Мы — команда, которая помогает компаниям решать задачи по онлайн-обучению персонала. И мы регулярно сталкиваемся со сложностями вовлеченности сотрудников в обучение. Причем проблемы возникают как у новичков, так и у опытных специалистов, давно работающих в компании. Один из работающих способов мотивировать сотрудников учиться — внедрить в процессы компании элементы геймификации. Например, с помощью магазина подарков. Расскажу, как запустить такой проект и на какие результаты можно рассчитывать.
Зачем компании магазин подарков
Магазин подарков — это внутренний маркетплейс компании. Размещенные там товары сотрудники могут покупать только за внутреннюю валюту — баллы. Чтобы накопить необходимое количество баллов для покупки товара, сотруднику нужно выполнять определенные задания. В случае с обучением — пройти курс или получить новые навыки. Создание подобного магазина — элемент геймификации, которая отлично показывает себя не только в маркетинге, но и в корпоративной культуре и образовании. Так, почти 89% сотрудников признаются, что они бы работали продуктивнее, если бы внутренние процессы были геймифицированы.
Кроме повышения уровня вовлеченности, в компании Travelline за 9 месяцев проекта удалось привлечь к покупкам за баллы 78% сотрудников, а корпоративный университет Fresh Академии увеличил число пользователей образовательных программ на 37% за три месяца, геймификация положительно влияет и на бизнес-метрики. По данным исследования, после внедрения геймификации в обучении компании начинают в среднем на 25% чаще достигать поставленных целей и на 16% увеличивают клиентскую базу.
Геймификация помогает и с HR-задачами, например, выделить наиболее талантливых сотрудников. В формате «игры» работники начинают проявлять себя более активно и показывают реальные результаты, которых они могут достичь. Благодаря этому руководителям легче увидеть потенциал своих подчиненных и выделить среди них лучших.
Техническая часть создания магазина
С технической точки зрения магазин подарков является интеграцией между платформой для онлайн-обучения персонала и 1С:Битрикс, которая связывает систему LMS и сайт корпоративного магазина.
Получается, что пользователь зарабатывает баллы в LMS, а затем через 1С:Битрикс эта информация синхронизируется с сайтом и баллы начисляются на баланс сотрудника в магазине.
Чтобы магазин работал корректно и без перебоев, компании потребуются следующие ресурсы:
- LMS — платформа для обучения сотрудников — с модулем интеграции с 1С:Битрикс;
- лицензия «Битрикс. Управление сайтами»;
- product owner проекта — сотрудник, который будет ответственен за открытие, развитие, наполнение и прочие процессы, связанные с магазином подарков;
- технические специалисты, которые смогут правильно настроить интеграцию и своевременно решать другие вопросы, касающиеся технической составляющей проекта.
Инструкция по созданию магазина
Кроме вопросов о технической составляющей и руководителе проекта, на одном из первых этапов необходимо решить:
- Как проводить выдачу товаров через бухгалтерию?
- Как будет происходить сама выдача?
- Может ли компания обеспечить постоянное наличие товаров?
Если имеются хотя бы примерные ответы на эти вопросы, можно смело приступать к дальнейшему развитию корпоративного маркетплейса.
Сформулировать цели магазина. Важно провести стратегическую сессию с топ-менеджерами компании и обсудить цели, касающиеся HR и других связанных бизнес-процессов компании. При формировании целей магазина нужно учитывать, что:
- цели должны быть созвучными стратегии развития компании;
- магазин должен повысить вовлеченность персонала в обучение и стать одним из инструментов усиления корпоративной культуры;
- с помощью магазина HR должен иметь возможность закрывать некоторые специфические задачи — например, по подбору и адаптации сотрудников.
Назначить product owner проекта. Чтобы магазин подарков работал бесперебойно, человек, ответственный за него, должен иметь соответствующие навыки и опыт. А именно:
- хорошее знание LMS-платформы;
- опыт внедрения проектов;
- развитые soft skills — навыки организации и координации, эффективного взаимодействия и сотрудничества, коммуникации.
Заниматься проектом может как команда менеджеров, так и один человек. Главное, чтобы он мог выполнять целый ряд задач, связанных с развитием магазина, координацией разных специалистов, ведением учета товаров, своевременными заказом и выдачей товаров и многим другим.
