Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как мы сделали сервис онлайн-записи за пять месяцев и 400 000 ₽


Рассказываем, как команда из четырех человек запустила сервис онлайн-записи и бросила вызов DIKIDI, YCLIENTS и Calendly


Эту статью написал участник сообщества

Евгений Лепехин

Евгений Лепехин

Сооснователь и редактор сервиса онлайн-записи для мастеров «Окошки»

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Рассказываем, как команда из четырех человек запустила сервис онлайн-записи и бросила вызов DIKIDI, YCLIENTS и Calendly


Эту статью написал участник сообщества

Евгений Лепехин

Евгений Лепехин

Сооснователь и редактор сервиса онлайн-записи для мастеров «Окошки»

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Меня зовут Евгений Лепехин, я редактор и руководитель собственной дизайн-студии. Мы делаем сайты, разрабатываем логотипы и айдентику, пишем статьи, запускаем рассылки.

В сентябре мы запустили свой первый продукт — Окошки, сервис онлайн-записи для мастеров. Он подходит всем, кто работает сам на себя и принимает людей по записи: бьюти-мастерам, барберам, массажистам, психологам, репетиторам, консультантам.

В этой статье я расскажу, как мы создавали сервис — от идеи до запуска.

Как появилась идея сделать свой сервис онлайн-записи

Рассказ получился объемный — с подробностями, цифрами и сроками по каждому этапу. Затрону основные этапы проекта и поделюсь нашим подходом к созданию онлайн-сервисов:

  1. Подход к созданию продуктов: как не раздуть бюджет проекта.
  2. Философия продукта и исследование рынка: как найти свой путь.
  3. Дизайн и разработка сервиса: зачем рисовать скетчи.
  4. Бюрократия: регистрация названия, онлайн-касса.

Идею Окошек придумал наш техдир Миша Воробьев. Однажды его знакомая бровистка пожаловалась на то, что ей не нравятся существующие сервисы, и попросила сделать что-то более простое, рассчитанное на одного человека.

В конце 2022 года Миша сделал первый прототип продукта — телеграм-бот в связке с Notion.

Работало это так: в Notion хранились две таблицы, в одну мастер добавлял свободные окошки для записи, а бот выводил их клиенту. Когда клиент записывался, бот сохранял записи во вторую таблицу. Так у мастера формировалось расписание на день, неделю и месяц.

Таблица в Notion со списком услуг в прототипе Окошек
Таблица в Notion с записями к мастеру в прототипе Окошек

Связка Телеграма и Notion была классной и, самое главное, бесплатной, потому что у Notion есть бесплатный тариф. Минусы были в том, что человеку удобнее работать с интерфейсом, чем с ботом. К тому же Notion — зарубежная компания, и есть риск, что она может уйти из России. При таком сценарии нам бы пришлось срочно искать ему замену или создавать свое решение. Нам не нравилась такая перспектива.

Тогда мы с Мишей решили сделать полноценный сервис онлайн-записи со своей базой данных, на российском сервере, с удобным интерфейсом и интегрировать его с Телеграмом. Но дальше разговоров дело не пошло: чтобы вписаться в такую историю, нужно было накопить «жирок». Мы положили идею на полку и несколько месяцев занимались клиентскими проектами.

Примерно в это же время я поехал на зимовку в Азербайджан. Там я гулял по деревне среди гусей и коров и размышлял о продукте: каким он может быть, как сделать так, чтобы он приносил деньги и не зависел от других сервисов. Между делом я открыл для себя компанию 37signals, их продукты и книги. Когда я читал об их философии и подходе к созданию сервисов, было ощущение, что я когда-то написал это сам, а потом забыл и теперь открыл снова. Я буквально выделял каждое слово, настолько мне были близки их мысли.

Я изучал опыт компании 37signals. Мне понравилось, что они делают продукты сами, без инвестиций. Когда создаешь продукт на свои деньги, у тебя не безграничные возможности и нужно сразу учиться зарабатывать.

Подготовка: ограничения, партнерство и примерный план работ

Я сразу решил, что Окошки будут компактным и простым сервисом. Чем больше функций в продукте, тем ниже шанс его запустить. Вдобавок мы не могли позволить себе долгую и дорогую разработку. Готовить продукт к запуску год-два — утомительно и разрушительно для команды. Когда люди долго не видят результата своих усилий, у них пропадает мотивация.

