Лиза Лирика — лидер и основатель бренда Ghetto Princess. За год они с мужем открыли школу танцев с одноименным названием, магазин одежды, кофейню и не собираются останавливаться на достигнутом. Лиза рассказывает, как создать сильное комьюнити вокруг бренда и с его помощью масштабировать бизнес.
Каждый находит в Ghetto Princess что-то свое
Ghetto Princess сейчас — это большое комьюнити девушек, которые учатся танцевать в студии в Санкт-Петербурге и онлайн по всему миру. Мы о том, что танец не имеет рамок, объединяет, раскрывает и лечит. Занятия в школе ведут мои ученицы, с которыми у нас произошла синергия в танце и в восприятии мира. Ghetto Princess — не только про танцы и физическое развитие, еще про развитие осознанности и творческого потенциала.
Про бренд. Я ассоциирую бренд с собой. Он про мой танец, стиль и вкус в одежде, энергию, жизненную философию и веру в лучшее. Каждый находит в Ghetto Princess что-то свое: не все, кто носят нашу одежду, танцуют и наоборот. Много тех, кому просто близки ценности, которые я транслирую. В первую очередь семейные ценности. Отношения, где люди уважают друг друга, поддерживают, ведут вместе бизнес и заинтересованы в одном деле. Еще уважение к людям и щедрость. Например, продолжать вкладывать деньги в место, которое уже приносит прибыль. Вроде все отлично работает, но все равно постоянно улучшать.
Как появилось название. Когда мы с девочками выступали на хип-хоп-вечеринках, нужно было придумать название команды. У меня друзья — Ghetto Business, и мы так покрутили, что получилось Ghetto Princess. Но, думаю, что все не случайно. Кстати, есть люди, которые покупают наш мерч только из-за названия, потому что круто звучит.
Как попала в танцы. Решила поддержать подругу, ей было страшно идти на первое занятие по танцам, поэтому я пошла с ней за компанию. Она недельку потанцевала и переключилась на другое, а я вот осталась, уже 10 лет прошло. Но это был человек, который меня привел в танцы, — мой проводник. Могу сказать, что всегда любила танцевать и слушать музыку, но не углублялась в это. Я медленно и в одном направлении развивалась в Ярославле.
Когда переехала в Петербург, то увидела, как вообще можно танцевать. Поняла, что можно ходить к разным преподавателям, учиться у них и это нормально, не предательство по отношению к другому. Начала знакомиться с разными тренерами и танцевать в свободное от работы в общепите время. Тренировалась в зависимости от графика, но примерно по пять раз в неделю получалось. А еще любила заниматься онлайн, это недавно стало популярно, а я тогда уже брала такие уроки, закрывалась в зале и отрабатывала разные стили самостоятельно.
Постепенно на занятиях меня стали замечать другие девочки и спрашивать про тренировки. Наверно, я уже тогда как-то отличалась, внешне или тем, как двигалась. Стала набирать небольшие группы по 3—5 человек, а еще параллельно снималась для брендов. Инстаграм* помогал находить своих людей.
Начала танцевать уже во взрослом возрасте. Когда я начала танцевать, мне было 22 года. Всегда говорю, что возраст и даже талант тут не имеют значения. Научиться круто танцевать можно в любом возрасте, если много и с умом тренироваться. Я трудом и усилиями добилась того, как двигаюсь сейчас. Знаю, что мне нужно приобрести еще много навыков, и нормально к этому отношусь. В танцах нет остановки, когда у тебя условно золотая медаль и можно больше ничего не делать. Ты всегда будешь в процессе — работать над собой, покорять новые вершины и мотивировать сам себя.
Поняла, что это потолок
Расскажу, какие этапы прошла, когда развивала бизнес.
Как пришла к тому, чтобы открыть школу. Все началось с того, что я забеременела.
На тот момент вела несколько групп в неделю на разных площадках. На тренировки набиралось по 70—90 человек, для Петербурга это много. На мастер-классы с прогревом не всегда столько набирают, а тут просто занятие. Мы иногда шутили, что под нами пол провалится. Это было очень мощно и масштабно. Запись на класс закрывалась за минуту: в понедельник в 10 утра в Телеграме открывалась, и моментально места занимали. Не все желающие могли попасть, и от этого было грустно.
Поняла, что это потолок — нужно делать новые группы. У меня был свой костяк девочек-тренеров, и мы под них стали открывать дополнительные направления. Я платила им зарплату, такую же, как сейчас, 3000 ₽ за урок. Во всем этом был какой-то риск, но в творчестве всегда есть риск. Я попробовала, и это себя оправдало. Мы стали больше. Начались другие сложности: как проверять весь этот поток людей, регулировать запись, не хватало автоматизации всего процесса.
