Как показывает исследование Агентства стратегических инициатив, главные страхи молодых людей, желающих стать предпринимателями — отсутствие стартового капитала (19%), нехватка знаний и навыков (16,8%) и непонимание, с чего начать (14,7%).
Немногие в полной мере осознают, что перед тем, как открывать бизнес, необходимо понять, что вы теряете и приобретаете с первой компанией. Если очень любите стабильность — нужно подумать дважды, потому что о ней вы больше не услышите. Когда боитесь ответственности, тоже вряд ли получится продержаться в предпринимательстве долго, потому что лидерство и умение решать свои и чужие проблемы — одни из главных навыков бизнесмена.
Я запустил первый бизнес в 19 лет, это был маркетплейс по продаже автомобилей. Сейчас у меня за плечами уже больше 15 созданных компаний, большая часть из них — в сфере IT. На разных этапах развития стартапов я совершил много ошибок: от некачественной оценки запросов целевой аудитории до пренебрежения анализом конкурентов на рынке, которое привело к закрытию бизнеса. Полученный опыт позволяет мне оглянуться назад и дать несколько советов тем, кто только мечтает о запуске проекта.
Шаг 1. Поймите, какая у вас мотивация
По данным опроса АСИ 2023 года, работать на себя хотели бы 85% молодых людей. Я бы сказал, что тех, кто изначально имеет необходимые способности и по-настоящему готов стать предпринимателем, примерно в 10 раз меньше. Это не значит, что у остальных не получится, но на развитие необходимых навыков могут потребоваться годы. Чтобы столько работать на достижение цели, нужна очень сильная мотивация — но она тоже не всегда подходящая. Вот те ее виды, которые, скорее всего, не помогут:
Романтизированный образ бизнесмена. Многие молодые ребята идут в бизнес за деньгами, известностью или статусом. Нужно понимать, что далеко не каждый бизнесмен обладает набором вышеперечисленных атрибутов. А еще их точно не стоит ждать в первые месяцы, а иногда и годы.
Если заработок состояния и положение в обществе — единственная цель, то у вашего бизнеса вряд ли получится даже пережить начальные этапы становления. Это как смотреть на олимпийского чемпиона на пьедестале и думать: «Начну заниматься спортом, буду также стоять с медалью в телевизоре». Если вам изначально нужен не спорт с его вызовами и перспективами, а пьедестал и медаль, вы не сможете тренироваться долго и самоотверженно.
Желание от чего-то сбежать. Если вам не нравится нынешняя сфера деятельности, и вы хотите уйти хоть куда-то, только бы не заниматься тем, что делаете сейчас — пересмотрите все риски, желательно, не один раз. Например, человек начал развиваться в юриспруденции, но понял, что не видит для себя возможностей роста в сфере. Он решает запустить технологичный стартап: сейчас это модно и вроде все занимаются чем-то подобным. Подход «что угодно, только не» никогда не станет выигрышным.
Сначала разберитесь, чем вы готовы заниматься маниакально совестливо и что вас увлекает, а потом уже уходите туда. Возможно, обнаружите, что вам и бизнес в этой сфере не нужен, а хватит развития в корпорации до C-level должности.
Мотивации для открытия бизнеса
Есть также и несколько видов мотивации, которые я считаю правильными и полезными для вашего будущего бизнеса.
Желание экспериментировать и здоровый авантюризм. Я считаю, что это наиболее важные качества для предпринимателей, которые помогут поддерживать мотивацию на должном уровне. Если вы будете пытаться просчитать все наперед и действовать строго по правилам, решения будут неэффективными. Нужно уметь быстро преодолевать трудности, чувствовать рынок и не бояться рисков — они будут преследовать на протяжении всего пути.
Любовь к делу или мечта. Это обязательный элемент, если вы хотите не только получить успешный бизнес, но и избежать выгорания.
Представим человека, который всю жизнь работает в журналистике, но страдает от нехватки тем и чувствует себя ужасно в крошечных циклах производства текстов. Свое горе он топит в кофе, напитке, который обожает: читает и изучает все, что связано с ним, особенностями его производства и продажи.
В какой-то момент журналист устает от текущей деятельности и решается открыть кофейню. Во-первых, в этой сфере ему самому будет намного интереснее. Во-вторых, стартап в таком случае будет развивать замотивированный энтузиаст, а значит, и шансов на успех у этого бизнеса будет больше чем, например, у технологической компании, которую тот же журналист мог бы открыть в погоне за модой.
