Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Нейросети в ритейле: революция в покупательском опыте


Технологии на базе искусственного интеллекта, главным образом нейросети, трансформируют сегодня целые отрасли, и ритейл не исключение. От персонализации обслуживания до автоматического управления цепочками поставок — искусственный интеллект меняет каждый аспект рынка розничных продаж.

Персонализация на максимум

Анализируя историю покупок, поисковые запросы и другие данные о покупателе, нейросети создают его подробный портрет. Это позволяет максимально точно подбирать товары, которые могут заинтересовать клиента. Эффективнее других эта система выстроена у Amazon, одного из пионеров в области использования нейросетей. Более половины продаж на площадке совершается при помощи рекомендаций искусственного интеллекта.

Среди российских маркетплейсов лидерами по использованию рекомендательных систем являются Ozon, Wildberries и Яндекс.Маркет. Последний применяет для формирования рекомендаций информацию о поведении пользователей на всех своих сервисах.

Сегодня уже идет речь и о том, чтобы объединить возможности нейросетей и дополненной реальности в розничной торговле офлайн. В будущем покупатели смогут ходить по торговому залу в интеллектуальных очках, интегрированных с технологией искусственного интеллекта, способного распознавать предпочтения конкретного клиента. При взгляде на полки в режиме реального времени будет предоставляться информация о товаре, персональные рекомендации и актуальные акции. Такая конвергенция ИИ и дополненной реальности совершит революцию в магазинах. Каждый шаг клиента будет контролироваться нейросетью, превращая шопинг в увлекательное путешествие и повышая уровень комфорта в процессе выбора товаров.

Новые технологии ИИ для Amazon Go

Виртуальные помощники

Интеллектуальные чат-боты, основанные на нейросетях, становятся незаменимыми помощниками в ритейле. Они отвечают на вопросы, помогают с выбором товаров, оформлением заказов и решением проблем, а также снимают рутинную нагрузку с операторов поддержки, позволяя им сфокусироваться на действительно важных задачах.

Одним из «пионеров» использования чат-ботов в продуктовом ритейле стал французский бьюти-гигант Sephora, добавивший на сайт виртуального ассистента еще в 2016 году. Сегодня такие помощники доступны у большинства крупных российских ритейлеров — от Золотого Яблока до Poison Drop — и всегда готовы помочь с выбором или узнать статус заказа в считанные минуты.

Оптимизация логистики

Нейросети способны прогнозировать спрос и оптимизировать маршруты доставки, что приводит к повышению эффективности логистических цепочек. На первый взгляд, преимущество этой функции для покупателя не очевидно, однако стоимость транспортировки по разным оценкам составляет от 10 до 50% конечной цены товара на полке.

Именно применение нейросетей в логистике позволило Alibaba закрепить позиции ведущего онлайн-ритейлера на международном рынке. Используя предиктивную аналитику, компания существенно сократила затраты на транспортировку грузов, что позволило снизить стоимость товаров и увеличить их доступность для конечных пользователей.

Поиск по фото и виртуальная примерка

Найти понравившийся товар на сайте по фотографии, «примерить» виртуальную одежду или расставить мебель в комнате, не отходя от монитора компьютера, — все это также стало возможным благодаря использованию нейросетей. Первопроходцем в применении таких технологий стала IKEA со своим почти легендарным виртуальным планировщиком, позволяющим расставить мебель в комнате в пару кликов.

В настоящее время технологии дополненной реальности получают все большее распространение в российском ритейле. Так, например, Lamoda давно и успешно внедрила в приложении функцию поиска понравившейся вещи по фото. А российский разработчик VR-решений для шопинга VRTOOL пошел еще дальше, создав технологию полноценной виртуальной примерочной. Благодаря VRTOOL покупатели могут примерить обувь, часы, очки и другие аксессуары, используя только камеру своего смартфона и карточку товара, а также визуализировать предметы интерьера в своем собственном доме, что позволяет принимать более осознанные решения о покупке.

Сегодня покупатели могут без труда найти товар в магазине по фото
Виртуальная примерка значительно экономит время покупате

Анализ поведения покупателей с камер наблюдения в торговом зале

Конкуренция со стороны интернет-магазинов заставляет офлайн-ритейлеров изыскивать новые способы повысить эффективность бизнеса. И один из них — анализ видеопотока с камер наблюдения в торговых залах. Это позволяет не только выявить и предотвратить кражи, но и актуализировать данные о покупателях.

Информация, поступающая с камер, делится на зоны. Нейросеть обучают различать работников и покупателей: им присваиваются идентификаторы. Далее система отслеживает перемещение и поведение конкретного человека: контакт с товарами, консультантами, положение тела клиента, его пол, возраст, время, проведенное в торговой точке и в каждом из отделов и другие факторы. Если ИИ заметил факт мошенничества, он отправляет сигнал охране.

Анализ видео дает возможность автоматически в режиме реального времени получать данные о покупателях, сотрудниках, товарах на полках и в целом о самой точке продаж. Благодаря виртуальному ассистенту можно составить тепловую карту магазина (куда клиенты заходят чаще всего), выявить самые удачно расположенные полки, предсказать очередь в кассу, понять, какие товары заканчиваются. Система также анализирует поведение сотрудников: подходят ли они к покупателям в течение дня, общаются ли с ними, повышает ли конверсию в покупке работа консультантов.

В комплексе все это помогает увеличить товарооборот и рентабельность бизнеса. Видеоаналитику сегодня внедряют многие торговые сети, например, Магнит и Пятерочка. Данные, собранные нейросетями, используются преимущественно для прогнозирования очередей, выявления мошенников, оценки эффективности работников. Внедряются так называемые «умные тележки», считывающие штрих-код товаров без их выкладывания на конвейерную ленту и участия кассира.

Amazon Go пошел еще дальше и запустил практику регистрации покупателя и получения индивидуального QR-кода: клиент берет товар и выходит из магазина, а деньги автоматически списываются с его счета.

Вызовы и перспективы

Внедрение нейросетей в ритейле, как и интеграция любых ИИ-технологий в бизнес-процессы, сопряжено с рядом этических и законодательных дилемм. Чтобы успешно справляться с этими вызовами, необходимо постоянно следить за трендами в области ИИ и ритейла, а также инвестировать в обучение персонала работе с нейросетями.

При грамотном подходе последние станут мощным инструментом, позволяющим ритейлерам создать принципиально новый покупательский опыт, основанный на глубоком понимании потребностей и предпочтений каждого клиента. ИИ в ритейле сегодня больше, чем просто тренд: это ключ к сохранению конкурентоспособности и развитию бизнеса.

Анастасия Кондакова
Анастасия Кондакова

Как вы относитесь к использованию нейросетей в розничной торговле?


Больше по теме

Новости