Объем онлайн-торговли в России стремительно растет. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), с января по июнь 2024 года россияне совершили онлайн-покупки почти на 3,9 трлн руб., что на 41% больше, чем в первом полугодии прошлого года. В общем объёме розничных продаж доля e-commerce выросла до 14,9%. Такая динамика служит для многих предпринимателей четким сигналом к запуску собственного интернет-магазина. Однако какой ИТ-инструмент выбрать, чтобы создать по-настоящему эффективную торговую площадку?
Что выбрать: интернет-магазин или онлайн-витрину?
Казалось бы, всё просто. На рынке множество доступных сервисов, обещающих помочь бизнесу легко и быстро создать точку продаж в интернете. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что у предпринимателя есть две разные опции, из которых придётся выбирать — это онлайн-витрина товаров или полноценный интернет-магазин. В чём принципиальная разница?
Назначение ИТ-инструмента. Основная цель онлайн-витрины — это познакомить покупателя с компанией и дать ему представление об ассортименте и ценах. Цель интернет-магазина — дать клиенту возможность выбрать товар и совершить покупку.
Клиентский путь. Онлайн-витрина не позволяет провести клиента по полному циклу покупки — от выбора товара до оплаты и доставки, и не предоставляет возможности оплатить прямо на сайте. Полноценный интернет-магазин обладает всеми функциями, позволяющими сопровождать клиента на всех этапах воронки продаж и дать ему возможность совершить все необходимые действия по принципу одного окна.
Личный кабинет клиента. В полноценном интернет-магазине, как правило, предусмотрен личный кабинет клиента, в котором хранятся данные об истории его заказов, участии в бонусных программах и инструменты для отслеживания статуса отгрузки. Онлайн-витрина не имеет таких возможностей.
Встроенные интеграции с внешними сервисами. Онлайн-витрина обычно не предполагает полноценной корзины товаров или интеграций с внешними системами такими как сервисы приема платежей и доставки.. Пользователь, который хочет оформить заказ или рассчитать доставку придется переходить на стороннюю площадку или связываться с менеджером по продажам. Полноценный же интернет-магазин имеет встроенные интеграции с внешними сервисами — платёжными, аналитическими и логистическими системами. Это сокращает количество касаний клиента со сторонними ИТ-инструментами и упрощает его взаимодействие с бизнесом.
Масштабируемость. Полноценный интернет-магазин легко масштабируется в случае расширения бизнеса. В него можно добавлять новые категории товаров и интегрировать дополнительные модули, например, новые платежные или учетные системы, складские программы и т.д. Онлайн-витрина — это конечный продукт, который ограничен базовой функциональностью и не предполагает возможности внесения значительных изменений.
Этапы создания интернет-магазина
Сегодня не нужно нанимать команду разработки и создавать интернет-магазин с нуля. Многие ИТ-решения (от сайтов и мобильных приложений до b2b-сервисов) разрабатываются с помощью технологий now code и low code — без необходимости писать код или с минимальной работой программиста. Для это на рынке есть специализированные платформы: они автоматизируют процесс разработки и помогают создать продукт из готовых элементов — как конструктор из кубиков.
Компаниям проще и дешевле запустить интернет-магазин, используя одну из имеющихся на рынке платформ. Весь процесс можно разделить на 7 этапов.
Шаг 1. Рассчитать затраты запуска. Минимальный вариант запуска интернет-магазина на автоматизированной платформе с учетом оплаты годовой лицензии и подключения сопутствующих услуг обойдется бизнесу в сумму от 40 тыс. руб в год. Кроме самой страницы, в расходы надо заложить покупку домена — от 500 руб. и хостинга — от 1500 руб. Регистрировать доменное имя важно у надежного хостинг-провайдера, который может обеспечить хорошую скорость работы и поддержку. Также стоит применять SSL-сертификат для защиты данных, передаваемых между сайтом и пользователями. Также следует учесть расходы на помесячную оплату за подключение логистических и платёжных сервисов, например, ЮKаssa — от 23 000 р. в год, бюджет на создание контента — фото и описаний карточек товара и др.
