ППА — это предпроверочный анализ, который в настоящее время в обязательном порядке проводится налоговым органом, в отношении организаций и ИП, если у проверяющих есть основания полагать, что есть повод для доначисления налогов и/или проведения выездной налоговой проверки (ВНП).
Сейчас ни одна выездная проверка не начинается без проведения ППА, а в налоговых органах были созданы специальные отделы, которые занимаются такой проверкой. Ведение ППА нацелено на то, чтобы отдел выездных проверок уже имел готовую доказательную базу перед началом проверки.
Цель ППА?
Как все знают, в последний год налоговый орган отходит от долгого метода сбора налогов, а именно проведения выездной проверки. Основной тренд в настоящее время — это быстрый сбор налогов путем добровольного уточнения требований по итогам ППА, а точнее дружеской встречи в кабинете руководителя налоговой инспекции собственника/директора компании и представителей контролирующего органа.
Целью ППА является принятие окончательного решения, имеются ли в действиях налогоплательщика нарушения налогового законодательства, и какими доказательствами они подтверждаются.
По итогам ППА налоговый орган либо:
- максимально подготавливается к проведению ВНП;
- убеждает налогоплательщика уточнить свои обязательства и доплатить налоги (без проведения ВНП);
- принимает решение, что нарушений налогового законодательства со стороны налогоплательщика нет (такое вполне возможно, но налогоплательщику необходимо активно участвовать в период ППА).
Какие мероприятия проводятся налоговым органом в период ППА?
В налоговых правоотношениях принцип “разрешено все что не запрещено законом” не действует. Напротив, для налогового органа действует ограничение которое звучит как “разрешено только то, что разрешено законом”. Поэтому полномочия налоговиков ограничены Налоговым кодексом.
Что может налоговый орган:
- направляет требования в адрес налогоплательщика, который подозревается в нарушении налогового законодательства;
- направляет требования в адрес контрагентов;
- проводит допросы сотрудников налогоплательщика (особенно бывших) и иных лиц;
- проводит осмотры помещений (обычно это мероприятие проводится под видом проверки адреса регистрации юридического лица);
- приглашает налогоплательщика на рабочую встречу.
Полномочия налоговиков в рамках налоговой проверки шире, чем в рамках предпроверочного анализа, однако и указанных выше действий, в совокупности с автоматизированными системами выявления нарушений, достаточно чтобы собрать доказательства нарушений.
Необходимо определить, действительно ли в отношении вашей компании проводится ППА. Возможно, требования касаются деятельности вашего контрагента, и проверка либо ППА проводится в отношении него.
В течение какого периода проводится ППА
Так как данная процедура в принципе не предусмотрена налоговым кодексом, то и нет установленных сроков на ее проведение.
На практике, ППА проводится от двух месяцев до года.Осень — это самая жаркая пора для завершающих этапов ППА, а именно для приглашения на разговор в налоговую.Примерно до октября налоговый орган собирает информацию, а с октября по декабрь активно проходят рабочие встречи с налогоплательщиками в целях добровольного уточнения обязательств и доплаты налогов.
Почему именно это время?
31 декабря каждого года — это последняя возможность вынести решение о проведении выездной проверки и затянуть в проверку все три года, предшествующие году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
То есть 31.12.2024 г. последний срок для вынесения решения о проведении ВНП за 2021-2023 г. С 01.01.2025 г. возможности проверить 2021 г. у налогового органа не будет.
Уведомление о вызове в налоговую может быть предвестником выездной налоговой проверки
Например, чтобы доказать признаки дробления бизнеса налоговики будут задавать свидетелям вопросы о том как именно работает компания, кто является ее бенефициаром — ФНС захочет собрать доказательства о том, что часть компаний являются не самостоятельными субъектами, а придатком другой фирмы.
Что делать, если есть ощущение, что в отношении вашей организации проводится ППА?
Во-первых, необходимо четко определить, действительно ли в отношении вашей компании проводится ППА. Возможно, требования касаются деятельности вашего контрагента, и проверка либо ППА проводится в отношении него.