Чтобы избежать этих ловушек в будущем, я установил два ограничения.

Минимум функций. В начале проекта мы определили функции для первой версии: онлайн-запись клиентов, интеграция с календарями, добавление услуг, настройка расписания и профиля.

Запуск в сентябре. Работа в нашей студии строится по циклам. Один цикл длится от четырех до шести недель. Между ними мы делаем перерыв в две недели. Подробнее о работе с циклами мы рассказали в своем блоге и в одном из выпусков нашего подкаста.

Мы с Мишей прикинули, что готовы потратить на разработку первой версии Окошек не больше трех циклов. Вместе с перерывами это пять-шесть месяцев. В идеале хотелось запустить сервис в сентябре, когда все возвращаются с летних отпусков.

Еще одним ограничением было то, что наш техдир Миша работает в Яндексе и не может уделять разработке Окошек все свое время, как я. Мы договорились, что он будет заниматься Окошками десять часов в неделю. По нашим ощущениям, этого должно быть достаточно для такого небольшого сервиса.

После ограничений мы обсудили вопросы ответственности и финансов. Решили, что будем делить все расходы и доходы поровну. Миша взял на себя разработку и техническую часть, а я — тексты, философию продукта и дизайн. Отдельные вопросы мы обсуждали вместе, но в целом каждый занимался своим направлением.

Кроме нас двоих в проекте участвовала Настя Федорова, автор студии, она отвечала за тексты на лендинге, приветственные письма и продвижение.

Итоги встречи в студийном Basecamp, на которой мы определили роли и сферы ответственности

Последним приготовлением был план работ. Многие предприниматели ошибаются и составляют детальный план с точностью до недель и даже дней. Такие документы — мертвый груз: они формируют завышенные ожидания, не учитывают жизнь и кучу внешних факторов. В итоге, когда что-то идет не по плану, у людей пропадает мотивация.

Вместо детального плана мы сделали очень грубый план, который иллюстрировал, что будет главным фокусом команды в том или ином цикле:

  • регистрация названия: это долгий процесс, важно было запустить его в работу первым;
  • 1‑й цикл: философия продукта, личный кабинет мастера и запись клиентов;
  • 2‑й цикл: сайт сервиса и подключение онлайн-кассы;
  • 3‑й цикл: шлифовка и подготовка сервиса к запуску.

Для наглядности мы нарисовали таймлайн, который показывает, как шла работа над Окошками. Некоторые этапы шли параллельно, например регистрация названия идет до сих пор. Далее я расскажу про каждый этап в деталях.

Завершенные циклы в студийном Basecamp
Таймлайн: от идеи до запуска сервиса прошло пять месяцев

Философия продукта, исследование рынка и поиск дизайнера

Мы поставили цель — создать продукт с сильной философией. Для этого важно отличаться от ключевых игроков и быть всем тем, чем они быть не хотят и не могут по определению. Поэтому в первую очередь мы с Настей, автором студии, исследовали рынок сервисов онлайн-записи. Вот что мы узнали.

Маленький и неразвитый рынок. На рынке орудуют два больших игрока: YCLIENTS и DIKIDI. Первый давит массой, второй — демпингует, чтобы отвоевать рынок. Оба эдакие комбайны, для всех и обо всем. Остальные продукты выглядят как сайты из 2013 года: скучно и бездушно. У большинства этих сервисов нет ни документации, ни четкого позиционирования, ни мобильной версии.

Количество самозанятых растет. За первый год ведения режима НПД их число выросло со 100 тысяч до 2 млн человек. Люди выходят из серой зоны, потому что самозанятость упрощает работу с клиентами. Выросло поколение людей, которые не хотят работать всерую. Высока вероятность, что эти люди будут готовы платить за сервис, который помогает с записью клиентов.

Рынок сервисов для самозанятых пустует. Сервисы вроде YCLIENTS и DIKIDI нацелены на бизнес и не подходят тем, кто работает один, без сотрудников. Судя по отзывам в интернете, в них сложно разобраться, у них слабая поддержка и непрозрачные условия использования. Это то место, где маленькая и честная команда может обойти неповоротливых гигантов.

