Подавляющее большинство российских предприятий малого бизнеса, которые обращаются за частным финансированием, недостаточно цифровизированы. Несмотря на то, что на рынке есть инструменты, позволяющие оцифровать ключевые бизнес-процессы, предприниматели внедряют их неохотно.
В статье разберемся, какие проблемы и перспективы в сфере цифровизации есть у малого бизнеса, и какие инвестиционные риски связаны с недостаточным уровнем внедрения новых технологий.
Цифровизация МСП в России: статистика и наш опыт
По данным на конец 2022 года, только 16% субъектов малого и среднего бизнеса в России имели высокий уровень цифровизации. 72% компаний были цифровизированы в средней степени, 12% — в низкой. Исследование проводил банк “Открытие”, критерии оценки не раскрывались.
Лидером по уровню цифровизации среди отраслей в России стал IT-сектор. Также в первую пятерку вошли: информация и связь, высшее образование, финансовый сектор, оптовая и розничная торговля. Наименее цифровизированными отраслями в России оказались водоснабжение, водоотведение и утилизация отходов, культура и спорт, сельское хозяйство, строительство и операции с недвижимым имуществом.
Собственный опыт инвестиционной компании FRONTIERS показывает, что приемлемый уровень цифровизации бизнес-процессов есть в лучшем случае у 10% малых и средних предприятий, которые ищут частное финансирование и рассчитывают привлекать его через нашу краудлендинговую платформу.
Первый маркер, который позволяет нам оценить степень цифровизации в компании — это сроки предоставления отчетности для анализа. Технологии позволяют выгрузить все цифры буквально за несколько минут, однако на деле мы чаще всего ждем по 2-3 недели, пока бизнес соберет, подсчитает и передаст их нашим специалистам.
Еще один показатель — отсутствие автоматизированных систем лидогенерации и продаж. Сейчас на рынке есть инструменты, которые позволяют настроить связь с клиентами в мессенджерах и прием заявок, собирать и анализировать данные (например, ChatApp Calltouch, Wazzup). Некоторые из них уже внедрили технологии ИИ. Однако наш опыт показывает, что у многих бизнесов нет даже CRM — базу они ведут в лучшем случае в excel-табличке, а в качестве источника клиентов используют в основном сарафанное радио.
Почему малые и средние предприятия не внедряют цифровые технологии
Таким образом, большинство компаний, рассчитывающих на получение частных инвестиций, цифровизированы на низком уровне. Мы видим этому несколько причин.
Недостаточная квалификация предпринимателей и менеджмента. Чаще всего у предпринимателей и других лиц, принимающих решения в бизнесе, нет достаточной собственной экспертизы, чтобы оценить возможности цифровизации компании и прогнозировать результаты, которые принесет оцифровка того или иного бизнес-процесса. Большинство из них продолжает использовать устаревшие технологии, не оценивая потенциальную эффективность цифровой трансформации.
Фокус на краткосрочных задачах. Еще одна проблема руководителей и менеджмента — высокая загруженность операционными процессами. Часто им не хватает времени на то, чтобы заняться стратегическим планированием и определить долгосрочные приоритеты, которые могут повысить эффективность бизнеса (в том числе сфокусироваться на цифровизации).
Отсутствие квалифицированного персонала. В большинстве малых и средних компаний недостаточно квалифицированных кадров, способных поддержать внедрение цифровых технологий. Сотрудники могут избегать освоения новых инструментов или даже его саботировать, что также замедляет процесс цифровизации, а в некоторых случаях заставляет руководителей отказаться от нововведений.
Уровень затрат. Хотя на рынке есть достаточно много готовых решений, все потребности бизнеса они пока не закрывают. Альтернативой могли бы стать кастомные продукты, но их разработка стоит дорого (сумма затрат может достигать нескольких миллионов рублей в год), и среднестатистический малый бизнес просто не может их себе позволить.
