Привет! Меня зовут Глеб Харитонов, я основатель ИТ-стартапа Briskly. Моя история о том, как мы превратились в технологическую компанию — стали первопроходцем автономной торговли в России и наладили полный цикл производства умных микромаркетов на собственном заводе. Наши клиенты создали крупные торговые сети без персонала на оборудовании Briskly и зарабатывают сотни тысяч рублей в месяц.
Зарождение идеи: от очередей в провинциальном городе до мечты о беспилотном магазине
История началась в 2018 году. Я жил в Ярославле. Время там текло медленно, а мне как человеку молодому и нетерпеливому хотелось драйва. Например, очереди в местных магазинах раздражали сильно. Именно тогда я обратил внимание на китайские магазины-контейнеры, где оплата товаров производится без участия персонала. Нельзя не упомянуть и Amazon Go — первый американский автономный супермаркет. Все это подтолкнуло меня к вопросу: почему в России нет таких технологий?
Так мне пришла идея создать беспилотный магазин, чтобы оплачивать товары можно было прямо у себя в телефоне.
Что такое микромаркеты и где из них едят
Представьте холодильник, который можно найти не только на своей кухне, но и в любой точке города: на работе, в фитнес-клубе, медцентре, университете, подъезде — да где угодно. В нем есть все: от готового обеда, сэндвичей и протеиновых коктейлей до корма для вашего котика. Он продает сам — никаких кассиров, нужно лишь оплатить товар через терминал или приложение.
Это и есть микромаркет.
Тогда я собрал команду из четырех человек и продал свою квартиру для финансирования проекта.
Мы начали работу в арендованной квартире площадью 60 квадратных метров. Изучали принципы работы нейросети и разрабатывали свою платформу, которая могла отслеживать действия покупателей в магазине, процессы сканирования штрихкодов и оплаты. На деньги, полученные от продажи квартиры, мы купили морской контейнер и оборудовали датчиками и камерами.
Проект получил название Briskly. Чтобы покупатели могли быстро оплачивать товар и открывать электронные замки магазина, мы разработали мобильное приложение Briskly Pay (B-Pay). Это, по сути, касса в смартфоне, которая передает данные о товаре и поведении покупателя.
На оснащение контейнера было потрачено 2 млн рублей, еще 3 млн рублей — на разработку платформы для автономной торговли.
Чтобы развивать проект, я подал заявки на участие в 50 конкурсах и грантах. Внезапно наш проект по продаже товаров без участия продавца заинтересовал VISA. В результате мы выиграли конкурс VISA Everywhere Initiative и получили грант в размере 5 млн рублей.
Микромаркет Briskly: от контейнера к холодильнику и созданию завода
Через год после запуска магазина-контейнера интерес к проекту проявили ретейлеры. Однако концепция требовала доработки.
На выставке меня попросили создать автономный формат покупки. Он должен был быть в более компактном исполнении для продажи готовых блюд в офисах и учебных заведениях.
Мы решили перенести все технологии из морского контейнера в небольшой торговый холодильник, так появился наш флагманский продукт — микромаркет Briskly. За первый месяц было продано 40 таких устройств, а до конца года — еще 200.
Приобретение завода и новый уровень контроля качества. Микромаркеты стали очень популярны. В 2020 году было продано 1000 умных холодильников, совершено 400 000 бесконтактных покупок. Мы стали единственной компанией, предлагающей готовую технологию Scan&Pay на рынке.
А в 2021 мы привлекли средства для покупки Выборгского завода холодильного оборудования, имеющего вековую историю. Еще в 1916 году финн Хейкки Хелкама запустил здесь производство бытовой техники Helkama с фирменными стандартами качества, которые до сих пор соблюдаются на заводе. Мы приобрели завод на торгах у банка и наладили полный цикл производства микромаркетов и другого торгового оборудования с полным контролем качества в соответствии с российскими и европейскими стандартами.
Сегодня мы выпускаем на заводе 54 вида оборудования: микромаркеты, холодильники, тепловое оборудование, морозильники, молочные холодильники и автономные кофемашины — для торговых сетей и предприятий общественного питания. Работаем над обновлениями программных и железных продуктов и совершенствуем клиентский сервис.
На пути к комфортному будущему торговли
Несмотря на сложности, в мою идею умного ретейла, быстрого и безопасного, без необходимости стоять в очереди на кассу, поверили партнеры.
Производителям готовой еды и напитков, фабрик-кухонь, фермерских хозяйств, ресторанов и кафе-кулинарий наши микромаркеты помогают сократить издержки на персонал, открыть новые точки сбыта и охватить клиентов, до которых не могли дотянуться раньше, влюбить их в свой бренд и завязать с ними долгосрочные отношения.
В отличие от вендинга, продавать еду и напитки можно в любой упаковке, даже в стеклянной. Покупатель сам берет товар и может рассмотреть его состав, КБЖУ и сроки изготовления, а не забирает кота в мешке из вендинг-аппарата.
Сегодня Briskly выпускает технологические решения, которые делают офлайн-торговлю максимально близкой и удобной для покупателей. За четыре года наш технологический стартап, созданный буквально «на коленке» из софта и сервисного решения, вырос в крупную производственную компанию с собственным заводом, мощностью 18 000 единиц оборудования в год.
Нашей технологией пользуются свыше 400 тысяч покупателей в России, Казахстане и Беларуси. Сумма продаж через микромаркеты достигла 1 млрд рублей.
Какой ИТ-стартап запустили бы вы?
dzirt18, спасибо, что поделились опытом!) А почему решили уйти от прошлой компании? Какие проблемы возникали там?
А я работаю с компанией уже третий год, покупал и микромаркеты, и терминалы, перешёл от конкурента и доволен. Каких-то проблем, описанных выше не возникало, техподдержка всегда помогает. Только если вы реальный клиент компании, вы знаете, что при возникновении вопросов писать нужно в личном чате с поддержкой, а не под статьей в интернете