Я тогда арендовала по часам, и мне так было удобно: заплатил, потренировался, ушел, нет никакой ответственности, лишних проблем, не нужно ничего ремонтировать.
Но есть и минусы: отмены и переносы времени, не всегда устраивает качество уборки зала, нельзя разместить свой логотип. В какой-то момент посчитала, сколько трачу на аренду в месяц, и получилась внушительная сумма, около 100 000 ₽. Все эти факторы побудили нас с мужем решиться искать подходящее помещение.
Поняла, кстати, что не могу прям с нуля что-то создать. Если от меня ждут, это нужно, то появляется на это энергия. Так было со школой танцев и магазином, а если просто придумывать, то не хочу, лень. Я вообще не тот человек, который любит рисковать и строит наполеоновские планы. Мне нужно, чтобы все постепенно и гармонично. И мы спокойно начали искать.
Как искали помещение и какие были требования. Нам нужно было помещение с высокими потолками и чтобы можно было шуметь. Это если очень коротко. Мы смотрели разные варианты, но все не то: проход неудобный, окна маленькие, потолки низкие, шуметь нельзя. Мы не спешили, примерно через полгода поисков нам позвонили и показали то самое помещение.
Отдельное здание, большие потолки, раньше это был производственный цех. Сразу визуализировала общий зал, место для занятий на пилонах, раздевалку для девочек. И мы начали ремонт. Он длился два месяца, потратили 3,5 млн рублей. Это были мои накопления.
Как люди узнавали о школе. Основной источник — личные соцсети. Недавно начали продвигать профиль студии: снимаем танцевальные рилс, делимся мемами, сотрудничаем с другими популярными аккаунтами. Например, «Петербургская Щука», «aaa.magazine».
Еще у нас есть телеграм-канал, где уже 9400 подписчиков. Там мы публикуем расписание на каждый день, интервью с учениками и тренерами, фильмы на вечер, аффирмации на каждый день, обучалки по танцам, медитации, а еще есть рубрика «До/после». Также развиваем Pinterest и YouTube. Вот отсняли подкаст «Готовим с гетто» к Хэллоуину. Делали тыквенный суп с тренерами и отвечали на вопросы подписчиков.
Как выбирали людей в команду. Для меня важно, чтобы люди были знакомы с тем, что я делаю, и мы совпадали по ценностям. Работа у нас — это не просто пришел, отработал, ушел. Коллектив, который сейчас, — мощь. Восхищаюсь и уважаю и чувствую, что это взаимно. Никого не нужно из-под палки заставлять что-то делать или как-то специально мотивировать. В рабочих чатах постоянно активность: давайте это станцуем, а вот в это оденемся, как вам такой трек и так далее.
Когда создаешь свой особенный продукт, то у тебя нет конкурентов
Расскажу о том, как я отношусь к конкуренции.
Про конкуренцию. Когда создаешь свой особенный продукт, то у тебя нет конкурентов. С кем или с чем конкурировать? Твой продукт ни на что не похож. Я общаюсь с другими педагогами и людьми, которые руководят студиями, часто сама хожу к ним на классы, они приходят к нам заниматься или арендовать помещение. Конечно, всегда будет какая-то зависть и конкуренция, но я стараюсь выбирать другую дорогу.
Про ошибки на старте. Проблем, которые мы не смогли решить, не было. Конечно, были разные ситуации, но это и есть опыт. Например, хотели в студии черный пол, а когда положили, то увидели, что материал красится, и пришлось все снимать. Это стоило нам 300 000 ₽.
Стоит только начать
Расскажу, как дальше масштабировала бизнес.
Мы с мужем сидели в любимой кофейне, и я просто вслух произнесла: «Вот бы и нам открыть свое место», — и еще в историю записала. Получила много сообщений, что идея крутая. Но, думаю, никакого опыта у нас нет, а на самом деле стоит только начать, решиться, и все начинает складываться.
Пока мы искали помещение каким-то невероятным путем через танцы и общих знакомых, нашелся человек, который помог с поставкой зерен и кофейным оборудованием, что очень важно для спешелти-кофейни. Дальше Ильдар ушел с работы, чтобы полностью посвятить себя этому делу. Marseille — его проект, я подсказываю по творческой части: в какой цвет стены покрасить или какие тарелки выбрать, а он отвечает за все остальное. Получается, студию открыли 18 апреля 2022 года, а кофейню — спустя 3 месяца, 11 июля.