Вдохновляющий пример перед глазами. Это может быть кто-то из семьи — у меня, например, это был старший брат. Я смотрел, как он строит компании, и меня это всегда впечатляло. Идеально, если есть возможность взять наставничество: можно договориться о менторстве с предпринимателем, который делает проект в интересной вам нише, или присоединиться к команде, у которой вы готовы учиться. Игра в долгую даст результаты лучше, чем разовые курсы и разбор ошибок незнакомых людей.
Шаг 2. Научитесь коммуницировать с самыми разными людьми и найдите единомышленников
На протяжении всей карьеры предпринимателя вы будете коммуницировать с партнерами, сотрудниками, клиентами, конкурентами, поставщиками и представителями государства. Умение выстраивать отношения с людьми будет всегда помогать вам. Или мешать, если не научитесь это делать. Развивать навык можно разными способами.
Идите в найм в стартап или любой проект в интересующей сфере. В компании вы познакомитесь с основателем, топ-менеджерами, коллегами-профессионалами: опыт, даже чужой — это отличный образовательный ресурс. Параллельно вы проверите на прочность свои чувства к сфере деятельности и прощупаете изнутри, как работают все шестеренки бизнес-механизмов. При этом всегда лучше честно говорить о своих планах руководству. Если вы хорошо себя зарекомендуете, в их лице сможете получить первых инвесторов или партнеров.
В мировой практике есть такой пример. Сервис Loom — это платформа для записи и обмена видео-сообщениями, которую основали бывшие сотрудники Pinterest. В 2016 году Шахарджит Сингх, Винсент Лу и Джошуа Сторм работали там, где и создали вместе первоначальную версию Loom как внутренний инструмент для обмена видео- инструкциями. После того, как их идея получила популярность внутри Pinterest, они покинули компанию и основали Loom уже как самостоятельный стартап. Их проект привлек инвестиции от известных венчурных фондов, и успех не заставил себя ждать.
Похожие истории были и у меня. Люди приходят на линейные позиции, растут, доходят до руководящих должностей, а это значит, что мы готовы доверить им управление дочерними проектами.
Наш бывший арт-директор работал в команде ITECH много лет: до этой позиции он дошел от простого дизайнера на удаленке. Однажды мы поняли, что пора формировать отдел по мобильной разработке. Паша возглавил его: опыт работы, знание всех внутренних процессов и сильных сторон сотрудников позволили ему собрать мощный коллектив.
После нескольких лет успешной деятельности мы решили, что пора создавать не только клиентские продукты, но и собственные — для рынка. Доверие оправдало себя: через несколько лет одно из приложений попало на первую строчку российского App Store и провело там почти неделю.
Сегодня одним из активов компании, где Паша теперь занимает должность руководителя, а еще стал основным акционером, является популярный среди молодых читателей сервис «Взахлеб» — он собрал почти полумиллионную аудиторию.
Таких кейсов только у нас в ITECH было больше десяти: да, получилось не у всех, но это еще одно доказательство того, что точной формулы успеха для гарантированного выигрыша в бизнесе не существует.
Заводите как можно больше знакомств с людьми из разных сфер и сохраняйте эти связи. Когда ко мне приходят за инвестициями молодые ребята, я всегда спрашиваю, есть ли у них друзья-единомышленники, которым они доверяют настолько, что запустили бы с ними бизнес. Если ответ «нет», то, скорее всего, человек не умеет находить полезные контакты и поддерживать связи. Значит, он не сможет выжить без инвесторов и их денег: у него не получится собрать команду, которая будет готова работать бесплатно ради идеи хотя бы на начальных этапах.
Одну из характерных внештатных ситуаций, которая произошла больше 15 лет назад, мне помогли решить как раз многочисленные знакомства. Тогда друг за другом начали увольняться абсолютно все сотрудники компании. Пришлось обращаться за помощью: я попросил выручить меня компетентных приятелей, и они согласились закрыть несколько горящих проектов. В выигрыше остались все: клиенты получили выполненные заказы, друзей я, конечно, отблагодарил, а главное — понял, что могу похвастаться умением бережно хранить связи и не стесняться просить помощи.
Если есть энтузиазм и желание пробовать — запускайте что-нибудь вместе. Мой первый бизнес — маркетплейс по продаже автомобилей. На этапе запуска я владел компетенцией переговоров и продаж, но не умел программировать, рисовать, соответственно, и создавать дизайн. Мне помогли два одногруппника, которые в этом уже разбирались. Восполнив недостающие навыки друг друга, мы создали работающий проект.