Сложность интеграции. Если компания выбирает готовые решения, она может столкнуться с трудностями при их интеграции в свои бизнес-процессы и системы. В таком случае требуется дополнительная оптимизация и подстройка цифровых продуктов под конкретный бизнес, а это приводит к дополнительным затратам.
Ограниченный доступ к технологиям. Из-за санкций некоторые зарубежные сервисы (например, Slack, Signal, Hubspot, Getresponse) перестали работать с российскими пользователями, и теперь компании ищут альтернативы на местном рынке. Достойные аналоги находятся не всегда, что дополнительно осложняет процессы цифровизации для бизнеса.
Проблемы с кибербезопасностью. Вместе с уровнем цифровизации растет и ущерб, причиняемый компаниям из-за утечек данных. Так, в 2023 году объем конфиденциальной информации, слитой в Сеть, вырос на 60% и достиг 1,12 млрд записей. Причем доля малых предприятий и ИП в структуре утечек увеличивается: если в 2022 году на них приходилось 18,5% инцидентов в сфере безопасности, то в 2023-м — уже 34,1%. Это связано с недостатком ресурсов. Понятно, что крупные корпорации направляют на обеспечение кибербезопасности значительное финансирование. У малых предприятий таких возможностей нет.
Перспективы цифровизации для малого и среднего бизнеса
Хотя в моменте оцифровка бизнес-процессов требует дополнительных затрат на покупку оборудования, оплату сервисов, обучение персонала и решение других сопутствующих задач, в средней и долгосрочной перспективе она позволяет бизнесу повышать конкурентоспособность и масштабироваться: увеличивать продажи и выручку, открывать новые рынки, выходить в новые ниши.
Также она дает возможность более точно отслеживать происходящее в компании, анализировать показатели и оперативно реагировать на изменения. Так, системы бизнес-аналитики (BI, business intelligence) позволяют:
- маркетинговым специалистам — контролировать конверсию рекламных площадок и источников трафика;
- отделам продаж — отслеживать эффективность обработки лидов;
- руководителям среднего уровня — анализировать сводные показатели, корректировать планы и реагировать на изменения на рынке;
- топ-менеджменту — видеть проблемы во всей цепочке бизнес-процессов.
Эти факторы в совокупности влияют на качество работы всех отделов и повышают общую продуктивность. А это позволяет делать более качественный продукт и расширять присутствие на рынке.
Так, один из наших партнеров — крупнейший в России франчайзи всемирно известной сети пекарен Cinnabon. Ему принадлежит 35 точек: 21 в Санкт-Петербурге, 5 в Новосибирске, 9 — Краснодаре. Выручка сети за 2023 год — 650 млн рублей (почти в 2 раза больше, чем в 2022-м).
Основатель проекта Вячеслав Соколин называет одним из наиболее значимых новшеств, внедренных за последний год, переход сети на систему ресторанной автоматизации IIKO Restaurants. Настройка и адаптация сервиса под внутренние процессы, а также обучение сотрудников заняло некоторое время, но в итоге ее внедрение значительно упростило контроль и анализ бизнес-показателей.
Основные возможности — это быстрый анализ продаж, среднего чека, product mix (кол-во продаваемых позиций), товарной себестоимости. Сервис позволяет это делать по различным срезам — по времени, локациям, инвестиционным пулам
Кроме того, есть интерфейс для планирования продаж с помощью искусственного интеллекта. Система рассчитывает количество блюд, которые будут проданы за определенный период времени, что позволяет оптимизировать бизнес-процессы в пекарнях. Также здесь планируются смены сотрудников, отслеживается их эффективность, рассчитываются премии.
Все показатели доступны в режиме онлайн.
Примеры других компаний, которые могут повысить конкурентоспособность благодаря цифровизации приведем ниже.
Химчистка. Внедрение системы управления очередями и онлайн-записи сократит время ожидания для клиентов, а использование CRM-системы поможет улучшить сервис и снизить количество ошибок, связанных с обработкой заказов.
Кафе или ресторан. Внедрение онлайн-заказов через собственный сайт или сотрудничество с онлайн-платформой (например, Яндекс Еда) позволит увеличить объем продаж и выручку.
