Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Чтобы определить KPI для PR-стартапа, надо начать с анализа медиаполя


Наша статья пригодится владельцам компаний и авторам стартапов, если они хотят понимать, как формируется KPI и что им следует требовать от своего пиарщика.Но прежде всего статья будет полезна пиарщикам, не имеющим опыта вывода стартапа в публичное медиаполе или желающим сменить рынок, на котором они работают, и начать ориентироваться в новом.

Оговоримся сразу. Речь пойдет о классических бесплатных публикациях, основанных исключительно на информационных поводах. Статьи, которые можно получить в качестве бонуса за рекламу, за участие в мероприятиях или за негласные «плюшки» и «бартеры» мы не рассматриваем.

Последнее время мы видим, как снизилось расчетное количество ежемесячных публикаций. Одна из причин заключается в том, что компании и PR-агентства чаще всего работают с одним-единственным пулом СМИ, который описывает предмет их пиара. К примеру, компания выводит на рынок некую «бизнес-услугу». И тогда KPI обычно строится вокруг маркетинговых СМИ и бизнес-гайдов, которых не так уж много. СМИ других сегментов, за редким исключением, чаще всего остаются неохваченными. Второе, что мы видим, это доминирование лонгридов о стартапах над экспертными релизами и комментариями о рынке. Подготовка такого текста, его согласование с редакцией, переговоры о выходе и ожидание публикации занимают время. Кроме того, издание, поставив один ваш лонгрид, редко ставит второй и третий, и приходится искать другое издание. В итоге средний KPI составляет не более пяти выходов в месяц. Обеспечивают ли пять публикаций в месяц достаточное информационное покрытие? Конечно же нет. Чтобы медийная подушка начала накапливаться и стартап заметили в информационном поле, нужно нужно ежемесячно обеспечивать не менее пятнадцати-двадцати публикаций.

Начать с анализа информационного поля

Базовый пункт, без которого вообще не может начинаться никакая PR-работа над стартапом, — это анализ информационного поля. Именно медийный анализ показывает PR-потенциал стартапа и то, как его суть может конвертироваться в информационные поводы. К сожалению, многие специалисты проскакивают мимо этого пункта, либо делают медийный анализ поверхностно, не учитывая ряд факторов.

Во-первых, это емкость медийного пула на рынках, на которых и для которых работает стартап. Анализ дает понимание, насколько широк список целевых СМИ и есть ли он вообще. Также можно понять, как часто издания публикуют материалы на интересующие вас темы, сколько пул СМИ «съест» ваших новостей в неделю и в месяц и сколько ежемесячно выдаст публикаций.

Конечно, любой опытный пиарщик сходу назовет емкость медийного пула практически по каждому рынку. А если есть сомнения, то предстоит ручная работа.

Мониторинг по открытым источникам

Для начала идем в открытые источники, Яндекс и Google, начинаем набивать в поисковую строку ключевые слова, связанные с бизнесом стартапа, и смотреть новостную выдачу. Например, «Строительный комплекс Москвы», «Выход на площадку», «Производство легковых машин в России», «Китайские комплектующие» и так далее. Из этого высматриваем пул СМИ, темы и их интерпретации, частоту упоминаний и компании-источники информации. Временной срез лучше брать не меньше года. Почему это важно делать вручную, а не с помощью мониторинговых программ. Потому что не все, что они мониторят, видят обычные пользователи, так как программы мониторят гораздо глубже. А нам важно видеть тоже самое, что и целевая аудитория.

Также мы отсматриваем PR-активность прямых и косвенных конкурентов. Кстати, косвенные конкуренты часто оказываются важнее. Крайне желательно обратить внимание на источники их активности, сами ли конкуренты инициировали публикации и какие. Это могут быть пресс-релизы и комментарии по запросам журналистов в обзорных статьях или вторичные публикации, то есть упоминания компании со ссылкой на источник в другом СМИ или комментарий третьего лица. Проанализировав этот пласт, вы получите точное представление об активности конкурентов. Еще вы получите понимание емкости вашей будущей комментарийной программы, на сколько запросов от журналистов в месяц компания сможет рассчитывать. И самое важное: вы увидите, куда можно и нужно поворачивать темы вокруг вашего стартапа. Ведь через определенное время количество запланированных информационных поводов у вас неминуемо истощится, и тогда нужно будет генерировать новые на основе чужих и смежных информационных трендов.