Продумать ассортимент товаров. Формирование ассортимента продукции, которая будет продаваться на корпоративном маркетплейсе — самый важный шаг на пути его создания. Возможность купить эти товары должна стать для сотрудников мотивацией к обучению и зарабатыванию баллов.
Чаще всего в магазине подарков компании продают товары с корпоративной символикой — мерч. Мерч помогает повышать уровень вовлеченности сотрудников, усиливает корпоративную культуру и узнаваемость компании.
В ассортименте магазина могут быть аксессуары, одежда, полезные для работы гаджеты, сертификаты и другое. При этом товары могут быть как тематическими. Например, если компания связана со спортивной тематикой, можно продавать сотрудникам брендированные спорттовары, так и не тематические, но привлекательные для команды. Также рекомендуется периодически добавлять в ассортимент новые товары, чтобы поддерживать интерес сотрудников к магазину.
Составить график выдачи товаров. Перед запуском магазина подарков необходимо продумать график выдачи товаров — обычно компании делают выдачу товаров раз в неделю, раз в месяц или даже раз в квартал.
Большинство компаний работают с удаленными сотрудниками, крупные — имеют филиалы. Поэтому логично продумать доставку товаров в разные города России.
Также важно сделать получение заказанных товаров торжественным для сотрудников. Для этого можно использовать красивую брендированную упаковку, а также фотографировать каждого сотрудника при выдаче товаров.
Рассчитать курс балла к рублю и защитить бюджет у СЕО. Еще один важный шаг при создании магазина — расчет курса балла к рублю и стоимости товаров. Важно отметить, что определенной схемы расчета стоимости 1 балла здесь нет — каждая компания рассчитывает ее по-своему. Однако обязательно нужно учитывать ассортимент и стоимость товара, а также то, на сколько баллов оценивается выполнение сотрудником того или иного задания.
Важно рассчитать, чтобы за определенный срок сотрудники могли набрать необходимое количество баллов для покупки товара. Помимо этого, нужно заранее следует рассчитать бюджет проекта и согласовать его с руководителем компании. При этом нужно учитывать такие затраты, как покупка и пролонгация лицензии 1С:Битрикс, закупка товаров и упаковки, логистика.
Внедрить начисление баллов в HR-процессы. Начислять баллы сотрудникам рекомендуется за выполнение тех задач, которые приведут команду к желаемым KPI. Если говорить о HR-процессах — это прохождение адаптации, успешное завершение обучения, наставничество, окончание стажировки. Важно, чтобы начислять баллы и давать задания могли сами руководители отделов. А также чтобы баллы стали неотъемлемой частью всех процессов компании.
Найти разработчика Битрикс и дизайнера сайта. Интернет-магазин должен работать корректно, а поиск товаров — быть удобным для сотрудников. Потому что даже самые незначительные нюансы пользовательского опыта влияют на то, насколько успешным будет проект.
Отлично, если в штате компании есть специалисты, которые могут взять на себя техническую часть создания магазина подарков. Однако сейчас большинство компаний пользуются услугами подрядчиков. Главное — найти именно тех специалистов, которые сделают функциональный и привлекательный сайт магазина, интегрируют его с LMS и будут оставаться на связи для оперативного решения вопросов в случае необходимости.
Создать контент-план запуска. Магазин подарков нужно «продвигать», как и любой другой магазин. Иначе он не будет популярным среди сотрудников, а значит, не будет выполнять свои задачи. Поэтому необходимо продумать контент-план для продвижения.
В качестве каналов привлечения внимания к магазину рекомендуется использовать как соцсети, так и email-рассылки. Вовлекающим контентом могут стать новости проекта, тизеры новых товаров, акции.
Шаг девятый — отслеживать метрики. Когда магазин подарков запущен в работу, важно анализировать, насколько он эффективен. Для этого рекомендуется на регулярной основе отслеживать следующие метрики: ежемесячный рост вовлеченности сотрудников в обучение, ежемесячное количество покупок и потраченных баллов, рост ePNS — это показатель лояльности сотрудников.
Магазин подарков может стать эффективным инструментом вовлечения сотрудников в учебные процессы компании. Главное — продумать концепцию магазина, поработать с мотивацией персонала и найти товары, которые вызовут у команды желание их «заполучить».
А вы используете элементы геймификации в обучении сотрудников?