книге покупок и книге продаж, общую сумму налога. Деталей — вроде договоров или счетов-фактур — в декларации нет.
Инспектор может принять отчет или засомневаться в данных — тогда он запрашивает у фирмы дополнительные документы. В результате бухгалтерия бросает все дела и ищет то, что нужно налоговой — иногда это могут быть бумаги за прошлый и даже позапрошлый год. Документы и комментарии компания снова по ТКС отправляет в налоговую.
Когда компания вступает в налоговый мониторинг, она предоставляет налоговой онлайн-доступ не только к декларации, но и к регистрам и первичным учетным документам. Так инспектор не дергает главбуха по каждому акту или счету-фактуре, а сразу находит их в перечне, который предоставила компания.
7 причин, зачем вступать в налоговый мониторинг
Налоговый мониторинг проводится на добровольной основе. Крупный и средний бизнес выбирает эту форму контроля из-за ряда преимуществ. Рассмотрим их.
Налоговые проверки уходят в онлайн. При традиционном контроле камеральная проверка начинается, как только декларация попадает к инспектору, и длится 2–3 месяца в зависимости от вида налога.
Налоговый мониторинг по сути заменяет камеральную проверку. Инспектор может в любое время в период проведения проверки отчетности открыть декларацию и найти нужный документ на витрине, а если чего-то не хватает, отправить компании запрос в чат — как в мессенджере. Выездные проверки, которые бизнес особенно не любит, не проводятся — за редким исключением. Все это экономит время и нервы бухгалтерии, руководителю и собственнику бизнеса.
Можно получать мотивированное мнение ФНС и снизить риски. Компания вправе запросить его как по совершённым, так и по будущим сделкам. Инспектор подскажет, насколько правильно отражены начисления и сроки уплаты налогов, сборов и страховых взносов и даст подробные рекомендации. Так получится заранее выявить возможные налоговые риски, урегулировать спорные ситуации и избежать штрафов.
Налоговая — партнер, а не контролирующий орган. Компании — участники налогового мониторинга, максимально раскрывают свои данные для ФНС. В свою очередь, налоговая отвечает на запросы бизнеса оперативнее, чем при обычных проверках. Обе стороны заинтересованы, чтобы процесс контроля был быстрым и прозрачным.
Ускоренное возмещение НДС и акцизов. Это возможно благодаря тому, что налоговая проверяет декларации быстрее, чем при традиционной форме. В результате компания может планировать будущие сделки с учетом возмещенного налога.
Комплексный анализ рисков и организация системы внутреннего контроля в компании. На платформе можно настроить контрольные процедуры по методам ФНС, чтобы видеть, соответствуют ли ваши действия рекомендациям налогового органа. Так получится найти и исправить ошибки в декларации до ее отправки.
Укрепление репутации. Вступление в налоговый мониторинг повышает инвестиционную привлекательность компании, потому что это показывает уровень открытости компании и прозрачности ведения бизнеса.
Сокращение глубины проверок. Если компания сдает отчетность в обычном режиме, налоговая имеет право проверить бизнес за предыдущие 3 года. При налоговом мониторинге ФНС имеет право проверять документы и отчетность только за один год. Это снижает нагрузку на бухгалтерию и другие отделы компании, которые отвечают за взаимодействие с налоговой.
Как работает платформа налогового мониторинга
Чтобы раскрывать данные в режиме налогового мониторинга, нужна специальная платформа — витрина данных. Например, VK Tax Compliance. На её примере расскажу, как компания взаимодействует с ФНС.
В витрину данных информация поступает из контура компании, полученные данные проверяются, а затем публикуются. Налоговый инспектор получает уведомление, что компания раскрыла отчетность в витрине данных, и может начать проверку. Если у него возникают вопросы, он отправляет запрос в чате платформы. Компания готовит ответы или дополнительные документы и загружает их на витрину данных.