И третьим пунктом прогоняем через мониторинг свой стартап, материнскую компанию, если есть, и имена ваших спикеров, чтобы точно знать, упоминались ли они, в каком ключе и нет ли негатива, о котором вы не знали.

Инфодовод
Инфодовод

Мониторим информационные поводы вокруг бизнеса стартапа

Мониторим информационные поводы вокруг бизнеса стартапа

Рынок целевой аудитории

Анализируя все три информационных пласта, нелишним будет отмечать, рынок ли это вашей услуги или рынок целевой аудитории вашего стартапа. Игнорирование этого показателя — ключевая ошибка, которую совершают многие компании и пиарщики. Например, вы производите мячи, носовые платки или IT-решение для ритейла. Не стоит “вариться в своем соку” и строить информационные поводы только вокруг преимуществ вашего продукта. Необходимо еще анализировать, о каких потребностях и проблемах повествуют на рынке, для которого вы создаете ваш товар или услугу. Производя мячи, вы должны хорошо знать, что СМИ пишут о рынке спортивных товаров, игрушек, товаров для собак, которые любят играть с мячом. Производя IT-решение для ритейла, вы должны изучить, чем живет рынок, о чем дискутируют на этом рынке, его проблемы, чтобы быть готовыми сотрудничать со СМИ по ритейлу, а не только с IT СМИ.

После того, как вся эта работа проделана, перед вами откроется развернутая картина информационного поля. Но ее основе можно легко спрогнозировать ежемесячный KPI и потенциальную динамику наращивания публикаций.

Информационное покрытие
Информационное покрытие

Информационное покрытие состоит из базовых тем и из дополнительных

Информационное покрытие состоит из базовых тем и из дополнительных

Пресс-релиз, комментарий или лонгрид?

И еще один важный момент. Как определить баланс лонгридов, новостей и комментариев. Это также важно, потому что некоторым изданиям просто бессмысленно отправлять пресс-релизы, они их не публикуют. А другие, наоборот, оперативно ставят пресс-релизы в новостную ленту, берут комментарии для обзорных статей, а публикаций лонгрида можно ждать месяцами.

Конечно, все это определяется опытным путем, по мере работы на том или ином рынке. Но поскольку мы здесь делимся секретами, то и я поделюсь своим лайфхаком по пулам СМИ, а затем мы рассчитаем ежемесячный гарантируемый минимум публикаций.

Говоря о пуле, мы ведем речь не только о профильных СМИ, но и о деловых изданиях, в которых присутствуют нужные нам рубрики.

Пулы СМИ
Пулы СМИ

Пулы СМИ, с которыми может работать компания, неоднородны по величине

Пулы СМИ, с которыми может работать компания, неоднородны по величине

Группы СМИ по убыванию величины

Можно выделить примерно шесть крупных групп.

Самый крупный пул — это СМИ, связанные со строительством и недвижимостью. В нем вы найдете место, если вы представляете девелопера, риелтора, управляющую или эксплуатационную компанию, а также если ваш клиент — аналитик и консультант в сфере недвижимости. Информационный обмен здесь очень динамичен: высок потенциал рассылки пресс-релизов, а при наличии компетентных и оперативных спикеров вы также сможете рассчитывать на ежедневный приток запросов на комментарии для статей с быстрым сроком выхода. Гарантированное информационное покрытие компания сможет обеспечивать себе всего лишь за счет двух жанров: пресс-релизы и комментарии.

Сопоставимые по величине, хотя и немного поменьше — это пулы финансовых и IT. Динамика инфообмена в них также очень высока: запросы на комментарии можно получать ежедневно, а в IT-сегменте вас будет ожидать еще и приятная неожиданность. В отличие от СМИ недвижимости, которые не любят продуктовые и объектовые релизы, IT СМИ лояльны к этому жанру. Они довольно охотно берут продуктовые релизы о кастомизации, обновлениях, выходе на сделку, даже о завершении пресейла продукта, особенно, если продукт интересный, а клиент уровня Enterprise. Если имеется хорошая аналитика или нестандартное экспертное мнение «на злобу дня», есть также много гарантий опубликовать это в виде лонгрида в топовых IT-изданиях, например, в ComNews в разделе «Точка зрения» и в других.