В январе 2023 года открыли магазин. Раньше я продавала мерч через Инстаграм*, но на это уходило много времени. Сначала нужно было собрать заказы, потом передать в ателье, а дальше отправить по списку. Как-то позвонил знакомый мужа и сказал, что у него есть классное помещение в Севкабеле. Посмотрели — идеально для магазина.
У меня на тот момент не было никаких связей с производством. Решила, что, пока делаем ремонт, все сложится. Через благотворительный проект познакомилась с Юлей, она сейчас занимается одеждой для Ghetto Princess Store. Раньше у нее было свое ателье, она его закрыла и открыла производство под нас.
Понять, что ты делаешь и для чего
Расскажу о выводах, к которым пришла за время занятия бизнесом.
Про делегирование. Моя основная задача — контроль всех процессов. Состою во всех чатах и, если вижу, что что-то не так, — реагирую. Еще отвечаю за анализ: каждый день мониторю, в какие группы и сколько людей приходит. Если мало, то больше рассказываю на своей странице. Еще у меня есть фишка — прихожу на занятия к этим преподавателям и потом размещаю у себя в историях, так больше людей узнают и записываются.
Вначале у меня были мысли, что никто не сделает лучше меня, но я вовремя поняла, что нужен личный ассистент. Она делает большую работу: от того, что планирует отдых, покупает билеты, до того, что заказывает вывески и творчески помогает. Или, например, на старте у нас не было администраторов в студии. Думала, что люди будут честно отмечаться самостоятельно или тренеры смогут их проверять. Но в итоге так не работает, и у нас появилось два администратора.
Правила ведения бизнеса. У меня такие цели в бизнесе:
- Объединение людей. Радуюсь, когда вижу, как девочки знакомятся в Ghetto Princess, начинают дружить, путешествовать, реализовывать совместные проекты.
- Создание комьюнити. Большая аудитория дает возможность воплощать новые масштабные идеи, в том числе и благотворительные. Например, теперь у нас в школе за донейшн можно посетить курсы русского жестового языка, и это очень востребовано.
- Передача знаний. Столько людей благодаря нашей школе стали танцевать и развиваться в этом!
- Создание комфортных условий работы. Для меня важно, что я могу платить достойную зарплату по городу за тренировку, радуюсь, что люди, которые со мной работают, получают удовольствие от этого процесса.
Про work-life balance. Меня вдохновляет моя жизнь, семья. Смотрю на путь, который уже прошла, и понимаю, что могу больше и сильнее.
Что мне помогает быть в балансе:
- делегировать и отдыхать, получать новый опыт и эмоции. Танцы наполняют — вроде физическая активность, а после тренировки есть силы убраться и приготовить что-нибудь;
- работать с телом. Люблю массажные практики и баню;
- работать с пространством. Переставлять вещи, убираться, выкидывать старое, отдавать то, что уже не использую;
- окружать себя добросовестными, честными и порядочными людьми. Я не та, кто хочет дружить со всеми. Тонко чувствую, подходит мне человек или нет;
- не иду туда, где суета. Например, кто-то приглашает поучаствовать в проекте и говорит: вы нужны нам в субботу в 10 утра. А я говорю, что могу в воскресенье в 11. И если человек готов поменять планы при необходимости, то все получится, а если начинает ставить ультиматумы, то нам не по пути. Раньше за всем гналась, сейчас нет.
Про вдохновение на новые хореографии. Вдохновляют чувства и эмоции, которые испытываю, и, конечно, музыка. Могу долго слушать песню, и, чтобы перестать ее слушать, нужно поставить хореографию. Мы ее растанцовываем, и все проходит. Ставлю одну хореографию в неделю, потому что у меня группа по средам, а все остальное время танцую чужие. Пока гуляю, еду — разбираю трек по акцентам. Продумываю, как станцевать определенный момент — быстро или медленно.
Любой трек можно по-разному показать, выбираю по настроению. Сейчас чувствую, что это навык — уже на уверенном ставлю. Выбираю небольшие кусочки песни, потому что для меня важно, чтобы все успели потанцевать в удовольствие.
Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?
В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.
О чем можно рассказать?
- Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
- О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.
Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бот. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты так же в чат-бот.
После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.
Ждем ваших историй!
* Instagram и Facebook принадлежат компании Meta, суд признал компанию Meta экстремистской организацией и запретил ее деятельность в России.