Компания «Мавитек» начинала в 2010 году как бизнес по перевозке сборных грузов с парком из трех автомобилей. А сегодня это один из крупнейших российских поставщиков оборудования и запчастей для производственного сектора и пищевой промышленности. В 2023 году компания поставила оборудования на сумму 650 млн рублей, план на 2024 год — 800 млн. Для успешного развития необходимы постоянные инвестиции и грамотное управление финансами в бизнесе. Расскажу, как «Мавитек» решает эту задачу, какие инструменты привлечения денег в бизнес использует и как смог сделать крупнейший займ на краудплатформе в 45 млн рублей.
Путь от перевозчика грузов до помощника в закупках и поставках
Компания «Мавитек» открылась 3 февраля 2010 года и стала одним из игроков на российском рынке по международным транспортным перевозкам сборных грузов, на которые был большой спрос. Бизнес начался с меня и моего партнера, Андрея Войнова: у него был предпринимательский опыт и автотранспорт — три грузовых автомобиля, поэтому я вошел как собственник без инвестиций. С моей стороны был опыт работы в международных перевозках и управленческие навыки, поэтому я занимался операционной деятельностью.
Стартовали мы с трех собственных грузовых машин Mercedes-Benz Actros. Тогда они стоили €100 000-200 000, это и были наши первоначальные вложения в проект. На старте бизнеса мы занимались загрузками своего транспорта — консолидировали и доставляли сборные грузы. Позже стали привлекать сторонний транспорт.
Мы увидели спрос не только на перевозку между странами, но и на помощь с поставкой. Так мы стали выполнять роль таможенных представителей. Иностранным поставщикам было важно, чтобы им помогли зайти на российский рынок и представлять их ассортимент продукции. А у российских покупателей был интерес к комплексной услуге поставки из-за рубежа, чтобы получать уже оплаченный и растаможенный товар с постоплатой в России. Так, мы занимались всеми вопросами покупки оборудования, а именно поиском и коммуникацией с иностранными поставщиками, растаможиванием, доставкой, приемом товара).
Так в 2013 году «Мавитек» стал оказывать услуги в поиске и закупке оборудования и запчастей по всему миру. Компания от простого экспедитора и перевозчика грузов перешла в модель полноценного поставщика товаров с международных рынков, переросла в форму крупного бизнеса. Это и было нашей целью: мы с самого начала планировали создать компанию, ориентированную на рынок международных перевозок. Для этого вступили в АСМАП (ассоциацию международных автомобильных перевозчиков) и осуществляли перевозки из Европы в Россию.
Особенности работы с валютными платежами
До 2022 года наши основные торговые партнеры находились в европейских странах. Сначала мы работали с Финляндией и Прибалтикой, потом охватили Германию, Францию, Италию. Позже КНР начал увеличивать товарооборот с Россией, и мы организовали доставку грузов из Китая в Россию. Последние несколько лет торговые потоки очень сильно меняются, и компания адаптируется под текущую реальность и больше ориентируется на Восток: предлагает перевозки из Индии, Турции, Объединенных Арабских Эмиратов и других стран.
Работа с международными закупками и поставками оборудования подразумевает определенные нюансы в финансовом аспекте — из-за длинного цикла поставки, постоплаты и моментов, связанных с валютой. И некоторые вещи мы понимали, только совершив ошибки в бизнес-процессах на практике.
В 2014 году мы работали по модели отсрочки платежа. Одной из точек развития бизнеса была возможность договариваться с иностранными поставщиками о постоплате. Наши партнеры в разных европейских странах отгружали товар без предоплаты, и мы могли оплачивать поставленные товары спустя 90-120 дней. Соответственно, кредитный лимит на тот момент требовался небольшой. Мы развивались во многом на деньги поставщиков.
В момент валютных скачков мы начали переплачивать по заказам. Мы столкнулись с ситуацией, когда, например, нужно оплатить несколько миллионов евро иностранному поставщику по курсу 70 рублей. А на российском рынке перед этим с нами рассчитались по курсу 35-40 рублей. Из-за курсовой переоценки мы были вынуждены переплачивать в полтора-два раза больше.
Но мы быстро осознали эту сложность — еще в начале валютных колебаний, и аккумулировали необходимую сумму или старались заранее закрыть обязательства перед поставщиком. Для решения вопроса с валютными скачками нам пришлось изучить инструменты валютного хеджирования — заключение фьючерсных контрактов позволило нивелировать риски.
Инвестиции как условие развития бизнеса
Сначала компания развивалась за счет своей прибыли. Но когда мы стали менять набор услуг, работать с закупками, предоставлять отсрочку платежей на товарные поставки в 90, 120 или даже 180 дней, у нас возникла острая необходимость в привлечении денежных средств.
