Новые поправки были направлены на контроль сделок, заключаемых с иностранными партнерами. Например, ужесточилась ответственность за неуплату или неполную уплату полученного в результате сделки налога, также увеличен список облагаемых налогом на прибыль доходов зарубежных организаций. Как в современных реалиях проверить бизнес-партнеров, чтобы минимизировать риски мошенничества, финансовых потерь и юридических последствий рассказала Наринэ Беглярова, эксперт в области налогового права.
Требования по проверке со стороны ФНС
Федеральная налоговая служба уделяет пристальное внимание взаимодействию компаний с сомнительными контрагентами и, в связи с этим требует от предпринимателей и организаций осмотрительности в выборе партнеров, это касается как российских, так и иностранных контрагентов. Сотрудничество с недобросовестными иностранными организациями может привести не только к пристальному вниманию со стороны налоговых органов, но и к вниманию со стороны экспортного и валютного контроля, а также федеральной таможенной службы.
Соответственно, в интересах юридического лица самостоятельно проверять партнеров, особенно иностранных, так как проверка и оценка надежности иностранного контрагента позволит снизить репутационные и финансовые риски, которые могут негативно отразиться на имидже компании.
Привлечь иностранное юридическое лицо к ответственности за неисполнение обязательств существенно сложнее, чем в случае с российскими компаниями. При возникновении спора необходимо определить юрисдикцию, что само по себе может стать предметом дополнительных разбирательств. Помимо этого, процесс взыскания задолженности или возмещения ущерба может затянуться из-за особенностей иностранного законодательства.
Нормы права разных стран могут иметь радикальные отличия в регулировании экономических отношений, которые нужно учитывать при составлении договоров. То, что является стандартной практикой в одной стране, может быть неприемлемым или даже незаконным в другой.
На что обращать внимание при проверке контрагента
Есть 9 аспектов, которые нужно проверить перед заключением сделки.
Регистрация компании. Проверка легитимности компании через доступ к государственным и независимым базам данных поможет выявить фиктивные организации, которые зарегистрированы лишь на бумаге, но не имеют фактического адреса или не занесены в реестр предприятий страны-регистратора.
Юридический адрес и фактическое расположение офисов, производства. Это индикатор того, что фирма ведёт реальные операции, а не только имеет «виртуальное» присутствие.
Расчетные счета. Открытые счета являются признаком финансовой активности компании, а их отсутствие указывает на её неплатежеспособность или нежелание исполнять обязательства по контрактам.
Право работать на территории России. Без соответствующих разрешений любая коммерческая деятельность в РФ нелегальна.
Штрафы, задолженности. Ознакомление с финансовой отчетностью позволит выявить потенциальные проблемы с платежеспособностью контрагента.
Участие в судебных разбирательствах. Публичные данные из реестров судебных дел помогут выявить возможные споры, связанные с невыполнением обязательств или иными юридическими проблемами.
Уполномоченные лица на право подписи. Это защитит от заключения контрактов, которые могут быть признаны недействительными из-за отсутствия полномочий у подписавшего лица.
Количество персонала и размеры производства. Данные о численности персонала и масштабах производственных мощностей могут указывать на стабильность и серьезность компании, ее возможности выполнить условия контракта.
Ведение деятельности от третьего лица. Подпись документов по доверенности может стать поводом для более глубокой проверки.
10 способов проверки иностранных контрагентов
Чтобы собрать достоверную и полную информацию о юридическом лице, желательно использовать несколько источников.
Запрос информации у контрагента. Целесообразно запросить у потенциального бизнес-партнера аудиторские заключения, бухгалтерские балансы, налоговую отчетность и другие важные документы. Эти материалы помогут получить полное представление о финансовом состоянии, благонадежности организации.
Проверка по электронным каталогам и площадкам. Существует множество электронных каталогов и торговых площадок, где можно найти отзывы клиентов или информацию о проведенных транзакциях с интересующей компанией. Например, Europages — это международная база, содержащая сведения о коммерческих организациях из разных стран. Сервис Open Ownership предоставляет информацию о бенефициарах компаний с целью предотвращения случаев мошенничества. А российский сервис egrul.ru полезен при комплексной проверке с предоставлением выписок и справок.
Судебные базы данных в государстве, где зарегистрирована компания. В большинстве стран существуют онлайн-сервисы, предоставляющие данные о судебных делах. Благодаря им можно установить, является ли потенциальный контрагент стороной в каких-либо судебных процессах. Дополнительно стоит обратиться к российской картотеке арбитражных дел, если контрагент уже осуществлял деятельность на территории Российской Федерации.
Открытые базы данных. Подобные ресурсы есть практически во всех странах и предназначены для первичной проверки. Через них можно узнать сведения о регистрации, финансовые отчеты и другую юридическую информацию о компании в онлайн-формате.
Запрос в торгпредство и в ТПП РФ. Здесь возможно узнать о репутации юридического лица, заказав справку. Срок ее подготовки составляет 7-20 рабочих дней.
Налоговые администрации. Обращение к налоговой службе страны регистрации контрагента может помочь выявить налоговые задолженности или другие финансовые проблемы.
Привлечение специалистов на месте или выезд к контрагенту. Личная встреча позволит узнать о производственных мощностях или условиях работы контрагента. Если нет возможности приехать самостоятельно, привлекайте специалистов в стране нахождения потенциального партнера, который сможет посетить офис, склады и другие площадки компании.
Государственный реестр аккредитованных филиалов. В нём указан официальный адрес, сведения о руководителе и видах деятельности.
Анализ социальных сетей и СМИ. Сегодня социальные сети являются не только инструментом для коммуникаций, но и содержат информацию об активности компаний: новости, пресс-релизы, ответы на запросы клиентов. Они формируют представление об активности юридического лица. И если его нет в медиапространстве — это повод задуматься. Также обращайте внимание на даты, актуальность публикаций, их соответствие информации, которую вам предоставил контрагент.
Запрос информации у других компаний. О репутации организации можно узнать у других партнеров. Конечно, не все отвечают на подобные запросы, но стоит попытаться — часто предприниматели делятся друг с другом отрицательным или положительным опытом сотрудничества. Дополнительно читайте отзывы в сети на разных площадках.
Вместо выводов
Удобно делегировать проверку иностранного контрагента сторонней компании, имеющей доступ к разнообразным базам данных, архивам и ресурсам, которые позволяют получить более полное представление о деятельности фирмы. Как правило, эксперты-аналитики владеют методиками и технологиями для точной оценки реальных рисков и потенциальных проблем при взаимодействии с иностранным контрагентом.
Коллеги, поделитесь, с какими проблемами сталкивались лично вы при заключении сделок с иностранными контрагентами?