Получается, что бизнес и ФНС обмениваются информацией в рамках платформы. Значительный плюс использования платформы в том, что сотрудник ФНС и сотрудник компании видят одинаковые данные в одном и том же формате — это облегчает коммуникацию Так бизнес не тратит время на сбор информации и документов для налоговой, как это происходит при традиционных проверках.
В VK Tax Compliance уже интегрирована АИС «Налог-3»: с 2024 года с ней обязаны работать все участники налогового мониторинга. Если компания пользуется нашей платформой, не нужно ничего подключать дополнительно. А еще удобно работать в одном интерфейсе, не переключаясь между программами.
Кто может стать участником налогового мониторинга
Требования, которым должна соответствовать компания:
- Общая сумма налогов — более 80 млн ₽;
- Общая сумма годового дохода и стоимость чистых активов — более 800 млн ₽.
При этом на некоторые организации ограничения по суммовым критериям не распространяются:
Как стать участником налогового мониторинга
Компании нужно до 1 сентября текущего года подать заявление в ФНС. Например, если бизнес планирует перейти на новую форму контроля в 2026 году, заявление нужно подать до 2 сентября 2025 года.
Далее действуйте по алгоритму.
Налоговая принимает документы в электронном виде и выносит решение до 1 ноября. Если оно положительное, с 1 января следующего года вы можете работать в режиме налогового мониторинга.
Как выбрать платформу налогового мониторинга
В России пока немного платформ, через которые бизнес взаимодействует с ФНС в рамках налогового мониторинга. Компания может приобрести любую, но при выборе рекомендую обращать внимание на следующие критерии.
Проверенные решения. Хорошо, если компания-провайдер работает с бизнесом из разных отраслей, у нее есть опыт взаимодействия с налоговой по обмену электронными документами. Например, VK Tax Compliance сотрудничает и с крупными, и со средними компаниями.
На платформе есть все необходимые сервисы. Чтобы работать в режиме налогового мониторинга, компания должна соблюдать требования ФНС, например, использовать сервис АИС «Налог-3». Его можно установить и дополнительно, но это не очень удобно: пользователям придется переключаться между разными системами. Витрина данных VK Tax Compliance уже включает все необходимые компоненты для быстрой работы: 1С Коннектор, встроенный модуль СВК, который соответствует требованиям ФНС, и модуль интеграции с АИС «Налог-3».
Служба техподдержки. Витрина данных — непростое технологическое решение и бизнесу важно, чтобы оно работало стабильно. Уточните, есть ли у поставщика служба поддержки и как она работает. Например, у платформы VK Tax Compliance есть собственная техподдержка, которая отвечает на запросы пользователей в режиме 24/7.
Возможность доработки готовых решений. Бизнес может масштабироваться, а законодательство — меняться. В любом из этих случаев потребуется донастройка платформы для налогового мониторинга. У компании-поставщика должны быть ресурсы, чтобы быстро доработать сервис. Так, в команду VK Tax Compliance входят IT-специалисты (аналитики, разработчики) и методологи в сфере бухгалтерии и налогообложения. Это позволяет оперативно реагировать на изменения.
Наличие необходимых лицензий и сертификатов. Проверьте, чтобы у компании-поставщика обязательно была лицензия ФСБ на работу со средствами криптографической защиты информации (СКЗИ).
Главное о налоговом мониторинге
Налоговый мониторинг заменяет традиционные камеральные проверки и позволяет существенно снизить риск выездных проверок. Эту форму контроля могут использовать крупные и средние предприятия, если соответствуют критериям по сумме уплачиваемых налогов, размеру дохода и активов.
Чтобы работать в режиме налогового мониторинга, нужна специальная платформа — витрина данных. Через нее компания в онлайн-формате раскрывает информацию об отчетности, а ФНС изучает данные и при необходимости запрашивает дополнительные документы.
При выборе поставщика витрины данных нужно учитывать опыт работы, технические возможности компании, проверить наличие необходимых лицензий.
А ваша компания вступила в налоговый мониторинг? Если да, расскажите — что изменилось? А если нет, то поделитесь — почему?