Помимо онлайн-записи, есть еще шедулеры. Кроме бьюти-мастеров мы с Настей общались с разными специалистами, которые принимают по записи. Оказалось, что многим в России не хватает сервиса наподобие Calendly. Таким сервисом пользуются те, кто преподает и консультирует онлайн: репетиторы, психологи, менторы и просто узконаправленные специалисты в своей сфере.

Создавая Окошки, я следовал своему чутью и выбирал лучшую гипотезу из тех, что были у нас здесь и сейчас. Все равно никто не знает, как правильно. Но чем быстрее мы выпустим продукт в свет, тем быстрее узнаем, чего он стоит.

Одновременно с исследованием рынка я искал дизайнера, который помог бы нам спроектировать сервис. Когда я отбирал кандидатов для собеседования, то почувствовал, как мне самому не хватает подобного сервиса. Чтобы провести пять собеседований, мне пришлось лично списываться с каждым кандидатом и обсуждать удобное время для созвона. Будь у меня Окошки, я бы просто отправил им ссылку для записи, и каждый мог бы сам выбрать подходящие день и время для встречи.

Я не верю в бесконечные исследования и А/Б-тесты. Бессмысленно спрашивать барбера или репетитора по английскому, какие функции должны быть в будущем сервисе. Они не смогут ответить за всех и, скорее всего, придумают то, что большинству совершенно не нужно.

Что выделяет Окошки среди остальных сервисов

По итогам исследований, бесед с несколькими мастерами и месяца размышлений я сформулировал несколько позиций, которые выделяют нас среди остальных сервисов.

Для людей, а не для бизнеса. Наш сервис для мастеров, которые работают на себя. Наш сервис для тех, кому чужды слова про автоматизацию, оптимизацию и системы для бизнеса. Благодаря такому позиционированию у нас в принципе нет конкурентов.

Одна цена для всех навсегда — 490 ₽ в месяц. Человек платит за сервис, а мы его развиваем и улучшаем. Все будущие функции и обновления тоже входят в стоимость подписки. Цена сохраняется за человеком навсегда.

Отмена подписки в любой момент. Многие сервисы продают подписку только на год или три месяца, но если сервис не подойдет, по условиям оферты они имеют право не возвращать деньги. Мы не запираем людей в продукте: платить можно помесячно, только пока человек пользуется сервисом. Можно оплатить и сразу год, в таком случае — два месяца в подарок.

Настройка без онбординга и обучения. Наш сервис будет простым, чтобы его можно было настроить без специальных курсов и звонков в поддержку, как это часто бывает со сложными системами.

Храним данные в России. Важный пункт для тех, кто пользовался зарубежными планировщиками вроде Calendly и сейчас ищет им замену. Не всем удобно пользоваться продуктом на английском языке, а мы сразу спроектируем продукт на русском языке.

На проработку смыслов, формулировок и философии ушел месяц. Ответы на эти философские вопросы позднее легли в основу текстов на сайте Окошек, что сэкономило нам время на дизайн главной страницы и на принятие решений в будущем.

Если ты не знаешь, для кого твой продукт и в чем его сила, то над каждым решением будет нависать ореол важности и значимости. Страх ошибки будет давить на тебя, и в итоге ты либо выберешь не то, либо будешь постоянно метаться в сомнениях.

Часто создатели пропускают этап с философией продукта. Мол, потом разберемся. Но именно отсутствие ответов на эти простые, но фундаментальные вопросы губит продукты. Другая частая ошибка — скопировать набор функций у конкурентов и повесить другой логотип. Я не понимаю, зачем создавать копию, тем более без смыслового наполнения. Можно скопировать идею, но не подход и видение.

Регистрация названия в Роспатенте

Название «Окошки» пришло вместе с идеей сервиса. Оно у всех на слуху и на языке, так как мастера публикуют в социальных сетях сторис со списком свободных слотов для записи и называют их «окошками».

Было ясно, что название обязательно нужно зарегистрировать: наша философия строилась вокруг этого названия, и было важно обезопасить себя от недобросовестных конкурентов. Регистрация торгового обозначения со всеми проверками может занимать от полугода до года.

