Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Гайд для предпринимателей по созданию медицинского приложения


Медицинские приложения, в отличие от well-being-платформ, имеют много стандартов, которым необходимо соответствовать. Приложение Slimmer, реализованное командой CHILLICODE совместно с руководителем центра бариатрической медицины ФМБА в Ростове-на-Дону Максимом Буриковым, помогает пациентам с ожирением в подготовке к бариатрической операции и реабилитации через динамическое наблюдение и формирование здорового образа жизни после. Медицинские данные пациентов и врачебные советы, которые есть в приложении, налагают на него особую ответственность. Такие сервисы должны соответствовать законодательству в области безопасности хранения информации о пациентах.

Об этих правилах при разработке медицинского приложения рассказывают подробнее разработчики и кофаундеры приложения для людей с ожирением Slimmer Александра Смолик и Владимир Двуреченский.

Выгоды и перспективы для разработчиков в medtech

В третьем квартале 2023 года российские медтех-компании суммарно заработали более 10 млрд рублей. Среди лидеров рейтинга крупнейших технологических компаний в области медицины от Smart Ranking оказались не только производители ПО и оборудования, но и телемедицинские фирмы, онлайн-платформы с советами и консультациями от врачей, онлайн-сервисы для поддержки здоровья. В прошлом году в них активно инвестировали государственные и частные компании — очевидно, такая тенденция сохранится и в 2024.

Чем медтех-приложения привлекают пользователей?

  1. Онлайн-пространство позволяет преодолеть расстояния для оперативной помощи людям из отдаленных регионов.
  2. Снижается стоимость услуг для пациентов, и увеличивается экономическая эффективность в условиях дефицита персонала.
  3. Приложения позволяют осуществлять постоянный мониторинг пациентов и обнаруживать изменения в их здоровье, а также потенциально опасные ситуации. Особенно это важно после хирургических вмешательств. Лечащий врач может быстро и эффективно принять меры.
  4. Благодаря постоянной коммуникации создаются доверительные отношения между специалистом и пациентом. Это повышает уровень лояльности людей к учреждению и медицине в целом.
  5. Приложения наблюдения позволяют собирать и анализировать данные об историях болезни и обследованиях. Далее такие данные можно использовать для более точного определения требований и потребностей пациентов, улучшения качества медицинских услуг.

Благодаря всем этим факторам медтех сегодня показывает стабильный рост и привлекает финансирование. Несмотря на сложности при создании, медицинские мобильные приложения нужны рынку и медицинской сфере в целом. Рост пользователей позволит монетизировать сервисы и вносить платный функционал, переводить некоторые услуги в дистанционный формат, а анализ большого количества данных поможет корректировать методы лечения.

Перед началом разработки приложения

Прежде чем начать делать медицинское приложение, стоит определиться с несколькими пунктами.

Реальная проблема пациентов. Она не решается существующими способами или находится вне зоны доступа лечебного учреждения. Например, в месте проживания пациента нет докторов нужной специальности.

Актуальная идея. Она сможет решить выбранную проблему. К примеру, упростить мониторинг пациентов после операции.

Конкурентные преимущества. Нужно изучить рынок медицинских услуг, чтобы понять, что нового вы можете ему предложить. В нашем случае это была возможность для пациентов, живущих в отдаленных регионах, консультироваться с врачами в приложении для объективизации состояния после операции.

Команда. Она должна быть компетентной в создании медицинских приложений. Нужно обратить внимание на опыт и осведомленность команды в вопросах законодательства в этой сфере. Стоит сразу ознакомиться с правовыми нормами хранения медицинской информации.

Шаг 1. Выбрать технологический стек

На старте придется выбирать одно из двух.

Делать упрощенную версию MVP (минимально жизнеспособный продукт) и сразу тестировать его на аудитории, а в случае, если гипотезы не подтверждаются, оперативно его переделывать.

Реализовывать продукт по результатам глубоких исследований и опросов аудитории, сразу выбирать оптимальный стек и архитектуру.

Решение будет зависеть не столько от пожеланий команды, сколько от специфики области разработки и существующих в ней требований к приложениям. Например, если продукт не соответствует стандартам безопасности, его не пропустят на платформы.

Мы ставили цель как можно быстрее запустить MVP, опираясь на главные потребности пользователей, дорабатывать приложение и расширять его функционал. Это выход, если еще нет видения конечного продукта. В таком случае поначалу можно использовать кросс-платформенный стек (мы применяли его для выхода на App Store и Google Play). Постепенно приложение можно усложнять за счет добавления новых функций и разделов и адаптировать его под каждую платформу.

Шаг 2. Проработать стандарты безопасности

Требования по защите персональных данных пациентов и конфиденциальности медицинской информации должны стать отправной точкой разработки. Кроме того, нужно подтвердить безопасность приложения для пациентов — предоставить клинические рекомендации, а также указать на регалии врача в команде.

Помимо медицинских норм, также важны общепринятые форматы данных и протоколы коммуникации, которые позволяют обмениваться информацией и интегрироваться в МИС (медицинскую информационную систему).

Команде разработчиков стоит узнать о требованиях регулирующих органов разных стран к медицинским приложениям — например, FDA (Агентство по контролю за продуктами питания и лекарствами США) или EMA (Европейское агентство по лекарственным препаратам). Не нужно забывать, что популярные зарубежные платформы, работающие в РФ, подчиняются своему законодательству. Соблюдать эти нормы также важно, если команда планирует делать приложение сразу для нескольких рынков.

Критерии безопасности медицинских данных стоит учитывать при разработке приложения.

Закон о порядке передачи медицинской информации — HIPAA (для приложений, которые будут использоваться во всем мире, в частности в США) и GDPR (для ЕС). Этот закон устанавливает обязанности и ответственность (наказания в виде штрафов) для разработчика, в частности, он защищает медицинские данные пациентов.

