Сегодня недвижимость по праву считается одним из наиболее защищенных и инвестиционно привлекательных финансовых активов. В этом году спрос на офисы в Москве стал рекордным за последние десять лет.
Александра Захарова, директор по коммерческой недвижимости Level Group, рассказала о ключевых аспектах при выборе офисной недвижимости.
На что стоит обращать внимание при выборе офисного помещения?
Прошлый год доказал, что даже в условиях конкурентного рынка цены на квадратные метры показывают тенденцию к росту. Отмена льготной ипотеки стала триггером для повышения интереса к офисной недвижимости со стороны частных инвесторов, а ограниченное предложение качественных площадей обеспечило спрос со стороны корпоративного сектора, который на фоне импортозамещения активно развивается. Покупка коммерческих площадей может стать идеальным решением для размещения собственного офиса или получения стабильного пассивного дохода от сдачи в аренду. Также, по оценкам девелоперов, стоимость квадратного метра увеличивается в среднем до 50% за 2-3 года строительства.
На что обратить внимание при выборе офисного помещения?
Правильное расположение. При выборе офиса необходимо учитывать сразу несколько логистических факторов: пешая доступность до станций метрополитена, близость основных транспортных магистралей и наличие достаточного количества парковочных мест в округе. Удобное расположение подчеркнет статус компании в глазах партнеров и клиентов, а также станет конкурентным преимуществом в борьбе за сотрудников. Ведь время — это самый ценный ресурс, который люди берегут.
Инфраструктура и общественные пространства. Офисные сотрудники все больше ценят баланс между жизнью и работой. И инфраструктура, помогающая его поддерживать, стала еще более важным критерием при выборе места работы. При выборе офиса для покупки следует обратить свое внимание на локации в уже сложившихся районах, где есть возможность организовать бизнес-встречу в ресторане или перекусить на фудкорте, сделать покупки в торговой галерее, провести мастер-класс в зоне коворкинга, посетить врача или заняться спортом, не покидая офисного здания.
Дополнительным преимуществом станет наличие просторных общественных пространств: озелененные скверы, уютные зоны для прогулок и тихого отдыха. В них сотрудники смогут сделать небольшой перерыв в комфортной обстановке и пообщаться с коллегами. Это поможет им избежать накопления стресса и выгорания, что положительно сказывается на бизнес-показателях.
Например, бизнес-центр Level work Воронцовская входит в городскую программу по созданию рабочих мест, поэтому предусмотренная функциональность проекта очень обширная. Здание будет иметь максимальное количество функций: на первом этаже откроется торговый центр, а также ресторан и супермаркет, фитнес-клуб и фудкорт с разнообразными продуктовыми концепциями, большой спортивный комплекс с кортом для большого тенниса и набирающего популярность падел-тенниса, а также с залами для единоборств и групповых занятий, медицинский центр и коворкинг. По сути, все, что нужно — в одном месте.
Планировка. Правильная планировка офиса — это не только вопрос комфорта и эстетики, но и важный аспект, влияющий на эффективность работы, взаимодействие сотрудников и корпоративную культуру, а также на эффективность бизнес-процессов. Рассматривайте объекты с разнообразными планировочными решениями. Полезным решением может быть возможность объединения нескольких смежных помещений или даже целого этажа.
Технические параметры и инженерные коммуникации здания. Необходимо обратить внимание не только внешний облик здания, но и как оно спроектировано внутри. Сотрудники работают в офисе пять дней в неделю по 8+ часов, поэтому современные инженерные коммуникации крайне необходимы для их комфортной работы и продуктивности. Предпочтение стоит отдавать объектам с центральной системой кондиционирования (чиллер-фанкойл) и централизованной приточно-вытяжной вентиляцией. Не лишним будет и доступ к естественной вентиляции помещений посредством открытия окон в офисах на любом этаже.
Обратите внимание на то, как организована система безопасности и контроля прохода в офис. Рыночная практика показывает, что доступ по картам, смартфонам или Face-ID существенно снижает нагрузку на ресепшн и количество ожидающих до 80%. Безопасность сотрудникам и клиентам должна обеспечивать круглосуточная система видеонаблюдения в общих зонах бизнес-центра.
Обязательной составляющей проекта является наличие паркинга. Доступ в него должен осуществляться на лифте со всех этажей здания, а для разгрузки должны быть предусмотрены специальные выделенные зоны. Преимуществами объекта также станут система распознавания номеров для бесконтактного въезда в паркинг и зарядные устройства для электроавтомобилей.
Строящиеся объекты
В сложившихся условиях нехватки качественных офисных площадей стоит обратить внимание на объекты в стадии строительства. В таких проектах чаще можно получить более выгодные коммерческие условия, нежели в готовых. Девелоперы часто предоставляют рассрочки и выгодные скидки. В целом, офисное помещение, соответствующее всем заявленным параметрам, в нецентральных деловых районах, может стоить от 300 тыс. рублей за кв. м. Кроме этого, в зависимости от предполагаемых сроков сдачи в эксплуатацию, можно обсудить нюансы помещения под конкретные нужды компании, например, выбрать офис с отделкой или без. Это позволит сэкономить на ремонте при «подгонке» помещения под требования вашего бизнеса или соблюсти корпоративный стиль.
Опыт и репутация девелопера. При выборе строящегося объекта стоит ориентироваться на репутацию девелопера, сроки сдачи объектов, наличие в портфеле технологически сложных проектов разного формата и масштаба с широкой линейкой продуктов, а также на умение создать такую недвижимость, которая точно подойдет под нужды предпринимателя и станет привлекательным объектом для аренды, если покупателем выступит инвестор.
Где искать подходящее офисное помещение?
Информацию об аренде и продаже офисов можно найти на Циан в разделе «Коммерческая недвижимость», в котором размещены почти 26 тысяч объявлений. Также большой выбор коммерческой недвижимости представлен на Авито.
Можно получить консультацию агента по недвижимости. В таком случае усилий понадобится меньше — только приезжать в оговоренные сроки на просмотры и оценивать помещения.
Кроме этого, перспективным и выгодным вариантом является приобретение коммерческой недвижимости напрямую у девелопера. Среди плюсов — возможность получить рассрочку, в том числе и беспроцентную, а также уникальные скидочные предложения. В сделках напрямую с застройщиком более прозрачные условия и меньше рисков.
Какие факторы являются определяющими для вас при подборе офисной недвижимости? Поделитесь своими мыслями в комментариях.