Кейтеринг, как бизнес, прошел путь от скромных фуршетов до гастрономических представлений. Причина не только в органическом развитии сферы — изменилась культура потребления еды. В статье рассказываем о трендах отрасли, о запросах рынка и о том, почему кейтеринг стал одной из самых востребованных услуг в event-индустрии.
Как и почему менялся рынок кейтеринга в России
В России этот бизнес существует с конца 90-х, но культура кейтеринга постоянно эволюционирует. Предложения на рынке сегодня отличаются от тех, что были ещё 5 лет назад.
В начале 2000-х кейтеринг из-за высокой цены был доступен лишь единицам. В 2010-х ситуация в стране стабилизировалась и рынок начинает активно расти. Рост резко прекращается в 2020 году — пандемия и связанные с ней ограничительные меры запретили массовые мероприятия. Организаторы были вынуждены отказаться от банкетов и корпоративных развлечений, но это создало отложенный спрос.
Как только ограничения сняли, пусть и частично, потребность в «празднике» усилилась. Как следствие, в 2023 году объём рынка вырос. Но после пандемии у покупателей появились новые запросы, а бизнесу требовалось понять, как их можно удовлетворить.
Запросы рынка
2020 год был переломным не только в плане спроса. Изменился способ потребления ресторанных услуг: стало популярно пользоваться доставкой еды.
С доставкой появились новые проблемы — часто блюда привозили в неприглядном виде, который имел мало общего с изображением на сайте или в приложении. витрине или в холодильнике, но транспортировка в «пластике» лишает блюда эстетики. Пластиковые тарелочки и коробочки перестали устраивать людей — сформировался запрос на новый уровень сервиса и сохранение эстетики блюд.
Второй запрос рынка, рождённый пандемией — экспресс-доставка. Люди привыкли, что такси приезжает за 5 минут, а пицца — за 30. Поэтому среди кейтеринговых компаний стали выигрывать компании, которые доставляли заказы быстрее других.
Третий запрос — это упрощение всех процессов, связанных с организацией и доставкой питания. Раньше заказ кейтеринга подразумевал долгие переговоры, согласование меню в несколько этапов, лишний персонал на площадке, грязную кухню и шум. Теперь подобная организационная система не сможет эффективно конкурировать на рынке — люди не хотят долго обсуждать детали, не всем нужен обслуживающий персонал на мероприятии. На рынке кейтеринга выигрывает тот, кто способен решить все запросы клиента за один звонок. А в идеале — вообще без него, через мессенджер.
Четвёртый запрос рынка — оригинальность подачи. Еда стала инстаповодом, а к оформлению фуршета на деловых или торжественных мероприятиях требования ещё выше. Привезти еду в приличном виде недостаточно — нужно выделяться. Эту задачу решают креативная упаковка, переосмысление традиционных блюд или привлечение шеф-повара для создания новых. Поэтому корпоративный и событийный кейтеринг сегодня в некотором смысле «дизайнерский» продукт.
Кейтеринг нового поколения
Основатели Preparty видели запросы обновлённого рынка. Бренд родился внутри холдинга Diamond Family в 2020 году и предложил аудитории продукт нового уровня для небольших мероприятий. Команда адаптировала классическое предложение кейтеринговых служб под незакрытые запросы аудитории.
Первое, что сделали Preparty — разработали упаковку без пластика такой формы, чтобы при транспортировке внешний вид закусок сохранился в первозданном виде. Такой способ гарантирует, что доставленный курьером заказ будет на 100% соответствовать изображению на сайте.
Упаковка решила ещё одну задачу — закуски уже сервированы для подачи, а экоблюдо выглядит эстетично. Поэтому не нужно заказывать дополнительную посуду или официантов.
Экспресс-доставка за 24 часа — ещё одно конкурентное преимущество Preparty. Для этого основатели создали собственную логистическую службу и круглосуточно работающее производство в центре Москвы: 4 фабрики-кухни. Курьер привозит заказ в указанный клиентом 60-минутный интервал.
Адаптивное меню — зона ответственности шеф-повара Preparty. А чтобы сэкономить время клиентов и не спрашивать их предпочтения при повторном обращении, есть специальная база. В ней хранится информация о предыдущих заказах компании или частного лица. Стоп-листов по закускам нет, компания поддерживает складские запасы.
Сервировка за 10 секунд — УТП Preparty. Для этого создали специальную трёхуровневую упаковку, которая презентует закуски как произведения ювелирного искусства. Такой способ подачи создаёт «wow-эффект». При этом на организацию фуршета уходит несколько секунд — достаточно раскрыть бокс.
Запросы аудитории растут и рынок кейтеринга прежним не будет. Чтобы оставаться на нём сегодня, нужно быть гибким, инвестировать в дизайн и технологии. Только быстрая реакция на меняющиеся предпочтения клиентов и инновационные решения помогут закрыть «боли» аудитории вперёд конкурентов. А пока причин для снижения конкуренции на рынке нет.
Как вы считаете, какие инновации в кейтеринге будут востребованы в ближайшие годы?