В 2022 году кредитный портфель компании доходил до 250–300 млн рублей. Это были прямые обязательства перед банками, факторинговыми компаниями, поставщиками. Например, в ВТБ у нас была возобновляемая кредитная линия на 100 млн рублей. Она заканчивалась 18 февраля 2022 года, мы должны были закрыть свои обязательства и открыть ее заново. Но после 24 февраля 2022 года, начала СВО, все банки сообщили нам, что не могут продолжать финансирование.
Компании предстояло принять новые условия — то, что мы не сможем развиваться теми же темпами, и нужно было как-то справляться. Мы начали проводить переговоры с поставщиками, с покупателями, договариваться о новых условиях — предоплата, оплата уже отгруженных товаров. Многие в той ситуации пошли навстречу и смогли закрыть дебиторскую задолженность не по условиям контракта, а просто приняв ситуацию.
Мы оказались отрезаны от классических источников финансирования, и нужно было найти другие варианты. Я был квалифицированным инвестором, с 2014-го года получил опыт инвестиций в ценные бумаги и различные активы. Я интересовался и краудлендингом, зарегистрировался на платформе JetLend в самом начале как инвестор. И когда классические инструменты нашему бизнесу стали недоступны, у меня возникла мысль попробовать краудлендинг для привлечения средств. Так в 2022 году компания провела первый транш — сумма была базовая, порядка 3 млн рублей.
Зачем и где взять длинные деньги
Сейчас классические финансовые инструменты вернулись, у нас есть банковское и факторинговое финансирование. Мы используем все возможные инструменты привлечения капитала, и краудлендинг тоже в их числе. Причем, по сравнению с другими инструментами в JetLend у нас не самый крупный портфель — 45 507 070 рублей по ставке в 19,9%. Всего компании необходимо около 150-200 млн для развития бизнеса с учетом текущего роста выручки.
Из-за резкого роста спроса нужно увеличение кредитного портфеля. Наши клиенты — это чаще всего, промышленные компании, которым нужны запчасти, комплектующих к производству, либо средства производства, станки, оборудование. Сейчас промышленность, в том числе пищевая отрасль, активно развивается, и даже при текущих высоких ставках есть большая необходимость в поставках различной продукции на российский рынок. Поэтому мы столкнулись с ростом спроса на наши услуги.
При этом срок поставки сложного технологического оборудования достаточно большой. И в том числе он вырос из-за того, что международная логистика тоже трансформируется, подстраивается под новую реальность, сроки поставок увеличиваются. В итоге весь финансовый цикл с момента оплаты аванса поставщику до момента оплаты покупателя длится до года-полутора.
После предоплаты по оборудованию в 30% можно ждать 6-8 месяцев его готовности. Потом 2-3 месяца уйдет на то, чтобы ввезти это оборудование. И плюс еще отсрочка платежа до 90-120 дней. В этот момент растут заказы, и нужно больше и больше денег для того, чтобы поддерживать высокий оборот бизнеса.
Мы продолжаем использовать краудлендинг. Для нас это способ привлечения денег с комфортными для компании условиями.
В JetLend мы использовали аккумулированные денежные средства целевым образом под конкретные проекты. И, соответственно, они принесли плановую прибыль.
Как будет развиваться бизнес
Сейчас «Мавитек» работает на нескольких рынках: предоставление транспортно-логистических услуг, услуг таможенного оформления, таможенных брокеров, а также рынок оптовой торговли оборудованием и запчастями для предприятий. Фактически это just-in-case — товары, которые необходимы для конкретной задачи. И они в большинстве случаев уникальны.
Объем оптовой торговли оборудованием и запчастями доходит до десятков тысяч номенклатурных единиц. Это наименования широкого профиля, которые мы закупаем по всему миру. В том числе мы занимаемся товарами народного потребления, продукцией для маркетплейсов. Применяем все передовые практики, которые есть на рынке в области закупок товаров и услуг и помогаем нашим клиентам оптимизировать закупки и экономить на масштабе.
Сейчас внешнеэкономическую деятельность достаточно сложно выстраивать под общие механизмы. Чаще всего каждая отдельная перевозка грузов у нас уникальна, мы адаптируемся под конкретный частный случай нашего заказчика: промышленных компаний, у которых есть заводы, производство на территории России.
В будущее смотрим с оптимизмом. За 2023 год оборот «Мавитек» составил порядка 650 млн рублей. В этом году наша цель — перешагнуть оборот в 800 млн.
Какие способы финансирования вы используете в своём бизнесе?