Кейсы, когда компании основываются вместе одногруппниками, тоже часто бывают успешными — например, сервис Delivery Club был создан выпускниками ВШЭ.
Шаг 3. Будьте готовы к сложностям и не бойтесь их
Очень важно надеяться на лучшее, но быть готовым к любому виду провала. Нужно просчитывать все варианты развития событий, а еще — способы выхода из сложных ситуаций. В идеале надо уметь справляться и с острой нехваткой сотрудников, и с внезапными ограничениями рынка — научиться такому можно только на опыте.
После прохождения первой трещины на пути движения вашего стартапа похожие ситуации уже не будут выбивать из колеи. Количество совершенных ошибок складывается в трамплин, от которого можно будет оттолкнуться, чтобы преодолеть очередную яму. Расскажу, какие из них самые частые.
Вас могут не воспринимать всерьез. Решение — позиционировать себя как взрослого профессионала вне зависимости от возраста: быть, а не казаться. Исследование РБК и Рамблер демонстрирует, что общество не воспринимает юных начинателей своего дела достаточно серьезно, и уважать будут скорее тех, кому больше 35 лет. Статистика такова, но лично я с этой проблемой не сталкивался. Вы должны быть уверены в себе и — главное — в своем проекте, его жизнеспособности и потенциале.
Разговаривайте со старшими уважительно и на равных, как партнер: не просите поблажек, ссылаясь на неопытность, и не списывайте неудачи на возраст. Когда вы вольетесь в круг предпринимателей и проекты будут на одном уровне, цифры в паспорте станут вашей особенностью — не все могут добиться успеха в бизнесе, будучи совсем молодым.
Вы всегда будете не успевать. Решение — строить график, в котором отведено время на личную жизнь, но готовиться ставить бизнес в приоритет первое время или тогда, когда этого требует ситуация.
На начальных этапах отдых и развлечения придется отодвинуть на задний план. Все то время, которые вы тратите не на свой проект, вы дарите конкурентам. Мне, например, понадобилось целых десять лет, чтобы уравновесить фокус на бизнесе и семье. В этом случае у 20-летних есть преимущество: немногие заводят семью в этом возрасте, что делает work-life дисбаланс менее критичным. Только несколько лет назад у меня стало появляться по-настоящему свободное время. А до этого, чтобы выделить себя для семьи, спорта и путешествий, приходилось прибегать к филигранному тайм-менеджменту.
Вам придется нести ответственность за всех. Решение — как можно чаще брать на себя обязательства, даже если речь идет о бытовых или учебных ситуациях. Вставайте в позицию лидера и старайтесь грамотно решать проблемы. Помните, что ответственность за последствия — тоже на вас.
Можно начать с банального: стать главой группового проекта или спродюсировать мероприятие. Так вы получите опыт руководителя и узнаете, какие методы эффективны в управлении командой. Бонус: в условиях университета всегда появляется больше безалаберности из-за отсутствия опыта и понятных ролей у коллег. Это значит, что вы научитесь решать кризисные ситуации, которые неизбежно будут возникать и из-за внешних факторов, и из-за разгильдяйства людей в команде.
Вы можете потерять много денег или вообще их лишиться. Решение — нужно уметь запускаться без инвестиций и находить способы проверять гипотезы без больших финансовых вложений.
Лучший вариант — собрать команду, работающую на энтузиазме. Благо, в 20-летнем возрасте это еще возможно. Конечно, речь не идет о том, чтобы найти подчиненных и месяц за месяцем оставлять их без зарплат — ищите партнеров, которые, как и вы, будут способны первое время работать за идею. В таком случае вам не нужны никакие инвестиции. Здесь также важно проявить лидерские качества, чтобы заразить людей собственным примером. Если у вас не получается убедить и повести за собой друзей или одногруппников, то сделать потом то же самое с партнерами и целым коллективом — станет непосильной задачей.
Мой совет — нужно как можно больше пробовать, особенно в молодом возрасте. Когда у вас есть поддержка близких и вся жизнь впереди, намного легче ошибаться и начинать новое. Пока вам еще нечего терять — у вас есть безграничный запас энергии, чтобы все переделывать, отступать на несколько шагов. Вы не упускаете время, а получаете ценный опыт, который точно не раз пригодится в будущем.
Стартап в какой сфере вы мечтаете запустить?