Примерно такие же пулы по величине — культура, светская и ресторанная хроника. Их можно объединить в одну группу, так как если вам, например, нужно оповестить о премьере фильма или спектакля, то ваш пресс-релиз успешно выйдет и в разделах светской хроники, если спектакль или фильм как-то связаны с селебрити. Впрочем, работая на этом рынке, каждый профессиональный пиарщик четко понимает, какое издание что возьмет.

Дальше по убыванию можно назвать пул правовых СМИ. Деловые издания, как правило, пишут о громких кейсах или о заметных инициативах правовых регуляторов, которые могут оказать влияние на всю нашу жизнь. Если вы работаете в правовой сфере, то ваше прибежище — РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации). Когда-то давно оно отсоединилось от тогдашнего РИА Новости. Вообще правовые СМИ редко берут пресс-релизы и запрашивают комментарии, здесь как раз подойдут лонгриды. Но есть и одна хитрость. РАПСИ в режиме нон-стоп публикует новости и заявления регулятора, но ничего не имеет против того, чтобы дополнить опубликованную новость комментарием специалиста. И это можно делать чуть ли не ежедневно. Если работа со спикером и редакцией отстроена должным образом, то можно получать и по два запроса в день, а комментарии публикуются почти мгновенно. Постоянные упоминания в РАПСИ и их перепечатки закроют вам все ваши ежемесячные KPI. По такому же принципу работает и Право.ру, но менее динамично и оперативно.

Следующие сопоставимые по величине — автомобильные СМИ и медицинско-фармацевтические. Если с автомобильными все понятно, то специфика работы с фармацевтическими СМИ весьма своеобразна. Для тех, кто никогда с ними не работал, поясню: пресс-релизы с лекарствами и медицинскими услугами они не берут. Комментариев производителей и дистрибьюторов — тоже. Если что-то вдруг опубликуют — то уберут все коммерческие наименования вашей услуги или препарата, оставив выжженное поле. Это самый тяжелый пул. Тем не менее, работать с ним можно. Как? Наладить контакт с медицинскими светилами. Именно они, а не производители или поставщики — ваши спикеры.

И самый маленький пул, обслуживающий, как это ни странно, один из самых больших рынков, это СМИ о ритейле. Поразительно, но у нас в стране не наберется и дюжины изданий с хорошим покрытием, которые освещают проблемы и тренды ритейла. Частично это компенсируется за счет наличия в каждом приличном издании рубрики «Потребрынок». Но в них чаще всего анализируют ежемесячные данные Росстата об изменении цен, а новости ритейла разносят по другим рубрикам.

Остальные группы можно отнести к микросегментам, и это надо понимать при составлении KPI.

Выводим KPI

Зная вводные об информационной емкости и востребованных жанрах, можно вывести прогнозное количество публикаций в месяц.

Вот чек-лист, как это сделать пошагово.

  1. Вы проанализировали медийную ситуацию в вашем сегменте и понимаете, сколько публикаций приходится на каждую выпускаемую новость. Значит, и вы можете рассчитывать на такое же количество.
  2. На всякий случай, исключаете комментарийную программу, так как в ней вы зависите от запросов, а считаете только выходы вашим по пресс-релизам. Например, вы понимаете, что сможете выдавать по одному пресс-релизу в неделю и получать по каждому из них по шесть публикаций. Значит, если вы выпустите в месяц четыре пресс-релиза, вы получите в среднем 24 публикации.
  3. На всякий случай, округляете вниз, до 20 публикаций. Это и есть тот KPI, который вы можете смело заявлять.

Таким образом, вы всегда будете уверены, что не упадете ниже минимума, а с учетом комментарийной программы и других активностей, вы всегда будете выдавать ваш KPI с профитом.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Юлия Абашина
Юлия Абашина

А какой KPI у вас в компании? Сколько публикаций у вас заложено в месяц?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации