Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 Р

Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 Р

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Масштабирование малого бизнеса: кредит или привлечение инвестиций?


Генеральный директор согласовывает покупку пачки бумаги? Узнаем, как эта проблема связана с масштабированием и какие есть возможности роста


Эту статью написал участник сообщества

Андрей Пушкарев

Андрей Пушкарев

Основатель и учредитель инвестиционной платформы «ВРЕМЯДЕНЬГИ»

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью
Поделиться

Генеральный директор согласовывает покупку пачки бумаги? Узнаем, как эта проблема связана с масштабированием и какие есть возможности роста


Эту статью написал участник сообщества

Андрей Пушкарев

Андрей Пушкарев

Основатель и учредитель инвестиционной платформы «ВРЕМЯДЕНЬГИ»

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Магазин домашнего текстиля и застройщик жилого комплекса. Их объединяет стремление масштабироваться, развиваться и открывать новые горизонты. Однако для реализации этих стремлений зачастую требуются крупные финансовые вложения. Один предприниматель привлечет инвесторов через крауд-платформу, другой — возьмет кредит в банке.

Основатель инвестиционной платформы «ВРЕМЯДЕНЬГИ» Андрей Пушкарев представил три кейса масштабирования для предпринимателей.

Масштабирование начинается с поиска слабых мест

Развитие не всегда подразумевает дополнительные источники финансирования. Да, иногда для роста требуется дополнительный станок, купленный в кредит. Но во многих случаях компания может взять новую высоту без инвестиций или займов. Приглядитесь к своему бизнесу: наверняка некоторые его элементы работают не так хорошо, как могли бы. Поэтому первый шаг к масштабированию — отладить то, что несовершенно на данный момент.

В компаниях чрезмерно запутана система принятия решений. Например, часто я сталкиваюсь с тем, что для решения самой базовой проблемы, такой как покупка пачки бумаги, требуется цепочка согласований. Пока свою подпись не поставит генеральный директор, офис будет работать без бумаги. В такой ситуации масштабирование возможно только тогда, когда выстроится внятная система полномочий и ответственности.

Нехватка рук. Это другая распространенная проблема. Компания достигает определенного уровня прибыли и упирается в потолок. И преодолеть его силами небольшой команды невозможно. В таком случае рост заключается в привлечении новых квалифицированных кадров.

Слабые места видны в отчетах. Помимо очевидных недостатков, о которых говорилось выше, есть и те, которые можно обнаружить только с помощью грамотного анализа. Желательно каждый квартал собирать данные (к примеру, с помощью таблицы учета) о финансовых показателях бизнеса: доходность, рентабельность, оборачиваемость и т. д.

Если вы торгуете на маркетплейсе, то из отчета вы как минимум узнаете, какие SKU (товарные позиции) быстро возвращают вам вложенные средства, а какие нет. Уже исходя из этих данных можно изменить бизнес-стратегию и увеличить прибыль.

Не забываем про диверсификацию. Масштабирование — это в том числе вложение в новые направления и инструменты, которые ранее не задействовались. Такой подход помогает не только увеличить капитал, но и защитить его. Например, помимо инвестиционных проектов, я развиваю автомобильный бизнес.

Инвестиционный портфель. Его я рекомендую делить на четыре или пять частей. Акции, облигации, недвижимость, драгоценные металлы, криптовалюта — сегодня на рынке есть множество вариантов.

Найти и «обезоружить» проблемные места в бизнесе иногда бывает более чем достаточно для того, чтобы выйти на новые обороты. Однако один из основных путей масштабирования — это увеличение финансового рычага. На нескольких примерах покажу, как именно это возможно реализовать.

Привлечь инвесторов при риске недофинансирования

Приведу пример, как мы помогли масштабировать бизнес компании. Один из наших проектов — это квартал таунхаусов «Волна», которые мы строим в Калининградской области, недалеко от Зеленоградска. Первая очередь была уже построена, однако для достройки второй требовались дополнительные финансы.

В этом конкретном случае масштабирование — увеличение количества готовых домов. На развитие собственнику требовались финансовые средства в размере 200 млн рублей. Сейчас на рынке большинство сделок совершается в ипотеку. Однако наш клиент не использовал проектное финансирование, поэтому реализовать таунхаусы без достройки в ипотеку было невозможно.

Командой было принято решение привлекать инвесторов. Ключевой риск — недофинансирование проекта. И мы закрыли его с помощью разработки индивидуальных условий для инвесторов со ставкой выше рынка.

Мы с командой разработали схему — и она сработала!

Инвесторам были предложены 24% годовых с залогом недвижимости. Вкладчикам стало понятно, как вернутся деньги:

  • цена квадратных метров на рынке вдвое выше себестоимости;
  • в целом рынок недвижимости в курортной зоне Калининградской области пока сильно недооценен.

Такие условия удовлетворили 17 инвесторов со средним чеком 11 млн.

Сегодня вторая очередь уже достроена, ведутся работы по благоустройству. А инвесторы получают доходность в соответствии с вложенной суммой. В разработке план строительства третьей очереди. Изначально предполагалось все-таки подключить проектное финансирование. Однако ипотечный рынок нестабилен, поэтому собственник отказался от этой идеи и принял решение продолжить строительство самостоятельно, возможно, с привлечением инвесторов.

Проект закрепил за собой положительную репутацию, поэтому привлекать финансирование стало проще. Кроме того, в наших планах — вовлечь инвесторов с меньшими чеками с помощью крауд-площадки.

Так выглядит квартал таунхаусов «Волна». После проверки проекта я принял решение половину требуемой суммы инвестировать самостоятельно

Взять заем и не попасть в долговую яму

Как я познакомился с маркетплейсами. Я состою в известном бизнес-сообществе, которое позволило мне ближе узнать селлеров маркетплейсов — Ozon, Wildberries и других. Этот рынок интересен тем, что он развивается огромными шагами: по итогам первого полугодия 2023 оборот от продаж товаров и услуг на Wildberries увеличился на 94%, согласно финансовому отчету компании. Это высокий показатель, в других странах онлайн-ретейлеры растут в среднем в пять раз медленнее, чем в России.

Некоторые компании с малым стартовым капиталом за довольно короткий промежуток времени доросли до выручки в несколько сотен миллионов. Другие и вовсе подобрались к отметке в миллиард. Подобный скачок произошел у текстильной компании. Этот опыт позволил нам выделить два основных фактора, которые помогли основателям достигнуть таких внушительных показателей.

Организация производственного процесса. Для масштабирования необходимо четко выстроить логистику поставок, наладить сам процесс производства и правильно подобрать SKU. То есть все то, о чем мы говорили в первой части статьи.

Оптимальный для бизнеса заем. Для масштабирования зачастую недостаточно собственных денег, и тогда на помощь приходит кредит. Подвох кроется в том, что, с одной стороны, он должен закрыть все потребности, а с другой, не должен обрушить рентабельность.

Чтобы рассчитать оптимальный размер займа, можно использовать формулу ЭФР (эффект финансового рычага). Она покажет, как кредитные средства скажутся на прибыли.

Для расчетов необходимы три показателя:

  1. Налоговый корректор, то есть то, какой процент от прибыли остается у компании после уплаты налогов. Его нужно вычесть из единицы.
  2. Дифференциал финансового рычага — разница между рентабельностью собственных средств и кредитной ставкой.
  3. Коэффициент финансового рычага — отношение заемных средств к собственному капиталу.

Затем показатели следует перемножить. В случае отрицательного результата привлекать средства точно не стоит, так как есть риск возникновения убытков.

Масштабирование через краудлендинг

Внутренние регламенты банка могут не позволить взять кредит. Тогда бизнес открывает для себя новые форматы и обращается за помощью на краудлендинговую площадку. Краудлендинг — в сущности, то же кредитование. Только вместо банка деньги выдают частные лица.

Сегодня этот инструмент в России набирает обороты. Так, согласно исследованию Ассоциации краудфандинга, объем рынка краудлендинга с января по август 2023 года вырос на 113% по сравнению с 2022 годом.

Краудлендинг — одно из основных направлений моей деятельности. Вместе с командой мы реанимировали и развили фактически не действующую на протяжении нескольких лет крауд-платформу. На таких площадках, с одной стороны, находятся бизнесмены, которым нужны средства, а с другой — инвесторы, которые готовы пойти на некоторый риск ради получения большей доходности.

Задача моей команды в том, чтобы организовать эту «встречу», подготовить документы, подсветить инвестору темные пятна и структурировать сделку на взаимовыгодных условиях.

На оформление документов требуется около пяти дней. Так что предприниматели могут получить финансирование довольно быстро и инвестировать свое время в развитие проекта, а не в поиск возможностей для увеличения бюджета.

Так, каждая компания проходит собственный путь масштабирования. Одним достаточно поработать с внутренними ресурсами бизнеса, другие занимаются увеличением финансового рычага, подключают финансовые институты или обращаются за помощью к краудлендинговым площадкам. Успешных предпринимателей объединяет одна цель — рост и увеличение прибыли. Любое развитие предполагает выход из зоны комфорта и подключение новых инструментов.

Максимальный срок закрытия сделки на нашей платформе в ноябре 2023 года составил два дня

Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?

В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.

О чем можно рассказать?

  • Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
  • О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.

Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бот. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты так же в чат-бот.

После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.

Ждем ваших историй!

Блоги компаний

Найдите больше ответов на вопросы о бизнесе


Больше по теме