Мы связались с нашими партнерами из юридической фирмы «Рунетлекс» и обсудили задачу по регистрации торгового знака и логотипа. Ранее юристы компании разработали для нас рамочный договор. Нам нравится их подход, и потому мы без раздумий доверили задачу им.

Мой запрос юристам Рунетлекса на регистрацию названия

Чтобы подать заявку на регистрацию товарного знака, юристам нужно было провести предварительную проверку. Для этого я заполнил опросник по нашему продукту и названию, приложил логотип.

Во время проверки оказалось, что у одной компании из другой сферы есть торговое обозначение «Волшебные окошки», из-за которого нам могут отказать в регистрации. По советам юристов я связался с владельцами этого названия и попытался получить от них письмо с согласием, что они не против регистрации нашего названия. Некоторые компании просят вознаграждение за такое письмо. Так было и в нашем случае: представители компании запросили вознаграждение, но когда мы попытались уточнить сумму, они перестали нам отвечать.

Ответ правообладателей Волшебных окошек на наш запрос письма-согласия

Класс МКТУ, по которому у нас были пересечения, относился к устанавливаемому программному обеспечению. Но так как мы не планировали в ближайшие годы создавать десктопное или мобильное приложение, то исключили этот класс из нашей заявки. Попытки связаться и ожидание заняли около трех недель. Если бы мы знали, что так будет, то сразу исключили бы этот класс и не стали терять время.

Спустя два с половиной месяца с момента обращения, 11 июля, наши юристы подали заявку на регистрацию товарного знака. После того как заявка попала в реестр Роспатента, другие компании не могут зарегистрировать такое же название. Я наконец-то выдохнул и сосредоточился на продукте.

Наши юристы отслеживают статусы регистрации и сообщают об изменениях в отдельном чате. Последние новости были в сентябре. Тогда наш патентный поверенный прислал новость о том, что заявка прошла формальную проверку. После этого у нашей заявки появилась страница на сайте Роспатента.

Сообщение о прохождении формальной экспертизы Роспатента

Общие затраты на работу юристов и госпошлину за проверки составили 72 250 ₽:

  • работа юристов — 60 000 ₽;
  • госпошлина за формальную проверку — 2450 ₽;
  • госпошлина за фактическую проверку — 9800 ₽.

Теперь мы ждем проверки самого обозначения. Если Роспатент все одобрит, нужно будет оплатить пошлину за регистрацию названия и выдачу свидетельства — 11 200 ₽. После этого регистрация будет завершена.

Проектирование: черновые скетчи сервиса жирным маркером

Прежде чем приступить к дизайну, я нарисовал основные экраны сервиса ручкой в обычном блокноте. Кто-то рисует вайрфреймы, но у этого подхода есть один большой минус: слишком высок соблазн закопаться в детали и всякие мелочи, начать думать над тем, какого цвета должна быть кнопка или тень, какой шрифт выбрать. Задача на этапе проектирования — определить основные разделы, их структуру и функции.

Самый первый скетч страницы мастера в Окошках: вид для клиента
Иногда я прибегал к такому приему: брал жирный маркер и рисовал им. Маркер жирнее шариковой ручки, что позволяет сосредоточиться на структуре и не уходить в мелкие детали
Одна из версий настройки расписания

Когда черновые скетчи сервиса были готовы, я перенес их в Figma Jam, где начисто нарисовал жирным маркером все экраны, которые должны быть в первой версии.

Эскизы помогли отмести кучу глупых и нерабочих идей. Многое из того, что я рисовал изначально, оказалось слишком сложным и неприменимым в повседневной жизни. К концу апреля у нас было полное понимание, какие разделы и функции будут в продукте и как приблизительно это будет работать.

Параллельно с этим я завершил поиски дизайнера, и к нашей команде присоединилась Аня Борисова. Она подхватила дизайн, и в начале мая у нас уже были нарисованы первые экраны, стал вырисовываться стиль самого продукта. После этого стало ясно, что у нас есть четкое понимание продукта, который мы хотим сделать: пора запускать разработку сервиса по циклам.

Финальные скетчи Окошек в Figma Jam до дизайна

1‑й цикл: дизайн ключевых разделов

Первый цикл длился четыре недели. За это время мы планировали нарисовать мобильную версию сервиса: личный кабинет мастера и запись со стороны клиента. Десктопную версию мы даже не рассматривали, так как большая часть мастеров ведет запись с телефона.

