Сейчас все и отовсюду говорят про важность автоматизации и оцифровки данных. Это действительно очень важно, но разберемся в основных причинах, почему предприниматели считают, что оцифровка не работает.
Первое, о чем нужно знать
Одну и ту же информацию можно показать разными способами. Просто добыть данные и вывалить их массивом сможет пожалуй даже школьник.
Данные должны быть представлены наглядно: кинул взгляд, и сразу становится понятно, что происходит. Процесс работы с цифрами не должен занимать много времени и не должен раздражать. Если Вам, чтобы понять, что происходит в бизнесе, нужны дни или недели, то значит Ваша оцифровка не работает.
Вторая причина, почему оцифровка не работает
Зачастую оцифровкой данных в компании занимаются технические специалисты. И даже если к созданию системы привлекается финансист, она все равно про цифры, а не про бизнес. А цифры — это лакмусовая бумажка всех
Задача технического специалиста — сделать так, чтобы автоматизация работала. Он работает по четкому ТЗ, и просто описывает алгоритмы обработки информации. Задача финансиста — показать как можно больше цифр. В итоге, есть отчеты, вся необходимая информация в них есть, но это не работает. Только потому что, что нужно иметь helicopter view, чтобы посмотреть на бизнес сверху, и понимать, почему получилась та или иная цифра. Разбирая кейс по маркетплейсам. Все отчеты покажут процент выкупа товара из заказанного к выкупленному.
Только управленец найдет причины плохой выкупаемости товара поймет, как улучшить этот показатель. Поэтому каждый раз, создавая отчеты, нужно понимать, что будет стоять за этой цифрой. Какие решения сможет принять предприниматель, благодаря этой информации.
Такой подход возможен только у топ-менеджеров, а их редко привлекают к созданию продуктов автоматизации. Поэтому, выбирая партнера по автоматизации, не лишним будет уточнить, какая команда принимала участие в разработке данного продукта.
В чем еще может быть дело
Все отчеты в оцифровках обычно отражают только общую информацию. Не показывают связь между разными бизнес-процессами. Например, в отчете о прибылях и убытках, мы видим, что прибыль растет. И это хорошо. Когда начинаем углубляться, видим, что количество лидов увеличилось, а количество конверсий в сделки уменьшилось в процентном соотношении. Значит, упало качество обработки лидов, и в скором времени реклама станет намного дороже, а прибыль начнет падать. В оцифровках нет места “средней температуре по больнице”. Нужно раскладывать на молекулы каждый показатель и что на него влияет.
Не во всех отчетах по оцифровкам есть сравнение план-факта и анализ причины отклонений. План должен ставиться по всем показателям и оценивается его выполнение также по всем показателям. План — это Ваша дорожная карта, только при его наличии можно построить маршрут к цели и оптимизировать его.
Некоторыми оцифровками жутко неудобно пользоваться. Чтобы найти нужный отчет, нужно переключаться между десятком страниц. И когда отчет будет найден, уже можно забыть ради чего его искал. Поэтому все оцифровки должны быть построены по принципу юзабилити.
Еще одна достаточно серьезная проблема в неэффективных оцифровках, это гарантия корректности данных. Многие компании выпускают продукт, который не прошел тестирование и проверку всех данных и алгоритмов. В итоге цифры есть, а верить им нельзя.
Многие оцифровки сейчас строятся на Google. Безусловно, у него очень удобный механизм организации работы с отчетами. Но такой подход делает вас уязвимыми. А что, если Google все же заблокируют? А что, если информация потеряется? Надо оценивать возможные риски и принимать решения соразмерно их количеству.
И самое главное. Ни одна оцифровка не скажет вам, что делать с цифрами, которые вы увидели. Поэтому очень важно прокачивать скиллы и учиться читать цифры, анализировать причинно-следственные связи.
Также хочется отметить, что недостаточно видеть свои цифры по бизнесу. Важно понимать их, работать с ними, и предпринимать действия по их улучшению.
На практике
Невозможно наглядно объяснить как и для чего работает оцифровка без конкретных примеров. Давайте посмотрим, как коллегам в бизнесе удалось решить свои проблемы благодаря грамотным действиям.
Например, у селлера N трещала по швам плановая экономика, и он не мог разобраться почему. В результате правильно выполненной оцифровки удалось разобраться, что расходы его предприятия на логистику по некоторым позициям очень высоки. Причина была найдена в том, что товар слишком часто заказывается не из домашнего региона. Какие действия были предприняты для решения ситуации? Товар был отгружен на склады в регион, откуда чаще всего поступают заказы. Проведена внешняя реклама в этом регионе, так как сформировался хороший спрос на продукцию. В итоге прибыль селлера выросла на 15 %.
Другой пример. Компания B. столкнулась с перерасходом по затратам на ведение бизнеса. Благодаря грамотно выполненной оцифровке данных компании удалось произвести корректный анализ каналов сбыта. В результате чего было принято решение об отказе от комиссионной торговли и проработке новых каналов, в т.ч. экспорт, что обеспечило ей прирост выручки на 15 %.
Ниже мы покажем примеры того, как выглядит оцифровка. Разные показатели работы компании, выраженные в данных.
Чек-лист
Для Вашего удобства прилагаю чек-лист, чтобы проверить, насколько хороша ваша оцифровка:
- В оцифровке отражены все данные, при этом они понятны, удобны и читабельны. Информация структурирована и логически изложена.
- Уточните, какие специалисты принимали участие в разработке оцифровки.
- Вы должны иметь возможность посмотреть любой показатель за любой интересующий период, а также получить детализацию вплоть до первичной операции, которая привела к этому показателю.
- В оцифровке обязательно должен присутствовать план-факт с указанием отклонения по каждой статье.
- Поиск информации должен быть простым и понятным, информация должна лежать на ладошке, чтобы не нужно было ее специально добывать.
- Уточните у партнера по оцифровкам, какие у них механизмы контроля входящих данных и алгоритмов.
- Уточните, как защищена информация в отчетах, есть ли резервное копирование данных.
Сохраняйте себе, чтобы не потерять.
Вы готовы к оцифровке своего бизнеса? Если уже провели ее, все ли пункты чек-листа учтены?