РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

ПО на заказ VS «коробочное» решение: помогаем бизнесу сделать правильный выбор


Автоматизация процессов особенно нужна в условиях роста бизнеса и увеличения рутинных задач: HR-процессы, сбор финансовой отчетности, прочие задачи, которые сотрудники выполняют «руками». Всё это необходимо автоматизировать, снизить риск человеческой ошибки и освободить сотрудников от рутины. Потому что в конечном счёте так мы снизим расходы на выполнение стандартных процессов.

О том, в каких случаях и каким компаниям может подойти готовое коробочное решение, а когда лучше обратиться за разработкой ПО на заказ, расскажу я, Алёна Болдырихина, лид бизнес-анализа IT-компании Red Collar.

Как аналитика помогает внедрить автоматизацию

Моя ключевая задача в проекте — изучение деятельности заказчика, выявление проблемных моментов и составление комплекса мер по повышению эффективности работы. Таких проектов за спиной уже более 40, и каждый новый проект — это глубокое изучение бизнеса, выявление неэффективных точек в операционной деятельности и внутренних процессах. А делается это всё для того, чтобы на основе полученных данных предложить план действий, реализация которого снижает найденные потери.

Бывает, что для решения проблемы заказчику необходимо просто перестроить порядок действий в процессе, но чаще всего лучшим решением является IT-продукт, заменяющий или автоматизирующий то, что раньше делалось вручную.

В некоторых случаях заказчику может подойти готовое решение, которых уже достаточно много на рынке. Однако в большинстве случаев наиболее подходящим вариантом будет разработка кастомного ПО на заказ.

Например, недавно мы в Red Collar разработали крупную систему подачи отчетности для организации, занимающейся финансированием проектов. Специфика её деятельности не позволяла даже взять за основу какое-то готовое решение.

Итак, давайте разберемся, когда же все-таки можно использовать более дешёвое «коробочное» решение, а когда лучше вложиться в кастомный продукт и в перспективе получить от этого гораздо больше выгоды.

Когда лучше взять готовое решение

Представим, что к нам за помощью обратилась небольшая организация из аграрной сферы численностью от 100 до 200 человек. У неё распределённая команда сотрудников в разных городах России. Руководитель компании видит следующие проблемы в текущих процессах:

  1. Сильная диверсификация инструментов для процесса рекрутинга: вся информация в разных источниках, нет единой базы кандидатов и какой-то минимальной аналитики по ним, общение проходит в разных инструментах и история нигде не ведется;
  2. Сложность в адаптации новых сотрудников из других городов, потому что нет единой точки хранения, обновления и просмотра обучающих материалов.

В результате этого процесс найма усложняется, а некоторые новые сотрудники чувствуют себя брошенными и увольняются в первый месяц.

Изучаем все проблемы и делаем вывод, что на рынке ПО уже есть подходящие готовые решения. Важно отметить, что организация не планирует в ближайшие годы значительно увеличивать количество сотрудников. Формируем рекомендации по готовым решениям и выходим с ними к заказчику.

В данной ситуации мы предлагаем готовое решение. Оно может помочь во многих сферах: управление клиентами — CRM-системы, автоматизация бухгалтерской и управленческой деятельности.

Более того, существуют комплексные решения для целых индустрий — от фармы до птицеводства. Они стоят относительно недорого, внедряются быстро и с минимальным участием заказчика: купил, поставил и забыл. Продукт «из коробки» вполне оправдывает себя, если соблюдены следующие условия:

  • автоматизируется типовой процесс, например, процесс найма сотрудников;
  • нет необходимости масштабировать автоматизацию на все процессы компании;
  • нет цели интегрировать решение со множеством существующих систем;
  • не нужно собирать специфические статистические данные после внедрения.
Выбирая коробочное ПО, следует помнить, что даже лучшие готовые решения могут потребовать доработки под ваши нужды. Кроме того, их трудно масштабировать, что может создать немало проблем в будущем.

При каких условиях окупится кастомное ПО

Здесь приведу пример из недавнего проекта. К нам пришел представитель бизнеса, который занимается финансированием крупных проектов и планирует кратно расти в ближайшие годы. У этой компании есть потребность в сборе отчетности по каждому проекту, но при этом формат этой отчетности ежегодно меняется и зависит от требований регулирующих инстанций, законодательства, текущих потребностей бизнеса и так далее.

Мы не стали брать готовое решение, так как мы не можем спрогнозировать изменений. Поэтому мы решили спроектировать ПО таким образом, чтобы оно осталось максимально гибким и могло в будущем быть масштабировано на другие процессы.

Конечно, мы могли взять готовое решение и попробовать его доработать, но во-первых, это решение в любом случае будет иметь какие-то ограничения, а во-вторых, доработка может в итоге обойтись дороже, чем разработка с нуля под себя. Клиент согласился с нашим решением.

А теперь рассмотрим в каких случаях кастомное ПО лучше всего подойдёт бизнесу.

Помимо финансовых и временных затрат, разработка кастомного ПО с нуля требует значительного вовлечения заказчика в процесс, а значит — отвлечения от основной работы. Однако все вложения окупятся, если:

  • ваша организация быстро растет и меняется;
  • процессы внутри компании очень гибкие и зависят в том числе от внешних факторов (законодательства, условий рынка и конкуренции, распоряжений вышестоящих инстанций);
  • есть планы на развитие новых направлений деятельности, но нет понимания, как конкретно они будут выглядеть;
  • уже используется большое количество ПО или видов ручной отчетности и пока неясно, как собрать их в одной точке и выстроить взаимозависимый работающий процесс;
  • есть потребность в сборе различных статистических данных и отчетности, состав которой трудно спрогнозировать.

Что следует учесть при заказе кастомного ПО

Но если бы всё было так и легко и просто, у всех компаний было бы кастомное ПО. Предупрежден, значит вооружен, поэтому я поделюсь самыми главными моментами, на которые стоит обратить внимание при запросе на разработку кастомного ПО.

Поставщик ПО должен иметь опыт в разработке сложных персонализированных систем. Чтобы это выяснить, заказчику следует встретиться с представителями вендора и расспросить о том, какие продукты и для каких компаний они разрабатывали.

На стороне поставщика всегда должен быть опытный аналитик, который подробно изучит бизнес заказчика и все нюансы, влияющие на разработку. Если этого не будет, то по итогу задачи бизнеса не будут решены.

Заказчик должен предоставить поставщику всю нормативную документацию и данные по автоматизируемым процессам. А также выделить время на ознакомление с ними.

Исполнитель должен подключить технического специалиста, если необходимо интегрировать новый продукт с уже имеющимися или другими готовыми системами. Это должен быть системный аналитик или архитектор, который изучит используемое ПО и документацию к интеграциям, чтобы в дальнейшем качественно спроектировать взаимодействие всех продуктов между собой.

Заказчик должен назначить ответственного представителя для согласования всех предложенных исполнителем решений. Таким образом снижаются риски упустить что-то важное на этапе проектирования что упростит в дальнейшем возможность масштабировать продукт на другие направления деятельности компании.

Со стороны заказчика при согласовании ключевых этапов должно участвовать ЛПР  — лицо, принимающее решения. Обычно это кто-то из ТОП-менеджмента организации, кто имеет представление о стратегии развития компании и тонкостях бизнеса. К тому же, это упрощает и ускоряет процесс принятия решений.

Важно провести интервью с сотрудниками при проектировании продукта и на начальных этапах его разработки, которым предстоит им пользоваться.

Это поможет сделать продукт действительно удобным для использования, а также выявить проблемы в текущих бизнес-процессах. Если пытаться прогнозировать удобство использования продукта без участия конечных пользователей, есть риск усложнить их работу и вызвать негатив от нового ПО. Изменение привычных паттернов работы может вызвать отторжение со стороны рядовых сотрудников, но это легко перекрывается очевидной выгодой от удобства пользования новым продуктом и скорости обработки типовых операций, на которые раньше приходилось тратить гораздо больше времени.

Не стоит экономить на разработке пользовательской документации. Так как даже удобный, но непривычный продукт поначалу вызовет много вопросов.

Важно заложить бюджет с запасом после получения приблизительной оценки разработки продукта от вендора. Зачастую заказчик только в процессе разработки вспоминает про какой-то дополнительный функционал, который необходим в работе.

Выводы

Для автоматизации небольших стабильных предприятий и типовых бизнес-процессов будет достаточно подобрать подходящее коробочное решение. Но если компания планирует развиваться, интегрироваться с большим количеством систем, либо автоматизировать сложные процессы, то по моему мнению стоит прибегнуть к кастомной разработке.

T-API: автоматизируйте процессы, чтобы сотрудники занимались важной работой, а не рутиной

Предложение от Т-Банка

T-API: автоматизируйте процессы, чтобы сотрудники занимались важной работой, а не рутиной

  • Получение выписок и баланса счетов по своей компании и клиентам Т-Банка
  • Выставление счетов в личном кабинете, информация об оплате в вашей CRM
  • Управляйте платежными поручениями прямо из своей CRM или бухгалтерии
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Алёна Болдырихина
Алёна Болдырихина

А что вы думаете по поводу коробочных и кастомных решений? Получалось ли удачно адаптировать коробочные? Или не очень ресурсозатратно создавать кастомные?


Больше по теме

Новости