Решили запустить или инвестировать в новый проект и ищете кофаундера? Найм партнера на эту роль — одна из самых ответственных задач, ведь он не только разделит с вами видение бизнеса, но и возьмет на себя ключевые функции, влияющие на успех компании. Именно поэтому важно тщательно оценить не только профессиональные качества, но и личные характеристики кандидата: от предпринимательского мышления до совместимости с корпоративной культурой. В этой статье разберем, какие качества искать в потенциальном кофаундере, как их проверять и как убедиться, что перед вами — именно ваш человек.
Где искать кандидата мечты
Прежде всего обсудим, где искать таких кандидатов. Я рекомендую посмотреть среди своего нетворка — сила третьих связей выигрывает. Человека со стороны сложно заинтересовать идеей, но в целом это возможно. Если на первом шаге не удалось найти кофаундера среди друзей, можно попробовать поискать вне круга знакомых.
Как это сделать? Через агентства или самостоятельный поиск. Вы справитесь с продажей идеи от первого лица лучше, чем это сделает рекрутер. Однако у агентств могут быть нужные контакты, хотя это обычно бывает дорого.
На какие качества ориентироваться
Следующим шагом определяем качества, на которые стоит обратить внимание при поиске/собеседовании ко-фаундера:
Предпринимательский менталитет (founders mindset). Идеальный кандидат должен иметь опыт в создании бизнеса и знать, как это бывает не только в моменты успеха (удачные запуски), но и в ситуациях провалов (налаженные, но неработающие процессы, сложная корпоративная или внешняя среда, неожиданные кризисы — “черные лебеди”, кассовые разрывы). Предпринимательство — это также про готовность брать на себя ответственность, принимать решения и идти на риск. Если кофаундер не готов инициировать изменения и ожидает от вас заданного направления, то велик риск скатиться в микроменеджмент. Важно отметить, что личный опыт запуска собственных проектов необязателен (часто такие люди предпочитают продолжать свой бизнес), подойдут и проактивные корпоративные игроки — драйверы изменений на текущих позициях.
Как проверить? Анализируйте прошлые запуски проектов внутри компании или вне ее. Оцените способность кандидата к рефлексии и извлечению уроков из ошибок, задавайте ситуативные вопросы/кейсы, чтобы понять, как кандидат действует в условиях неопределенности.
Термин
Концепт VUCA (сокращенно от volatility, uncertainty, complexity, and ambiguity: переменчивость, неопределенность, сложность и неоднозначность) — концепция перешедшая из американской армии в менеджерский сленг, рассказывающая о том, как вести себя руководителю в условиях неопределенности.
Готовность работать «руками». На этапе запуска нового проекта часто не хватает ресурсов, поэтому приходится выполнять множество задач самостоятельно: продавать, собирать фидбек, планировать и реализовывать. Кандидат, достигший уровня менеджера и желающий сосредоточиться только на делегировании и стратегическом планировании, скорее всего, не подойдет на роль кофаундера. Такой подход отрывает его от реальности, включая понимание потребностей клиентов. На начальных этапах важно «быть в окопах» вместе с командой, знать, кто из сотрудников справляется с вызовами, а кого, возможно, нужно заменить, так как ошибка в найме в небольших командах может быть критичной.
Как проверить? Обсуждайте предыдущий опыт, узнавайте, насколько кандидат был вовлечен в разные сферы работы (это также показывает его любознательность, кругозор и проактивность). Задавайте проективные вопросы — чем бы кандидат хотел и не хотел заниматься на новой позиции.
Способность нанимать и управлять командой. Здесь речь идет не только о поиске хороших специалистов (что само по себе важно), но и о способности объединить людей, создать синергию, мотивировать их и, при необходимости, удержать. Это требует понимания основ организационного дизайна, умения грамотно распределять роли, решать конфликты и вовремя распознавать неподходящих сотрудников, принимая решение об увольнении. В эту категорию также можно включить способность выстраивать качественный нетворк с другими основателями, специалистами, потенциальными клиентами и т.д.
Как проверить? Обычно я спрашиваю кандидата о его стиле лидерства, а также о том, каких людей он выбирает в свою команду и на какие качества делает ставку. Вы можете заметить, что многие качества кандидата многослойны и пересекаются: обсуждая один навык или опыт, вы получаете ценные инсайты и о других аспектах, тем самым охватив гораздо больше ключевых качеств, чем планировалось изначально.
Знание индустрии и рынка. Один из наиболее очевидных, но критичных аспектов — глубокое понимание предметной области, потребностей клиентов, особенностей и перспектив отрасли, а также знание конкурентов. В идеале — личное знакомство с фаундерами конкурирующих компаний.
Как проверить? На уровне C-level кейс-презентация с анализом рынка — распространенная практика в собеседованиях. Такое задание позволяет глубже оценить знания кандидата, понять, как он анализирует рынок, оценивает конкурентов и формирует стратегические выводы, а обсуждение кейса и дополнительные вопросы — лучше понять ход мыслей кандидата.
Совместимость с корпоративной культурой. Здесь речь идет о двух аспектах: первый — схожесть взглядов и ценностей с вами, но, возможно, еще более важным является умение работать по правилам корпорации. Высшее бизнес-образование помогает кандидатам глубже понимать организационные процессы, причины бюрократии и корпоративных особенностей. Способность «играть по правилам» корпорации, даже если это порой кажется абсурдным, позволяет человеку не бороться с системой, а использовать ее возможности себе во благо: например, в плане бюджета, формирования команды и т.д.
Как проверить? Если речь идет о проверке ценностей, определите для себя важные и обсудите их с кандидатом. Во втором аспекте — устойчивости к особенностям работы в вашей компании — выберите 2-3 ключевые «боли» вашей организации и узнайте, как кандидат к ним относится.
Найм кофаундера зачастую — интуитивный момент (“щелчок в голове”), когда вы понимаете, что перед вами именно ваш человек, но рекомендации выше помогут придать разговору структуру, перейти к фактам и объективно взвесить плюсы и минусы кандидата.
А что для вас — главный вызов при поиске кофаундера мечты?