В современном мире бизнесу приходится быть гибким и постоянно меняться в зависимости от трендов и развития технологий. Некоторым компаниям, например в сфере ритейла, еще нужно принимать во внимание сезонность и повышенную нагрузку на бизнес-процессы в это время. Компании адаптируют стратегии управления бизнесом, включая найм персонала, чтобы оставаться конкурентноспособными и успешными. Одним из возможных сценариев является найм персонала по модели аутстаффинга.
Что такое аутстаффинг
Аутстаффинг стал особенно популярным, когда на фоне дефицита кадров, многие компании столкнулись со сложностями в поиске ИТ-специалистов. С такой проблемой столкнулись более половины российских работодателей, на закрытие вакансий у них уходило свыше трех месяцев, хотя раньше срок был в 2 раза меньше.
Аутстаффинг — модель найма персонала, при которой одна компания “выкупает” рабочее время сотрудников у другой организации. Это удобно и позволяет компании фокусироваться на своей работе и нанимать персонал быстро под определенные задачи. Модель управления позволяет нанимать как отдельных специалистов, так и целые команды.
Аутстаффинг позволяет усилить команды в ИТ-подразделении и решить вопрос с нехваткой специалистов на проектах. Компании прибегают к расширению пула специалистов, если запускают новые проекты, хотят в короткий срок увеличить текущую долю на рынке, отстроиться от конкурентов, начать цифровую трансформацию бизнеса, а также при дефиците кадров.
Аутстаффинг снижает издержки, увеличивает количество ресурсов без трудоустройства в штат, а также позволят привлекать специалистов с необходимыми компании навыками.
Отличия от аутсорсинга
При выборе модели аутстаффинга или аутсорсинга, бизнес ориентируется на конкретные потребности и цели компании. Аутстаффинг часто применяют для временного привлечения профессионалов или реализации продуктов, требования к которым быстро меняются.
Аутсорсинг заключается в передаче организацией конкретных задач, связанных с ее бизнесом, внешней компании, которая специализируется в данной области. Подрядчик несет ответственность за организацию работы своей команды и итоговый продукт или услугу перед заказчиком. В таком случае организация платит за готовый результат.
В отличие от аутсорсинга, аутстаф-компании получают оплату за отработанное время арендуемых специалистов, средняя ставка которых зафиксирована с заказчиком.
Где используют аутстаффинг
В России аутстаффинг зародился в конце 90-х, когда на рынок вышли иностранные компании. Сперва аутстаффинг набирал популярность у крупных отечественных компаний и представительствах зарубежных, однако постепенно охватил бизнес разного размера. Больший интерес к такой форме управления появился в 2020 году: во времена пандемии многим организациям требовалась быстрая цифровизация, однако оперативно привлечь ресурсы не всегда получалось из-за дефицита кадров.
Вторым стимулом для развития стал отток специалистов и зарубежных компаний в 2022 году. Это обострило нехватку квалифицированных ИТ-специалистов, вследствие чего аутстаффинг стал особенно популярным среди организаций.
В настоящее время российская экономика создали условия для успешного развития данной системы. Особой востребованностью пользуется аутстаффинг, особенно для привлечения персонала в период проектных и одноразовых работ, а также в высокий сезон. Например, период Черной пятницы или перед Новым годов в онлайн-торговле.
В 2023 году наибольшую долю среди ИТ-направлений на аутстаф занимает разработка, составляющая 39%. В частности, по шеринг-модели запрашивается 11% Java-разработчиков, 10% PHP-разработчиков и 9% Frontend-разработчиков. Также компании готовы привлекать специалистов по модели шеринга на такие направления, как аналитика (27%), тестирование (15%), администрирование (7%), дизайн (5%).
Российский рынок аутстаффинга вырос в 10 раз за 3 года
Объем российского рынка аутстаффинга сравнительно небольшой — по оценке Никиты Шабашкевича, председателя кластера РАЭК, в 2024 году рынок ИТ-аутстаффинга может достигнуть 211 млрд рублей или $2,3 млрд. Для сравнения: объем рынка аутстаффинга США, согласно данным исследовательской компании Arizton Advisory and Intelligence, — $32 млрд.
Но растет американский рынок медленнее: согласно прогнозу аналитиков, к 2027 году он увеличится на треть — до $43 млрд. Ассоциация частных агентств занятости (АЧАЗ) в 2020 году оценивала его 23,1 млрд руб. Из них 12–15 млрд руб., согласно данным Rubrain.com, приходилось на IТ-аустаффинг.
В основном бизнес формирует ядро компетенций внутри и привлекает дополнительные ресурсы в помощь основной команде. Компаниям с собственным ИТ-отделом не хватает высококвалифицированных кадров, либо они сталкиваются с необходимостью оперативного запуска новых проектов. В то время как ИТ-компании активно развивают направление аутстафинга и приоритезируют его в продажах. Во многих компаниях смещается акцент с аутсорсинговых услуг на аутстаффинг, и доля выручки от ИТ-аутстаффинга в бизнесе растет.
По итоговым данным B2B-маркетплейса SkillStaff за 2023 год, число вакансий выросло на 25% по сравнению с предыдущим годом, что говорит не только о росте спроса, но и предложения.
Преимущества аутстаффинга
Есть несколько преимуществ аутстаффинга.
Оптимизация затрат. В отличии от оформления сотрудника в штат, при аренде компания не оплачивает налоги, пенсионные взносы, а платит только за фактически рабочие часы специалистов.
Допустим, магазин “Магнит улыбок” решил запустить новое приложение для освещения акций магазина. У компании есть свой ИТ-отдел, который выполняет текущие задачи, однако у них не хватает ресурсов для создания новинки. При сжатых сроках запуска проекта подбор и найм сотрудников в штат может занять длительное время, а после необходимо оборудовать рабочие места для сотрудников, подобрать технику и так далее. Поэтому бизнес обращается в агентство или платформу для аренды по модели аутстаффинга, выбирает и нанимает ИТ-команду на нужный срок для реализации проекта в формате удаленной работы.
Гибкость в управлении командами. Модель позволяет компаниям менять численность персонала в зависимости от текущих потребностей и проектных задач, например, в период пиковых нагрузок. Так бизнес может оперативно реагировать на изменения в объеме работ, усилив команду внешними профессионалами, а также быстро отказаться от специалистов при завершении проекта.
Например, сеть овощных супермаркетов “Мангозин” продают больше всего манго из Египта в сезон с августа по октябрь, в это время кратко вырастает нагрузка на доставку. Для этого компания решила улучшить мобильное приложение и упростить процесс оформления заказа. Для этой задачи компания привлекла готовую и сработанную команду ИТ-специалистов по модели аутстаффинга на полгода. В итоге приложение обновили в срок и сезон манго принес магазину хорошую выручку.
Поиск редких специалистов. Бизнес может воспользоваться опытом и знаниями специалистов, которые недоступны на локальном рынке или имеют узкую квалификацию. Аутстаф-компании имеют свою базу кандидатов, которая может охватывать не только разные регионы, но и страны.
Оптимизация HR-отдела. Аутстаффинг экономит время и средства кадрового отдела на поиск, собеседования и отбор кандидатов. В некоторых областях поиск экспертов может затянуться от шести месяцев и дольше. Кроме того, компании не нужно заниматься адаптацией сотрудника.
Скорость — для быстрого запуска продукта. Например, облачная маркетинговая платформа “Иксдрайв” хочет сделать прототип нового продукта и ищет ИТ-специалиста, который может быстро присоединиться к команде. Схантить на такие “заманчивые” условия ИТ-специалиста из другой компании практически невозможно, а вот быстро найти человека по модели аутстаффинга вполне возможно. На рынке наблюдается дефицит ИТ-кадров, поэтому большинство профессионалов уже имеют работу и не рассматривают временные позиции. В то время как аутстаф-специалисты занимаются выполнением проектных задач.
Минусы аутстаффинга
Со временем комиссия за услуги аутстаффинга может увеличиваться, а переход к другому агентству может быть связан с множеством трудностей. В такой ситуации заказчику придется принимать решение: продолжать сотрудничество с текущим провайдером, искать нового или самостоятельно решать кадровые вопросы.
Также на практике часто за привлекательными условиями скрывается халатное отношение к сотруднику и заказчику. Это может проявляться в задержке выплаты зарплат, работе по «серым» схемам. Например, когда сотрудники фактически не оформлены. Заказчик может потерять ценного специалиста, который одним днем может уволиться из агентства. Этот вопрос можно решить, работая с проверенными крупными аутстаф-компаниями или маркетплейсом аутстаффинга специалистов.
Аутстаффинг предоставляет множество преимуществ для компаний, стремящихся к повышению эффективности, снижению затрат и оптимизации бизнес-процессов. С его помощью организации могут быстрее адаптироваться к изменениям на рынке, привлекать высококвалифицированных специалистов и сосредоточиться на достижении своих стратегических целей.
Однако, несмотря на все плюсы, компании должны тщательно подходить к выбору аутстаффингового партнера, чтобы минимизировать возможные риски и обеспечить стабильное и качественное выполнение задач.
В случае, когда арендатору нужны специалисты с определенными навыками и опытом, например, аналитики и разработчики, такие сотрудники могут числиться в разных аутстаф-компаниях. Необходимость заключения индивидуальных договоров с каждым поставщиком усложняет процесс найма. Оптимальный вариант в таком случае — платформа или маркетплейс для поиска аутстаф-специалистов. Заказчик получит доступ к широкому пулу резюме сотрудников от компаний, с которыми уже заключены типовые договоры, а коммуникация через единое окно позволит сократить документооборот.
Вместо выводов
Аутстаффинг предоставляет компаниям значительные преимущества, среди которых гибкость и экономия ресурсов. В условиях динамичного ИТ-рынка, где изменения происходят быстро, аутстаффинг позволяет оперативно закрывать вакансии, которые в обычных условиях могут оставаться открытыми более трех месяцев. Это ускоряет процессы разработки новых продуктов и масштабирования бизнеса, что критически важно для компаний, стремящихся сохранить конкурентоспособность.
Кроме того, модель аутстаффинга помогает компаниям оптимизировать затраты и эффективно управлять численностью персонала. Такая гибкость является ключевым фактором в период пиковых нагрузок, когда требуется временное увеличение штата.
Использует ли ваша компания аутстаффинг ИТ-специалистов и какие плюсы в этом видите вы?