Человеческий мозг, как известно, плохо изучен. Мы знаем, что он аккумулирует знания, необходимые для выживания, однако не любит перемены и противится им. А мир, как это ни парадоксально, все менее предсказуем. Такова трагедия нового времени: ген, доставшийся нам в наследство от предков, становится барьером для бизнеса и сотрудников.
Феномен наблюдается повсеместно: за последние пять лет мы принимали решения в условиях неопределенности, уходили от традиционных моделей и старались учиться на чужих ошибках. Стали ли мы неуязвимы? Увы, отбор и перестановки с ростом всего искусственного лишь наращивают темп. Системы, непригодные для обновления, исчезают, а сотрудники увольняются. Но есть те, кто не боится работать со стихийными переменами.
Что такое неопределенность?
Неопределенность — беспорядок известного и неизвестного. И чем больше масштаб, тем темнее комната — прогнозы могут исполниться или нет.
В таких условиях то, чему учили топ-менеджеров по программе МВА-2018 уже не работает. Компенсация разрыва уходит в стресс и снижение производственных мощностей.
Как неопределенность влияет на сотрудников?
Мощнее всего это бьет по базовым настройкам — по ощущению безопасности. Стресс от изменений влечет за собой чувство страха и неконтролируемой злости. Организм не оповещает об этих процессах и не позволяет человеку объективно оценить собственные ощущения.
При малейшем стрессоре мозг получает сигнал «Бей, беги или умри» — иначе говоря, мы желаем избежать столкновения и поскорее избавиться от этого чувства. В результате сотрудники модифицируют собственную стратегию: поспешно увольняются, переезжают и сжигают мосты.
Те, кто не так остро реагируют на внешний шум, испытывают пассивный стресс. Наше подсознание на порядок умнее, чем то, что мы можем идентифицировать. Результат напрямую выражается в рабочих показателях: объем внимания, скорость реакции, мотивация. «Чего ради, если все тлен?»
Помимо субъективных ощущений, сотрудники все больше сталкиваются с вполне реальными рисками: сокращение штата, задержки по заработной плате, снижение премиальных выплат, переезд в более дешевый по аренде офис.
На что опираться в таких условиях?
В первую очередь, важно эту неопределенность увидеть, назвать и признать. То, что не названо, для психики не существует. Определив границы явления, наша внутренняя перманентная тревожность кристаллизуется во вполне конкретные страхи, с которыми уже можно работать.
Далее полезным будет создать свой личный план действий и адаптации к текущим условиям. Чем больше неопределенности вовне, тем больше у человека должно быть собственных личных жизненных опор, руководитель вы или линейный сотрудник — разницы нет.
4 психологических секрета по строительству опор с нуля
Есть несколько секретов, которые помогут построить опоры с нуля.
Секрет 1: «В чем сила?». Ценности — это индивидуальный рейтинг важности различных сфер жизни, на которые каждый человек может опираться при выборе и планировании своих действий, от тактики до стратегии. Например, если для вас на первом месте вы сами, на втором — семья, на третьем — карьера, то, зная это распределение, легко будет выбрать между массажем и дополнительным часом переработки, не испытывая чувства вины.
Если раньше вы не задумывались о своих ценностях, ответьте себе на вопрос: «Что для меня важно в моей жизни?». И составьте список из десяти пунктов, начиная с самого важного.
В бизнесе также важно создавать опорные точки — как для компании, так и для сотрудников.
Это можно сделать за 4 шага:
- Четко определите роли и обязанности в коллективе. Имея ясность по основным функциям, сотрудники будут уверены, что выполняют то, что от них требуется. Это формирует ощущение спокойствия и самоценности.
- Следует определить главную ценность продукта или услуги, которая до сих пор определяла компанию на рынке, и изучить возможности ее реализации в рамках существующей реальности.
- «Не клади все яйца в одну корзину» — дополни продукт ценностными активами, которые позволяют быстро менять курс в случае необходимости.
- Компании любят говорить, что «учли абсолютно все» или платить людям со стороны за стратегические прогнозы, в которых они «учли абсолютно все». Стоит признать — вы не можете знать того, чего еще нет. Такая позиция задает направление для дальнейшего развития и не позволит вам расслабиться. Самые успешные компании создают отдельное направление с целыми отделами по исследованиям. Благодаря им команда отслеживает триггерные точки неопределенности и предоставляет полезную информацию, которая может поставить компанию в приоритетное положение во время бури.