Шифрование. Оно должно быть по современным стандартам безопасности.

Возможность для пользователей управлять доступом к их данным и изменять настройки приватности.

Анонимность данных. Эта мера снижает вероятность утечки данных и обязательна по закону.

Безопасность серверов. Использование современных методов физической и технической безопасности, регулярное обновление программного обеспечения и отслеживание несанкционированного доступа в системе.

Пользовательское соглашение. В нем описана политика конфиденциальности медицинской информации. Пользователи должны понимать, как их данные будут собирать, использовать и защищать.

Обучение персонала в вопросах конфиденциальности и работы с медицинскими данными пациентов в приложении. Причиной утечки может стать банальный человеческий фактор, но его вероятность можно снизить.

Шаг 3. Интегрировать потребности пользователя в дизайн

Юзер-френдли интерфейс поможет пользователям с разными навыками разобраться в приложении. Как интегрировать потребности аудитории в дизайн:

  • опираться на опыт лечащих врачей;
  • провести исследование запросов и проблем пациентов.

У нашего продукта уже был сайт, поэтому навигацию приложения мы оформили похожим образом. Сначала оно было дополнением к разработанному продукту, но с ростом количества пользователей перешло в отдельный продукт.

Применение принципов UX/UI помогло сделать приложение понятным и удобным. Но процесс оформления продолжался и после релиза.

Разработанные пользовательские сценарии мы тестировали на потребности и ожидания реальных пациентов, удобство использования и доступность интерфейса. По результатам обратной связи продолжали вносить изменения.

После релиза всегда важно продолжать отслеживать, какие функции приложения наиболее востребованы, через аналитику данных в сервисах. Это поможет вовремя исправлять ошибки и обновлять функционал по обратной связи юзеров.

Медицинское приложение на начальном этапе
Медицинское приложение на начальном этапе

Так приложение выглядело на начальных этапах. В нем даже появилась система мотивации и персонаж поддержки, оценивающий успехи юзеров, — котик Бари

Так приложение выглядело на начальных этапах. В нем даже появилась система мотивации и персонаж поддержки, оценивающий успехи юзеров, — котик Бари
Медицинское приложение Slimmer
Медицинское приложение Slimmer

Вот так выглядит наше приложение сегодня. Сейчас оно на этапе глобального редизайна

Вот так выглядит наше приложение сегодня. Сейчас оно на этапе глобального редизайна

Шаг 4. Организовать релиз приложения в магазин

В медтехе действует жесткая система модерации для приложений. Поэтому сложности появляются практически на каждом этапе, особенно когда приложение уже готово и нужно договориться о допуске на платформу. Если в технической части лагов нет, они, вероятнее всего, возникнут в юридической.

В случае со Slimmer нам пришлось открывать ООО для медтех-сегмента, при этом в едином государственном реестре юридических лиц гендиректором медицинского приложения должен значиться врач. Мы назначили на пост врача — специалиста в области продукта, а также предоставили данные, подтверждающие компетентность приложения: общие клинические сведения, регалии доктора.

И даже потом возникали сложности с App Store. Полгода общения с модераторами: каждый раз мы натыкались на новые препятствия, причем каждый раз приходилось заново объяснять, кто мы и почему у нас есть право на то, что мы делаем.

Уровень сложности прохождения этого «квеста» зависит от платформы для релиза. С Google Play, например, у нас не было никаких проблем.

После релиза важно непрерывно отсматривать отзывы на платформе и решать проблемы пользователей.

Комментарии клиентов
Комментарии клиентов

Мы стараемся оперативно отвечать на комментарии клиентов, у которых возникли трудности при взаимодействии с приложением

Мы стараемся оперативно отвечать на комментарии клиентов, у которых возникли трудности при взаимодействии с приложением

Шаг 5. Разработать маркетинговую стратегию

Каким бы идеальным ни был код, мэтча продукт — пользователь не произойдет, пока целевая аудитория о вас не узнает и не услышит ваши ценностные предложения. При выстраивании стратегии нужно идти от проблемы, которую решает приложение. Например, в нашем случае это распространенность ожирения в России. Говоря о нем, мы можем предлагать свой инструмент как помощь для борьбы с этой проблемой.

Коммуникация с медицинским сообществом. Она будет дополнительной действенной поддержкой для вас. Если продукт действительно решает проблему пациентов, можно рассказывать о нем в сообществах, предлагать оценить коллегам работу специалистов в приложении. Это не только повысит узнаваемость продукта, но и поможет выйти на искомую целевую аудиторию.

Собственные социальные сети. Это важный инструмент для повышения лояльности, осведомленности о функциях продукта, информирования пользователей о трудных и узкопрофильных темах. Благодаря соцсетям пользователи будут оперативно узнавать про обновления в функционале приложения.

Telegram-канал Slimmer
Telegram-канал Slimmer

Например, у Slimmer есть свой телеграм-канал

Например, у Slimmer есть свой телеграм-канал

Вместо выводов

Медицинское приложение — это эффективный способ обмена информацией между врачом и пациентом, он должен быть комфортным и безопасным.

Именно за это отвечает качественная разработка. Важно не останавливаться на минимально удовлетворительном результате и продолжать совершенствовать функционал в соответствии с запросом пользователей.

Развитие сферы медтеха важно для пациентов, не имеющих доступа к нужным врачам. Цифровые продукты — это инструменты, способные сделать квалифицированную помощь экономически и территориально доступной, а значит, и привлечь большее количество пользователей. Это причина, по которой бизнес начинает интересоваться медтех-сервисами и инвестировать в них.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Александра Смолик
Александра Смолик

А вы хотели бы создать свое приложение?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации