До Нового года остается меньше трех месяцев, а значит — пора задуматься о подготовке корпоративных сувениров к предстоящим праздникам. На какие тренды обратить внимание и для решения каких задач использовать мерч, рассказываю ниже.
Корпоративные сувениры давно перестали быть просто знаком внимания. Сегодня это полноценный маркетинговый инструмент, способный одновременно решать сразу несколько задач.
Бизнес-сувениры помогают укрепить отношения с партнерами и напомнить о себе действующим и потенциальным клиентам. При этом в идеале подарки должны не просто нравиться, но и транслировать ценности компании: качество, заботу, инновационность, креативность и так далее. Не менее важную роль мерч играет в HR-маркетинге: подчеркивает философию бренда и повышает лояльность сотрудников. Это особенно важно в эпоху удаленки, когда из-за виртуального взаимодействия «размывается» чувство принадлежности к команде.
Продукция с корпоративной символикой также работает на повышение узнаваемости и продвижение бренда. По данным совместного исследования «СберМаркетинга» и Maer, мерч используют 80% россиян. Брендированные вещи не только носят дома, но и надевают на встречи с друзьями, в магазин или спортзал. При этом 61% респондентов признаются, что обращают внимание на мерч других людей.
Таким образом, бизнес-сувениры становятся сравнительно недорогим, но охватным рекламным каналом. Более того уже появились сервисы, которые позволяют рассчитать KPI такого продвижения: оценить предполагаемые охваты, количество уникальных лидов и CPT — стоимость за тысячу показов.
Однако здесь есть важное условие. Чтобы бизнес-сувениры реально решали задачи бизнеса, их должно хотеться использовать в повседневной жизни. «Подарок ради подарка» отправится в мусор сразу после праздников или будет пылиться в ящике стола. Эстетичный и функциональный мерч — будет у всех на виду. Какие новогодние подарки точно понравятся партнерам и коллегами и помогут в продвижении бизнеса?
Экосувениры
По статистике ВЦИОМ, проблемами экологии озабочен каждый второй россиянин, а среди людей 25-44 лет этот показатель превышает 61%. Желанным подарком становятся те сувениры, которые помогают вести более экологичный образ жизни. Это термокружки, бутылки для воды, наборы для выращивания зелени, шопперы или текстильные мешочки для овощей и фруктов как альтернатива полиэтиленовым пакетам из супермаркета.
Тренд на экологичность проявляется и в выборе материалов. В фокусе внимания древесина, бамбук, бумага, картон, пшеничное волокно. Креатив здесь фактически не ограничен. Например, для участников первого официального пресс-тура на лесопромышленное производство Runko Group мы разработали линейку сувенирных материалов, объединив фирменный стиль бренда с экомотивами. Среди них были флешка в деревянном корпусе и блокнот с оригинальной обложкой из переработанной древесины.
Еще один пример из нашей практики — подставки под горячее из обработанного спила дерева, которые дарили гостям стенда Ленинградской области на ПМЭФ-2019. Подарок получился очень аутентичным: дерево символизировало как природное богатство региона, так и его стремление к росту и развитию.
«Умные» гаджеты
Многофункциональность в предметах стала одним из ярких трендов цифровой эпохи. Умные колонки, часы или увлажнители воздуха с дополнительными опциями вроде зарядного устройства делают повседневную рутину приятнее и не перегружают пространство. А еще — становятся полезным и универсальным подарком.
Ассортимент гаджетов сегодня достаточно большой, но просто выбрать технологичный продукт — лишь половина дела, ведь в него должны быть заложены ценности и философия бренда. Например, VIP партнерам транспортно-логистической ГК «Монополия» на Новый год мы дарили домашние проекторы, упакованные в заколоченные деревянные ящики с логотипом бренда и слоганом «Взгляни под другим углом». К подарку прилагался миниатюрный лом — символ компании, которая «ломает» стереотипы о грузоперевозках.
«От нейросети… с любовью»
Внедрение искусственного интеллекта возглавляет топы трендов во всех сферах. Сувенирный рынок здесь не исключение. Созданный в соавторстве с нейросетями мерч подчеркивает технологичность компании и открытость новым решениям. А еще — оказывает вау-эффект на конечного получателя. С практической точки зрения ИИ будет полезен в сложных проектах, реализация которых требует много времени и ресурсов.
Команда 4D достаточно часто использует нейросети, особенно в разработке визуальных креативов. Яркий пример — новогодний календарь, который агентство разработало для компании промышленного сектора. Заводскую романтику в проекте решили обыграть в духе стимпанк, а героинями иллюстраций сделать 24 сотрудницы предприятия. Раньше для воплощения такой идеи команде пришлось бы организовать профессиональные фотосессии (причем в трех городах присутствия компании), проработать единую стилистику и отрисовать две дюжины авторских иллюстраций. Однако в этом проекте львиную долю работы делегировали ИИ, за счет чего сроки и бюджет проекта удалось сократить на 50%.
Подарки со смыслом
Еще один тренд — поддержка социальной повестки в сувенирной продукции. Как и в случае с экологичностью, у него есть несколько вариаций. Первая — перечислить бюджет на корпоративные подарки благотворительному фонду. В этом случае сотрудников, клиентов или партнеров можно поздравить небольшим сувениром, приложив к нему открытку с рассказом о подробностях акции, описанием фонда и его задач.