Перед запуском первого цикла я опубликовал приветственный пост в новостях проекта, где обозначил зоны ответственности и четко прописал, что мы делаем и чего не делаем. Важное условие работы по циклам — не добавлять задачи, а, наоборот, сокращать их количество, «отрезать» лишнее.

Разработка продукта подразумевает жертвы. Мы решили, что будем жертвовать количеством функций, а не качеством. Мы создавали продукт, который будем использовать сами каждый день.

Мы перевыполнили план и, помимо запланированных разделов, нарисовали:

  • раздел с дополнительными настройками;
  • кастомные уведомления;
  • подсказки;
  • и много других полезных мелочей.

И все это за четыре недели! Кроме этого, мы окончательно сформировали свой стиль, определили цветовую палитру и другие мелочи, которые до сих пор откладывали. Больше всего меня волновал look and feel — то, какое ощущение создает продукт у пользователя. Нам было важно не быть похожими на другие сервисы, и эту задачу мы решили изящно. В первую очередь за счет насыщенного зеленого цвета.

После первого цикла мы взяли паузу на две недели. В это время мы отдыхали от макетов, готовили их передачу Мише в разработку и обсуждали задачи на второй цикл.

Дизайн ключевых разделов Окошек: все это мы нарисовали за четыре недели

2‑й цикл: разработка сервиса и дизайн сайта

Второй цикл длился шесть недель. На этот раз мы взяли в работу больше задач. Помимо новых функций мы планировали:

  • нарисовать дизайн сайта;
  • разобраться с подключением онлайн-кассы для приема платежей;
  • добавить несколько важных улучшений, которые сделали бы настройку расписания более гибкой.

Большая часть работ второго цикла была связана с текстами и сайтом Окошек. Мы с Настей продумывали структуру сайта, писали раздел «Помощь», приветственные письма, редактировали тексты подсказок и уведомлений в интерфейсе. Здесь нам очень помогла проработанная философия продукта: к этому моменту мы уже ясно понимали, как должен звучать голос Окошек, как мы будем говорить с нашими пользователями, а какие фразы и слова недопустимы.

Тексты и интерфейс Окошек были честными, открытыми и дружелюбными. Мы стремились к тому, чтобы они создавали ощущение разговора со старым другом, который всегда скажет правду и предложит помощь, но в то же время не позволит себе грубости и хамства.

Особое внимание на сайте мы уделили заголовкам: они должны быть информативными и недвусмысленными

Параллельно Аня занималась дизайном, а Миша настраивал сервер и верстал экраны из первого цикла. Несмотря на то, что загрузка Миши позволяла ему уделять проекту не более десяти часов в неделю, к концу второго цикла сервис умел записывать клиентов. Да, в нем еще не было календаря и уведомлений, но все, что было, работало стабильно.

За второй цикл мы нарисовали и обновили 100 экранов, нарисовали адаптивы для десктопной версии, разделы «Оплата и подписка» и «Форточки», нашу версию интеграций. Несмотря на такой большой объем работы, сервис не выглядел сложным. Все функции умещались в четыре раздела: записи, услуги, расписание и настройки.

Макеты всего, что мы успели задизайнить за шесть недель второго цикла

Поскольку большая часть цикла ушла на сам продукт, мы не успели закончить дизайн главной страницы сайта. Это та ситуация, когда работа по циклам начинает оправдывать себя. Вместо того чтобы продлевать цикл и затягивать работу, мы с Аней быстро придумали флекс: сократили страницу до одного экрана. Так мы по-прежнему могли запустить продукт и не увязнуть в бесконечных итерациях.

Короткая заглушка — отличное решение для запуска, если нет времени на дизайн всей страницы

После второго цикла мы взяли паузу в три недели, чтобы прибраться в макетах, отдохнуть и выбрать следующие задачи. Как оказалось позднее, такой длинный перерыв пошел команде на пользу.

Отдых — это возможность оценить обстановку и самый простой способ не упустить идею или решение, которые позволят срезать угол и добраться до цели быстрее, дешевле, проще или комфортнее.

