Предполагалось, что к 2024 году к системе налогового мониторинга присоединятся более 7000 компаний. Однако на практике это сделали лишь 569. Очевидно, бизнес не спешит: с одной стороны, процедура пока не обязательна, с другой — многие недооценивают ее значимость и потенциальную пользу.
Налоговый мониторинг и его значение для бизнеса
Налоговый мониторинг — подход к налоговому контролю, основанный на цифровом взаимодействии с ФНС. По сути, заменяет традиционные камеральные и выездные проверки. Для этого компаниям достаточно предоставить удаленный доступ к своей бухгалтерской и налоговой отчетности.
Налоговый мониторинг дает компаниям следующие преимущества:
- Налоговая получает все документы онлайн, поэтому выездные и камеральные проверки упраздняются. Как следствие, давление на бизнес снижается.
- Открывается новый формат диалога с ФНС — через мотивированные мнения. Налоговая может запросить дополнительные документы по сделке, а компания — уточнить, как правильно провести операцию. Любые противоречия можно устранить заранее и избежать штрафов и пеней.
- ФНС фактически контролирует корректность налоговой политики, так что бизнес может решать все вопросы напрямую без помощи сторонних консультантов.
- Скорость проверки документов и согласования совершенных и планируемых операций значительно увеличивается. Возмещение НДС также происходит быстрее.
Хотя изменения в законодательстве могут усложнить вхождение в налоговый мониторинг, результаты оправдывают затраченные усилия.
Что нового: изменения в законе 2024
В 2024 году в систему налогового мониторинга были внесены важные изменения.
Критерии для подключения к системе были снижены. Теперь стать участником может компания с годовыми налоговыми платежами от 80 млн рублей, доходом от 800 млн и активами от 800 млн рублей.
Интеграция с АИС «Налог-3» стала обязательной. Все участники налогового мониторинга теперь обязаны передавать свою отчетность в эту систему.
Лимиты для компаний планомерно снижаются. До 2020 года этот режим был доступен только организациям с активами и доходами от 3 млрд рублей и налоговыми платежами в 300 млн рублей за год. С 1 июля 2021 года требования снизились до 1 млрд и 100 млн рублей соответственно. Тенденция, вероятно, сохранится, и список потенциальных участников налогового мониторинга продолжит расширяться.
По приказу в налоговый мониторинг вступают только консолидированные группы налогоплательщиков, такие как Лукойл, Роснефть и Газпром. Компании, которые формально соответствуют критериям потенциальных участников, могут подключиться к системе добровольно — для них это пока что необязательно.
С одной стороны, налоговый мониторинг становится доступнее для большего числа компаний, с другой — обновленные технические требования создают преграды для новых участников и дополнительные сложности для действующих.
Технологические трудности перехода
В феврале 2024 года обновилась инструкция по подключению к АИС «Налог-3». Теперь все участники обязаны:
Соответствие новым требованиям — задача сложная и затратная, особенно если речь идет о недостаточной зрелости ИТ-инфраструктуры и необходимости закупки оборудования для криптографической защиты данных.
Пока гром не грянет
Существует заблуждение, что предписание о переходе на налоговый мониторинг можно выполнить по щелчку пальцев, за каких-нибудь пару месяцев. На самом деле комфортное вступление в налоговый мониторинг занимает от 8 до 14 месяцев.
Зачастую компании, которые внезапно получают предписание на подключение к налоговому мониторингу, оказываются в ситуации, когда им нужно завершить этот процесс, например, за 5 месяцев. И это действительно становится серьезной проверкой бизнеса на прочность, поскольку требует значительных ресурсов и усилий. Даже таким гигантам рынка, как «Татспиртпром», удается справиться с таким объемом работ в настолько сжатые сроки лишь при условии привлечения надежного партнера.
Поэтому не стоит ждать момента, когда налоговый мониторинг станет обязательным. Если компания формально соответствует критериям участника, лучше начать подготовку к переходу сейчас.
Рекомендации для компаний: как подготовиться к изменениям
Вступление в налоговый мониторинг — это сложный, но управляемый процесс. Вот несколько практических советов, которые помогут бизнесу плавно его осуществить:
- Помимо внутренней подготовки, переход на налоговый мониторинг включает разработку и утверждение дорожной карты (графика перехода) совместно с ФНС.
- Первый важный этап — оценка готовности систем бухгалтерского и налогового учета, а также интеграции с другими внутренними системами для предоставления доступа ФНС.
- Финансовый архив — это ключ к успешному вступлению в налоговый мониторинг. Без него подтвердить товарно-хозяйственную деятельность практически невозможно. Чтобы упростить задачу по организации архива, можно рассмотреть готовые решения, например, Directum, Docsvision или Цитрос.
- Архив можно наполнить за счет интеграции с ERP-системами, платформами Диадок или СБИС, а также с инструментами, как Directum Ario, куда можно загружать сканы бумажных документов.
- Для передачи данных в налоговую службу можно выбрать один из двух способов: обеспечить прямой доступ через АИС «Налог-3» или использовать витрину данных, облачную или локальную. В любом случае потребуется интеграция с финансовым архивом.
- Для эффективной автоматизации налогового учета компании могут выбрать один из двух подходов: использовать готовое ПО или разработать собственное. Главное, чтобы ИТ-решение обеспечивало автоматический сбор данных из различных источников, расчет налоговых регистров и сверку данных, а также интегрировалось с финархивом. В то же время ИТ-решение должно гарантировать раскрытие налоговых показателей до уровня первичных документов и формировать отчетность в соответствии с требованиями ФНС.
- При выборе вендора важно убедиться, что его ПО соответствует требованиям ФНС. Удостоверьтесь, что вендор выполняет интеграцию с АИС «Налог-3» и оказывает необходимую техническую поддержку.
Что будет дальше
Цифровизация идет полным ходом, и этот процесс не остановить. Совсем недавно подавать НДС можно было в бумажном виде, теперь — только онлайн. Пока что налоговый мониторинг — дело добровольное, но все может резко измениться. Тем компаниям, которые подпадают под новые критерии, лучше начать подготовку сейчас, не дожидаясь, когда придут официальные предписания. Иначе придется переходить на эту форму контроля в спешке и с лишними затратами.
Компании, вступившие в налоговый мониторинг, повышают доверие со стороны государства и контрагентов. Это своего рода сигнал: «Мы прозрачны, нам нечего скрывать», — они готовы предоставлять всю информацию в режиме реального времени. И, учитывая все преимущества, которые предоставляет налоговый мониторинг, можно с уверенностью сказать, что открытый диалог с рынком выгоден для всех.
Налоговый мониторинг дает массу преимуществ. Почему же, на ваш взгляд, бизнес не спешит упростить свою деятельность и перейти на эту форму налогового контроля?