Вариант второй — поддержать социальных предпринимателей. Сегодня в России активно развиваются инклюзивные мастерские, где работают и творят люди с особенностями здоровья. Мы давно сотрудничаем с организацией «Легко-Легко», которая в том числе выпускает мерч на основе рисунков подопечных фонда AdVita. Ассортимент ничем не уступает, а в чем-то и превосходит стандартное предложение поставщиков сувенирной продукции. Например, здесь можно найти авторскую керамику, канцелярские принадлежности с небанальным дизайном, детские игрушки и сладости ручной работы.
Такие подарки могут подчеркнуть социальную ответственность бренда. Например, в честь наступления 2024 года наш клиент компания Monopoly.online сделала пожертвование в благотворительный фонд «Свет.Дети». В знак благодарности подопечные организации создали для бренда серию рисунков в транспортной тематике. Работы ребят легли в основу подарочного календаря, который компания дарила своим партнерам.
Нескучная персонализация
Корпоративные сувениры — это больше, чем знак внимания или признательности. В идеале они должны формировать у получателя искренний эмоциональный отклик. Добиться такого эффекта помогает персонализация подарка. Личное обращение к адресату на открытке или, например, гравировка с инициалами делают впечатление более ярким и запоминающимся.
К персонализированным сувенирам относятся и VIP-подарки. Аббревиатура «ВИП» часто ассоциируется с чем-то солидным: бронза, мрамор, дорогие кожаные переплеты, именитые бренды. Но на самом деле придумывать нечто монументальное и ограничивать полет фантазии совсем необязательно. Главное, чтобы вещь была уникальной и выпускалась если не в единственном экземпляре, то ограниченным тиражом.
Команда 4D на протяжении нескольких лет готовила коллекционные елочные игрушки из ваты для Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ). Например, героями последнего набора стали образы известных исследователей и полярников, а также «коренные обитатели» Арктики и Антарктиды — белый медведь и пингвин. Игрушки были изготовлены вручную по авторским эскизам художников.
Задача оказалась со «звездочкой». Обычно мастера используют готовые шаблоны с лицами детей или женщин, а нам нужно было воспроизвести образы суровых полярников и даже исторических персоналий. Подходящая мастерская нашлась в Северодвинске. Кстати, это отличный лайфхак для «кастомных» проектов — расширять географию поиска подрядчиков с помощью локальных творческих мастерских, которые работают в самых разных направлениях. В том числе в технике традиционных народных промыслов.
Главное — четко отдавать себе отчет, что такие подарки физически невозможно изготавливать большими тиражами (если только не заказывать их за год). И второй момент — если вы работаете с мастерскими в регионах, важно закладывать дополнительное время на изготовление подарков.
Настольные игры
Оригинальный и пока неизбитый вариант корпоративного сувенира — настольные игры. Формат позволяет в легкой ненавязчивой форме донести ключевое сообщение бренда и дает большое пространство для креатива. Базовый вариант — наборы карточек для drinking games в компании или психологических игр на ассоциации. Такие «настолки» просты в разработке и адекватны в плане бюджета на производство.
Если заказчик располагает большими ресурсами — здесь уже стоит присмотреться к полноценным вариантам со сложной игровой механикой вроде «Монополии». Можно пойти еще дальше — и придумать эксклюзив с глубоким смыслом.
Одним из самых оригинальных сувениров в нашем портфолио стала настольная игра для сотрудников ААНИИ, работающих на станциях в Арктике и Антарктике. Из популярной среди полярников самодельной локальной «настолки» нам предстояло сделать респектабельный подарок-сюрприз. Правила игры были доступны только узкому кругу, история ее создания окружена многочисленными мифами, а названия, кажется, вообще не существовало. Чтобы разобраться в правилах и инвентаре, мы провели серию интервью с полярниками. Для небольшого эксклюзивного тиража было сложно найти подрядчика. Изготовители настольных игр не смогли помочь из-за отсутствия технологии создания конкретной игры.
Игровое поле и фигурки нам разработали в частной столярной мастерской по индивидуальным чертежам. Дизайн мы выполнили в фирменном стиле ААНИИ и придумали игре название Polarskok.
Подарки со вкусом
Некоторые компании скептически относятся к съедобным сувенирам. На мой взгляд — несправедливо. Это отличный вариант, особенно когда подарков нужно много, а вкусы и статус получателей разнятся. Однозначным плюсом здесь является большой выбор: мед, сухофрукты, орехи, шоколад, чай, печатные пряники, специи. Если говорить о «подводных камнях», то мы бы советовали отказаться от джема и варенья. Они в большей степени подвержены образованию «недружелюбных» бактерий, поэтому открытие баночки может обернуться неприятным сюрпризом. В остальном лакомства легко комбинируются между собой, а упаковка может быть любого размера и дизайна.
Съедобные сувениры можно также связать с ценностями компании, наполнить их смыслом или даже легендой. Так, в серии новогодних подарков для платформы цифровой логистики Monopoly.Online мы обыграли концепцию «Монополия вам доставит». Каждый предмет в наборе имел особую миссию. Например, шоколад ручной работы символизировал доставку сладости, а набор специй для глинтвейна — доставку тепла.
Уникальность сувенирной продукции в том, что тренды здесь отлично уживаются с классикой. Абсолютно любой предмет можно осовременить креативом и нестандартным дизайном. А даже самую модную концепцию — «убить» некачественными материалами или попыткой сделать «хоть что-то» за пару недель до Нового года. Иными словами: не бывает неактуальных подарков, бывает мало фантазии и недостаточно времени. Так что самое время выбирать сувениры по душе и начинать подготовку.
А вы уже придумали новогодние подарки для сотрудников и партнеров?