По каким действиям налоговой можно точно сказать, что проводится ППА:
- Обычно приходит несколько требований подряд, в которых «вне рамок проверки» запрашиваются документы за последние три года (период запроса документов — это самый первый звоночек, что это, скорее всего, ППА). В данных требованиях запрашиваются документы четко по деятельности именно вашей компании, а не контрагентов. Причем запрашиваться могут, как первичные документы по сделкам, так и документы бухгалтерского учета, иные документы (ОСВ, карточки счетов, расшифровки статей бух.учета, штатное расписание, списки сотрудников, работающих на объектах и т.п.).
- Ни один ППА не проводится без допросов свидетелей. Налоговый орган обычно рассылает повестки сотрудникам, которые являются непосредственными исполнителями, то есть не руководящий/административный состав компании. Также особый интерес представляют бывшие сотрудники организации. Об этом мероприятии налогового контроля вы, как собственник/директор, можете и не узнать, ведь вас на допрос как раз вызывать не будут.
- Также в рамках ППА обязательно направляются требования вашим контрагентам. В данном случае, все зависит от того нарушения, которое планирует вменять вам налоговый орган. Об этом мероприятии, скорее всего, вы узнаете, так как сейчас в обычаях делового оборота, принято сообщать контрагенту о наличии таких требований.
По итогам анализа всех документов и информации, поступившей в инспекцию от вашей компании, ваших контрагентов, ваших сотрудников и иных лиц, налоговый орган обычно формирует уведомление о вызове директора/собственника компании в налоговый орган, в котором отражаются основные претензии контролирующего органа.
Иногда такое приглашение направляется ДО сбора всей информации. В этом случае уведомление обычно не особо информативное, а также надо понимать, что в этой ситуации у налоговой нет доказательств тех претензий, которые кратко в нем отражены.
Во-вторых, необходимо определить те претензии, которые может предъявить налоговая, а также необходимо понять, какими доказательствами она будет подтверждать свои догадки.
Обычно из запросов документов у компании, а также из запросов контрагентам, можно определить эти риски.
Например, чтобы доказать признаки дробления бизнеса налоговики будут задавать свидетелям вопросы о том как именно работает компания, кто является ее бенефициаром — ФНС захочет собрать доказательства о том, что часть компаний являются не самостоятельными субъектами, а придатком другой фирмы.
В-третьих, в целях определения линии поведения на всех мероприятиях ППА и особенно на комиссии в налоговой необходимо:
- проанализировать все первичные документы, документы бухгалтерского и налогового учета на предмет их соответствия той операции, которая была осуществлена (наличие самого документа, наличие у документов всех необходимых реквизитов, наличие подписей на документах и т.п.);
- проанализировать требования, которые приходили ранее и ответы на них;
- предупредить контрагентов, которым еще требования не приходили, а также всех текущих и бывших сотрудников о возможных вызовах на допрос;
- провести анализ наличия деловой цели совершения тех операций, которые могут попасть в зону риска;
- произвести расчет возможных доначислений по годам (чтобы самим понимать о каких суммах будет вести речь налоговый орган).
Важно! Налоговая не всегда сразу в уведомлении о вызове на комиссию указывает сумму налогов, которую предлагает уточнить.
Резюмируем
Все уведомления, которые приходят от ФНС по поводу предпроверочного анализа, налоговые юристы называют “письмами счастья”. Потому что в них инспекция “просит” доплатить налоги.
Так что же делать если вы получили письмо счастья:
- Не игнорировать требования и приглашения на комиссию от налоговой,
- Внимательно изучать все запросы, а также весь свой документооборот.
- Работать как со своими контрагентами, так и со своими сотрудниками (особенно бывшими).
- При необходимости самостоятельно провести аудит как спорных операций, так и деятельности в целом.
- Сделать свой расчет возможных доначислений.
- Активно отстаивать свою позицию на комиссии, предоставлять письменные пояснения в ответ на уведомление о вызов в налоговую (это надо сделать ПОСЛЕ встречи в налоговой).
- При необходимости самим инициировать встречу с налоговым органом.
Поделитесь опытом, приглашали ли вас на беседу в налоговый орган, и как она прошла?