Иногда нам нужен просто день, иногда неделя отдыха. Но мы почему-то жадничаем и не даем себе выдохнуть и осмотреться. Нам кажется, будто еще один день работы, еще одна неделя что-то решают. Вряд ли. Наоборот, упущенные возможности — следствие усталости. Мы попросту не видим их, хотя они прямо у нас под носом.

3‑й цикл: разработка и запуск

Третий цикл продлился пять недель. Главной целью цикла был запуск сервиса. Чтобы догнать дизайн и закончить разработку в срок, Миша взял отпуск, а я расчистил календарь команды от других проектов и задач.

Также нам предстояло решить некоторые бюрократические вопросы: оформить онлайн-кассу и написать политику конфиденциальности. Времени и денег на юристов у нас уже не было, поэтому я занимался этим сам.

За неделю до запуска я подал заявление в налоговую, прошел проверку как индивидуальный предприниматель, после чего отправил банку все необходимые документы, и в моем личном кабинете банка появились настройки онлайн-кассы. С момента подачи заявки до подключения прошло пять рабочих дней. Правда, пришлось один раз сходить в налоговую, потому что я не смог разобраться с электронной подписью.

Скан уведомления о регистрации онлайн-кассы, которое мне выдали в налоговой

Политику конфиденциальности я в основном написал сам, а отдельные пункты, например сроки возврата средств и хранения данных на сервере, обсудил и согласовал с Мишей. У нас уже был опыт создания политик для клиентов, поэтому мы понимали, что должны содержать подобные документы. В качестве референсов мы использовали шаблон политики от наших партнеров из Рунетлекса.

За несколько дней до окончания цикла все, кроме приема платежей, было готово. В последние три дня цикла мы собрались всей командой в Тюмени на студийном кемпе и вместе подготовили Окошки к запуску. Первые два дня мы отдыхали за городом, а в последний день кэмпа тестировали сервис, писали анонсы и настраивали прием платежей.

За несколько дней до окончания цикла все, кроме приема платежей, было готово. В последние три дня цикла мы собрались всей командой в Тюмени на студийном кемпе и вместе подготовили Окошки к запуску. Первые два дня мы отдыхали за городом, а в последний день кемпа тестировали сервис, писали анонсы и настраивали прием платежей.

Публичный запуск сервиса состоялся 28 сентября. В этот день мы запустили сервис на домене okoshki.me и опубликовали анонсы на сайте и в социальных сетях студии.

Команда Окошек на студийном кемпе. Мы специально собрались вместе, чтобы запустить сервис и в принципе провести время вне работы, отдохнуть и обсудить планы

Итоги: каким получился продукт и что дальше

За четыре месяца мы сделали продукт, который работает и за который не стыдно. В первой версии Окошек можно заполнить профиль, добавить услуги и свободные слоты для записи. Еще у нас работает интеграция с Яндекс Календарем, Apple Calendar и Google Calendar. Если человек связал Окошки с календарем, он видит записи в смартфоне, а в Окошках только обновляет услуги и добавляет свободное время.

Окошки — это веб-приложение. Его можно установить на любое устройство, оно быстро запускается и не занимает память в телефоне. Я считаю, что это суперрезультат!

Мы пока не планируем разрабатывать приложение. Веб-версия дешевле в разработке. Приложение — это удорожание продукта сразу в три раза: нужна веб-версия, версия на iOS и Android.

В будущем мы сделаем версионность продукта и будем одновременно поддерживать сразу несколько его поколений. Сейчас мы сделали первую версию продукта. Мы продолжим ее поддерживать и улучшать. Если мы кардинально изменим дизайн или обновим логику сервиса, мы вынесем обновления в новый сервис по новой цене. Для старых пользователей все останется как было, а те, кому интересен новый сервис, смогут подписаться по новому тарифу. Все честно.

Обычно сервисы делают единое приложение и, не спросив пользователей, выкатывают новые функции и дизайн. Часто человеку приходится заново привыкать к обновлениям, это раздражает и занимает время. Например, Zoom постоянно меняет тарифные планы и набор функций, это бесит.

Сейчас мы занимаемся продвижением Окошек, наполняем блог, рассказываем о сервисе мастерам. Я хочу развивать продукт и зарабатывать на нем. У Окошек есть потенциал для развития. Я смотрю на другие сервисы онлайн-записи, далеко не идеальные, тем не менее у них несколько тысяч пользователей. Значит, у нас точно есть возможность набрать как минимум столько же, если не больше.