Магазин экологически чистых продуктов. Внедрение облачного решения для управления запасами и CRM-система для работы с клиентами помогут улучшить операционные процессы, отслеживать и анализировать покупательское поведение и увеличить оборот.
Студия дизайна. Внедрение 3D-моделирования и инструментов для виртуальной реальности в процесс разработки проектов позволит предоставлять клиентам более наглядные и интерактивные решения, повысит уровень доверия и увеличит объем заказов.
Какие инвестиционные риски создает низкий уровень цифровизации бизнеса
Степень оцифрованности бизнес-процессов — один из важнейших критериев, которыми мы руководствуемся, когда принимаем решение о привлечении инвестиций в ту или иную компанию на нашей краудлендинговой платформе. А недостаточный уровень цифровизации — одна из наиболее распространенных причин, из-за которых мы отказываемся от сотрудничества.
Дело в том, что на сегодняшнем турбулентном рынке для бизнеса и так много рисков. Для традиционных компаний с низким уровнем цифровизации они возрастают в разы. А это, в свою очередь, может создать дополнительные риски для пользователей, которые инвестируют в бизнес через нашу платформу (чего мы стараемся избежать).
Какие инвестиционные риски мы видим в связи с низким уровнем цифровизации и как их можно минимизировать:
Низкая конкурентоспособность. Без цифровых технологий бизнес становится менее привлекательным для клиентов, что может привести к потере рынка. Чтобы этого избежать, внедрите чат-ботов и виртуальных ассистентов, чтобы взаимодействие с клиентами шло в режиме 24/7.
Невозможность адаптации к рынку. Бизнес, не использующий современные технологии, может оказаться не готовым к быстро меняющимся условиям рынка. Например, интернет-магазину с сайтом из начала 2000-х невозможно конкурировать с маркетплейсами. Проводите бенчмаркинг, внедряйте новые идеи, востребованные рынком, следите за изменением спроса и будьте в диалоге со своими клиентами.
Неэффективные операции. Отсутствие автоматизации увеличивают затраты на сотрудников, снижает прибыль. Например, вручную добавлять клиентов в базу или фиксировать финансовые операции долго и сложно, плюс велика вероятность ошибок из-за человеческого фактора. Внедрение облачных решений и IT-продуктов позволит ежемесячно получать финансовые показатели и в моменте видеть маржинальность продуктов и чистую прибыль.
Сложности с масштабированием. Без цифровизации компания не может быстро адаптироваться к изменениям в спросе и управлять объемами работы. Например, если количество товаров на складе увеличивается, стоит не нанимать новых сотрудников, а подключать решения для складских комплексов.
Проблемы клиентского сервиса. Отсутствие цифровых каналов взаимодействия может привести к оттоку клиентов. Например, если в компании нет сервиса, который делает напоминания и отправляет отчеты РОПу, менеджеры по продажам могут забывать обрабатывать оставленные заявки.
Отсутствие аналитики. Не имея детальных бизнес-показателей и не анализируя их, сложно принимать обоснованные решения. Например, если предприниматель не знает своего складского и дебиторского цикла, он может неверно рассчитать ресурсы и заключить контракт на поставку товаров с отсрочкой, который не может себе позволить.
Ограниченный доступ к информации. Компания, в которой не автоматизирован процесс сбора показателей и аналитика, не может предоставить наглядную картину. Решение — внедрять сервисы типа Yandex DataLens, которые позволяют визуализировать данные и доступно презентовать их инвесторам.
Мы собираем статистику по проанализированным нами проектам и повторно пересматриваем компании, которым отказали, через 6-12 месяцев. Результаты неутешительные: 50% из них либо сталкиваются с банкротством, либо показывают отрицательные финансовые результаты за предыдущие периоды.
Таким образом, для бизнеса цифровизация — это не временный тренд, а необходимость. А для инвесторов — важный критерий, на который стоит опираться при принятии решений о финансировании.
Какие процессы вы уже оцифровали в своем бизнесе?