Уникальный дизайн и создание маркетинговой кампании по продвижению магазина потребуют бюджета от 100 тыс. руб на старте проекта. Вилка цен на создание сайта с нуля через агентство может сильно варьироваться и стоить от 50 до 200 тыс. руб только за один этап разработки. Первых клиентов можно привлечь бесплатно, используя такие методы продвижения как соцсети и рассылки. Позже потребуется платная реклама с ежемесячным бюджетом минимум от 15 тыс. до 25 тыс. руб.
Дополнительные расходы зависят от конкретного бизнеса. Например, может потребоваться закупка упаковки и профессионального оборудования для фотографирования товаров, организация логистики и пр.
Шаг 2. Создать сайт. Платформа, на которой будет работать магазин, определяет функциональные возможности сайта. В зависимости от размера проекта, специфики ассортимента и бюджетных ограничений, можно выбрать разные подходы.
Если важен быстрый старт, а ресурсы ограничены, можно использовать «классические» конструкторы вроде Tilda. Они позволяют создавать простые сайты с помощью готовых блоков и шаблонов без глубоких знаний в веб-разработке. Это инструмент для тех, кому нужно оперативно вывести на рынок пару товаров или протестировать идею. Однако при масштабировании проекта могут возникнуть сложности. Tilda изначально разрабатывалась как платформа для лендингов. Поэтому её возможности в создании крупных интернет-магазинов ограничены. Например, могут возникнуть проблемы с кастомизацией и возможностью интеграции с внешними сервисами — системой управления складом и продуктами 1С. Кроме того, у Tilda появляются проблемы с быстродействием, в случае добавления большого количества SKU. Поэтому для более сложных и уникальных решений потребуется платформа с более широкими возможностями. Также важно учесть, что сайтам, созданным на Tilda, требуется постоянное сопровождение, как минимум, со стороны дизайнера. Предприниматель, у которого нет опыта, не сможет самостоятельно обслуживать такой сервис.
Автоматизированные платформы — Sellty, InSales, NetHouse и др. — создают интерфейсы с учетом пользовательских сценариев, предлагая гибкие тарифы в зависимости от функционала. В них заранее продуман весь клиентский путь, от поиска товара до завершения покупки. В таких решениях также предусмотрены готовые интеграции с платежными, логистическими сервисами, инструментами аналитики, складского учета и мн.др. В сегменте b2b стоит рассмотреть платформы с функционалом, специально разработанным для этого сектора. Например, обязательно должна быть интеграция с 1С, функциональный личный кабинет контрагента, документооборот, индивидуальное ценообразование, управления товарными каталогами и автоматизации клиентского сервиса.
Шаг 3. Создать структуру. Важно досконально продумать структуру интернет-магазина. Если вы делаете сайт на автоматизированной платформе, то варианты структур уже заложены в неё автоматически. Если сайт создается на одном из конструкторов, например, на Tilda, то всю архитектуру и элементы сайта придётся настраивать самостоятельно.
Обязательные элементы интернет-магазина, которые важно заложить при его создании:
- Главная страница. Здесь стоит разместить краткий обзор ассортимента и выгодных предложений.
- Личный кабинет клиента.
- Каталог товаров. Для удобной навигации он должен содержать категории и подкатегории, а также фильтры для быстрого поиска нужной позиции. Кроме того, стоит уделить внимание карточкам товаров (описание, характеристики, фото, отзывы).
- Корзина для оформления заказа.
- Страница о доставке.
- Информация об оплате, возвратах, гарантиях.
- Контакты.
Для удобства пользователей необходимо наличие личного кабинета клиента с историей заказов, списком желаний и другими полезными функциями. Блог для публикаций полезных статей, обзоров товаров и новостей компании улучшит оптимизация сайта под требования поисковых систем (от англ. Search Engine Optimization или сокращенно SEO). Этот же инструмент позволит увеличить трафик, а также стимулировать продажи через обзоры.
«Загружать» товары в интернет-магазин вручную — трудоемкий процесс. Его можно оптимизировать несколькими способами. Для компаний, которые используют учетную систему, проще всего настроить сквозную интеграцию учетной системы с интернет-магазином. Благодаря ей достаточно будет поддерживать актуальность данных в учетной системе и передавать их в интернет-магазин. Таким образом двойного ведения карточек товаров не потребуется. Если ваша компания не ведет учетную систему, вы можете воспользоваться другими способами при условии, что они предусмотрены на платформе для создания интернет-магазина. Например, часть платформ предлагает автоматизировать загрузку данных с помощью работы с файлами, а также у решений может быть готовая интеграция с популярными маркетплейсами для передачи данных из внешней площадки в ваш интернет-магазин.
Шаг 4. Дизайн и контент. Дизайн сайта должен быть не только привлекательным, но и адаптивным — пользователю должно быть одинаково удобно заходить в интернет-магазин с десктопа, смартфонов с Android и iOS, а также через мобильное приложение. Важно, чтобы ключевые элементы были видны сразу на первом экране, а кнопки «Купить» или «Добавить в корзину» выделялись контрастом.
Платформы для создания интернет-магазинов включают базовые требования к usability в зависимости от потребностей заказчика. Например, специалисты знают, что для магазинов одежды нужны крупные изображения и возможность увеличить картинку, чтобы покупатели могли детально рассмотреть текстуру и фасон. Цвета должны быть спокойными и нейтральными, чтобы не отвлекать внимание от товаров. В ювелирных магазинах акцент делается на утонченном дизайне с насыщенными тёмными цветами, подчеркивающими блеск изделий. Для магазинов электроники характерен минимализм и четкие линии, что делает информацию более доступной.
Шаг 5. Организация платежного процесса. Наличие интеграции с платежной системой, которая позволит покупателю легко и удобно совершить покупку — один из обязательных элементов интернет-магазина. Среди популярных решений — ЮKassa, PayMaster, RoboKassa и многие другие.
Выбирая платежную систему, важно обратить внимание не только удобство для клиентов, но и расходы на обслуживание, размер комиссий, надежность провайдера, а также соответствие целям бизнеса — например, не все платёжные системы сейчас позволяют принимать оплату из за рубежа. Чтобы учесть все базовые сценарии оплат, как правило, предприниматели подключают сразу несколько сервисов.
Среди основных инструментов оплаты клиенту необходимо предложить следующие:
- Банковская карта (для этого необходим договор с банком или платежной системой, которые предоставляют услуги эквайринга).
- Электронные кошельки (их предпочитают клиенты, которые опасаются раскрывать данные банковской карты).
- Безналичный расчет для юридических лиц.
- Наложенный платеж для товаров со средней и высокой стоимостью.
- Сервисы рассрочки (например, “Долями”, “Подели”, “Халва” и др., а также различные банковские программы лояльности, например, “СберСпасибо” и др.).
- Мобильные платежи.
В целом, не стоит стараться подключать как можно больше разных сервисов. Главное — проанализировать свою аудиторию и выбрать наиболее удобные для неё инструменты.
Шаг 6. Создание маркетинговой стратегии. На старте работы интернет-магазина стоит запустить несколько ключевых маркетинговых инструментов.
- SEO. Сегодня SEO-оптимизиция — это ключевой инструмент продвижения интернет-магазинов в сферах B2B и B2C-продаж. Некоторые платформы предлагают встроенные SEO-инструменты, позволяющие добавлять описания, заголовки и метаданные в несколько кликов. Также имеет смысл прибегнуть к услугам специалистов, которые помогут собрать данные для ссылочной базы, семантического ядра и создания SEO-блога. Кроме того, существуют онлайн-сервисы, которые с помощью ИИ помогают генерировать SEO-описания товаров. Это особенно актуально для малого бизнеса. Важно помнить, что SEO требует долгосрочной стратегии. Результаты появятся не сразу (минимум через 4-6 месяцев), но именно такой подход помогает со временем получать органический трафик.
- SMM. Выбор площадок для продвижения («ВКонтакте», «Одноклассники», Telegram и другие) зависит от специфики товаров, демографических характеристик, а также предпочтений целевой аудитории. Бизнесу нужно тщательно проанализировать своих покупателей, чтобы понять, где им удобно потреблять контент. На основании этих данных уже можно выбирать приоритетные площадки для создания контента и начинать работать над стратегией присутствия на них. Кроме того, со временем можно подключить таргетированную рекламу.
- Email-маркетинг. С первого дня стоит начать собирать контакты потенциальных клиентов через подписку на рассылки, даже если на первый взгляд кажется, что ваши письма никто не читает. Это не так. Грамотный email-маркетинг хорошо работает в долгосрочной перспективе и позволяет точечно “догонять” клиентов на разных этапах воронки, а также анализировать поведение пользователей, сегментировать их на группы и возвращаться к ним с наиболее выгодными персонализированными предложениями.
- Контекстная реклама остается эффективным инструментом для привлечения горячего трафика. На данный момент она доступна только в «Яндексе». Здесь также пригодится семантическое ядро, которое вы ранее уже собрали при помощи SEO-специалиста. Имеет смысл поэкспериментировать с разными форматами — текстово-графическими объявлениями, медийной рекламой, видео, баннерами и др.
Если вы уже представлены на маркетплейсах, то они также могут стать способом продвижения вашего бренда и интернет-магазина. Например, можно указывать ссылки на свой интернет-магазин в упаковке товара или при общении с клиентами, чтобы привлекать их напрямую на сайт.
Шаг 7. Анализ и оптимизация процессов торговли. Интернет-магазин требует постоянного улучшения. Важно помнить, что выстраивание наиболее быстрой траектории клиентского пути — это задача предпринимателя, поэтому для этой цели ему нужно использовать все доступные средства. Для начала необходимо подключить бесплатные инструменты аналитики («Яндекс.Метрика» и Google Analytics). Они помогают изучать поведение пользователей на сайте, анализировать их интересы, контролировать точки отвала, а также следить за эффективностью маркетинговых кампаний. Большинство платформ изначально интегрированы с этими системами, а другие идут дальше и предоставляют встроенную аналитику продаж. При размещении сайта на бюджетных площадках, которые не обладают таким функционалом, подключать аналитические системы придется вручную.
5 ошибок при запуске интернет-магазина
Использование специализированных платформ, которые учитывают технологические нюансы и поведенческие характеристики пользователей, убережет от многих ошибок и лишних расходов. Но и в этом случае возможны проблемы. В заключении остановимся на пяти наиболее вероятных:
Выбор недорогих, но ненадежных инструментов. Простые платформы-конструкторы позволяют быстро запустить витрину товаров под видом интернет-магазина. Однако функциональности таких систем часто оказывается недостаточно, чтобы предоставить клиенту все функции, необходимые для сопровождения покупателя на всём его пути — от перехода на сайт до отгрузки. Неправильный выбор платформы и увод пользователей на сторонние сервисы для оплаты только создает “иллюзию дешевизны”, а на деле становится причиной бесконечных кастомных доработок и потенциальных затрат компании.
Отсутствие доверия к экспертам. Руководитель компании может настоять на собственных идеях дизайна и функциональности, не принимая в расчет рекомендации платформ. Часто это приводит к низкой эффективности нового канала продаж и дополнительным расходам на переделку.
Недостаточное тестирование сайта перед запуском. Это может привести к проблемам с ключевыми процессами, в том числе при совершении покупки. Кроме того, часто страдает отображение интерфейса на различных устройствах, что сразу отталкивает покупателей.
Отсутствие отработки обратной связи от клиентов. Бизнес значительно проигрывает, если не имеет отлаженной системы сбора и оценки обратной связи от покупателей. Объективная оценка таких важных характеристик интернет-магазина, как удобство поиска, наличие всех функций, необходимых для быстрого завершения покупки, скорость работы сайта и других параметров помогает вовремя находить узкие места в бизнес-процессах и вносить в них улучшения. Это позволит защитить компанию от негатива со стороны клиентов, а также минимизировать риски ухода заказчиков.
Недооценка маркетингового бюджета. Уверенность в том, что достаточно создать страницу с товарами и клиенты сами начнут делать заказы, — чревата провалом проекта. Бюджет следует закладывать заранее с учетом специфики целевой аудитории, ниши бизнеса и целей по выручке. Без этого сложно себе представить эффективное продвижение магазина.
Поделитесь своим опытом, что ещё учесть при запуске успешного интернет-магазина?