Сроки: сколько времени прошло от идеи до запуска

Мы сфокусировались на создании продукта и решали проблемы по мере их поступления. Это правильный подход, если ты запускаешь новый продукт и у тебя нет полного понимания, что получится в итоге и как это будет работать. Мы действовали как художники: планировали широкими мазками, а тона и краски подбирали по ходу.

Декабрь 2022. Первые обсуждения идеи продукта и первый прототип на базе Notion.

Февраль — март 2023. Подготовительная работа: проработка философии продукта, черновые эскизы жирным маркером.

Апрель 2023. Планирование первого цикла и поиск дизайнера, запуск регистрации названия.

Первый цикл: с 10 мая по 6 июня 2023. Первый цикл длился четыре недели, две из них мы работали по четыре дня в неделю. За это время мы создали дизайн ключевых разделов сервиса.

Перерыв в две недели. Отдыхали и обсуждали, что будем делать дальше.

Второй цикл: с 20 июня по 31 июля. Следующие шесть недель мы посвятили глобальным улучшениям в продукте, работе над сайтом и разделом «Помощь».

Помимо дизайна и текстов мы сделали заглушку и почти половину десктопной версии сайта, разработчик Миша закрывал баги, а я занимался регистрацией названия.

Перерыв в три недели. Прибирались в макетах и планировали следующий цикл.

Третий цикл: с 21 августа по 18 сентября. Цикл длился четыре недели. За это время мы завершили дизайн лендинга, сделали адаптивы для десктопа и планшета, настроили синхронизацию с календарями и подключили онлайн-кассу.

Технический запуск — 18 сентября. Последние три дня цикла мы всей командой Окошек собрались в Тюмени на студийном кемпе: сняли домик в лесу и подготовили сервис к запуску. В последний день кемпа технически все работало, оставалось лишь причесать сайт и отшлифовать некоторые тексты.

Публичный запуск — 28 сентября. В этот день мы опубликовали анонсы во всех аккаунтах студии. Окошки вышли в свет.

От идеи до запуска прошло девять месяцев, из них пять — с мая по сентябрь — на разработку проекта. Чистая работа заняла четыре месяца, еще месяц ушел на отдых между циклами и планирование работы.

Сделать с нуля продукт, который решает конкретные задачи людей, за пять месяцев — большое достижение. Некоторые команды разработки в крупных командах тратят это же время на разработку одной-двух функций или только на дизайн внутри действующих продуктов. Думаю, все благодаря нашему подходу и четкому фокусу.

Деньги: сколько мы потратили на разработку

Когда мы начинали работать над сервисом, я спросил себя, сколько денег я готов потратить и не жалеть, если ничего не выгорит. Внутренние ощущения зафиксировали сумму в 300 000 ₽. По моим примерным расчетам, этого должно было хватить на оплату работы автора и дизайнера.

Верстка и разработка обошлись нам в ноль, так как эту часть работ закрывал Миша. Арт-дирекшен, управление проектом и коммуникация с юристами были на мне. Как основатели мы ничего не платили себе за создание сервиса.

Всего на запуск первой версии Окошек мы потратили 399 000 ₽ и четыре месяца чистой работы. Я считаю, что это отличный результат. Отдельные блоки можно было сделать и быстрее, если бы мы делали только Окошки и не брались за клиентские проекты.

Расходы на разработку сервиса
Статья расходовСумма
Домен okoshki.me800 ₽
Аренда онлайн-кассы в первый месяц1600 ₽
Госпошлина за формальную проверку2450 ₽
Госпошлина за фактическую проверку9800 ₽
Еще предстоит: госпошлина за регистрацию названия и выдачу свидетельства11 200 ₽
Фискальный накопитель для онлайн-кассы на три года14 000 ₽
Работа юристов (на момент публикации)60 000 ₽
Зарплата команды299 000 ₽
Итого398 850 ₽

Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?

В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.

О чем можно рассказать?

  • Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
  • О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.

Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бот. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты так же в чат-бот.

После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.

Ждем ваших историй!


Больше по теме

Новости