Секрет 2: создай племя. Межличностное общение с каждым годом претерпевает значительные изменения. Цифровой мир расширяется, а чувство одиночества нарастает. Традиционные точки личного контакта стали фрагментированными. Вместо офиса — zoom-созвоны, вместо живого общения с клиентом — чат-боты. По мере того, как все больше предприятий будут использовать ИИ для повышения производительности и сокращения издержек, все чаще будут звучать призывы защищать и поддерживать работников, а не сокращать их.
Конечно, мы не вернемся к старому миру, не откажемся от комфорта технологий, но у общества в целом сформирован запрос на создание новых форматов общения. Наша компания даже после коронавируса вернулась к офисному формату. Потому что человеку очень важно на регулярной основе присоединяться к коллективу, чьи ценности и интересы он может разделить. Общность ощущается на уровне тела: запахи в офисе, вкус кофе, лица и голоса коллег. Все это создает объемную картину сенсорного восприятия окружающего пространства, дает ощущение «свой-свой» с коллегами.
Если у вас все еще нет своего племени, самое время задуматься и начать выбор друзей или сотрудников с вопросов: «Какой это — «мой» человек? Где его можно найти?» Принцип «племени» должен стоять во главе найма сотрудников. «Комфортел» не так давно разработал кадровую модель «СОКОЛЕЦ», в которой сформированы четкие критерии отбора и инструменты тестирования кандидатов.
Для компаний, которые не имеют возможности оффлайн взаимодействия, следует разработать корпоративную культуру. Это можно достигнуть с помощью стратегии разделения задач — сформировать команды по рабочим процессам, не упуская возможности личного проявления каждого сотрудника.
Секрет 3: «Юра, я ошибся!». То, что человек находится в состоянии полного расслабления или полного напряжения, не является естественным состоянием. «Неестественность» не может продолжаться долго, потому что в этом случае организм тратит свою энергию на поддержание этого состояния. Наибольшее напряжение в работе вызывает страх ошибки и последующего наказания за нее.
В труде следует придерживаться понятия «нормы» напряжения. Например, при презентации отчета психика находится в большем напряжении, чем при рутинном выполнении стандартных задач. В этом случае бегунок находится между двумя крайностями, и состояние сотрудника соответствует процессу. Важно, чтобы была сменяемость, и состояние стресса не превалировало.
Тревога в сознании компенсируется контролем, но для психики все это воспринимается как дополнительное напряжение. Мозг тратит энергию на удержание ситуации «под контролем», а не на решение задач.
Если использовать опыт ошибки как благо для системы в целом, то неопределенность уже не приведет к катастрофе, а ошибки станут инструментом исследования.
Секрет 4: «Сколько жизни в моей жизни?». Кем бы каждый из нас ни работал, рано или поздно мы должны честно ответить на вопрос: «Сколько жизни в моей жизни?»
Если внешние обстоятельства отправляют нас на удаленку, что остается в нашей жизни? И что мы можем изменить, что добавить и что убрать, чтобы гибко справляться с ударами неопределенности? Может быть, добавить больше спорта и убрать переедание? Или, может, самое время исполнить свое детское обещание «завести кота, когда мы вырастем»? Ведь мы уже выросли.
Неопределенность снова и снова сталкивает нас с потерями. И это не только материальные потери в виде денег и привычных контрагентов. Это потеря образа желаемого будущего.
Потерю важно увидеть и назвать, а затем погоревать и отпустить.
Изучите людей, которые работают в вашей компании. Какие у них есть интересы, кроме карьеры? Как вы можете их поддержать? Компенсировать часть расходов на спорт или пополнить корпоративную библиотеку? Это формирует корпоративную культуру вашей компании. Об этом хорошо написано в книге Кьелла Нордстрема и Йонаса Риддерстрале «Бизнес в стиле фанк».
«Сегодня люди работают, чтобы разбогатеть, чтобы развлечься, чтобы встретить новых людей, чтобы показать себя и других посмотреть, чтобы чему-то научиться и так далее. Но они больше не работают лишь потому, что этого от них требует их мораль».
Делаем выводы
Мы так устроены. Нам всем нужны опоры. Там, где одна опора может сломаться, четыре устоят.
Ценности, единомышленники, право на ошибку и осознание собственной жизни — это прочные психологические опоры, которые помогут нам гнуться, но не ломаться при столкновении с новыми вызовами.
Какую опору для вашей устойчивости стоит укрепить?