РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Переход на СУЗ 3.0 «Честный знак»: что нужно знать бизнесу


С 1 сентября 2024 г. прекращается поддержка текущей версии серверного приложения станции управления заказами СУЗ 2.0, которая позволяет участникам рынка, чья продукция подпадает под требования обязательной маркировки, генерировать Data Matrix-коды для передачи в государственную систему мониторинга «Честный знак». Что ждет бизнес и кого коснутся изменения — в этой статье.

Что происходит

В ближайшие месяцы многим компаниям, работающим с товарами, подлежащими обязательной маркировке, предстоит решить весьма серьезную проблему, связанную с техническим развитием государственной информационной системы мониторинга товаров «Честный знак». Система становится универсальной — переходит на единый принцип взаимодействия с производителями любых товарных групп. Такая унификация в последующем облегчит распространение маркировки на классы продукции, пока не охваченные системой.

Чтобы реализовать такую возможность, предстоит провести технологический «апгрейд». И коснется он не только самой системы «Честный знак», но заодно и компаний, которые передают в неё сведения о маркировке своей продукции.

Сегодня обязательной маркировке подлежат уже многие товарные группы, в том числе бутилированная питьевая вода, молочная продукция, меховые изделия, лекарственные средства, БАДы, табак, велосипеды и множество других. Список постоянно расширяется.

Производители товаров, подлежащих маркировке, сначала получают Data Matrix-коды через станцию управления заказами в системе «Честный знак», затем наносят их на продукцию, а потом передают сведения о введении товара в оборот обратно в ГИС МТ.

До недавнего времени для каждой группы товаров существовала собственная СУЗ. Они работали в соответствии со своими индивидуальными принципами, кодами и техническими атрибутами. Однако с 1 июня поддержка второй, текущей версии СУЗ прекратится, а с 1 сентября все участники бизнеса-пользователи системы «Честный знак» будут обязаны перейти на новую версию СУЗ 3.0.

Переход на цифровую маркировку — непростая задача для бизнеса

Суть проблемы

Если 1 июня «время Ч» наступило для производителей и поставщиков товарных групп, которые стали обязательными для маркировки совсем недавно — ветеринарные препараты, корма, консервы, то с 1 сентября требование коснется и всех остальных групп. В том числе и тех, кто маркирует свои товары уже достаточно долго. Здесь уже есть, о чем задуматься.

Крупные международные производители, которые давно участвуют в процессе маркировки, исторически использовали track&trace решения от глобальных поставщиков. Напомню, что продукты класса track&trace — это ИТ-системы, предназначенные для отслеживания движения товаров, подлежащих обязательной маркировке, а также для передачи сведений регулятору. Такой выбор был актуален многие годы назад и он был вполне оправдан, однако условия изменились.

Сегодня для продолжения бесперебойной работы текущие ИТ-решения нужно обновить под требования СУЗ 3.0. Вендоры, решившие покинуть российских рынок, не чувствуют себя обязанными провести эту процедуру, что ставит под угрозу всех пользователей таких систем.

Формально необходимые программные изменения минимальны, однако в теории они подпадают под санкции, вынуждая иностранных разработчиков инвестировать в развитие продукта в России. Немногие игроки глобального рынка в текущих условиях будут готовы пойти на риски.

Известно, что есть некоторые исключения из этого правила. Некоторые западные компании, например SAP, получили разрешение западных властей продолжать поддержку своих российских клиентов, однако нет никакой уверенности, что вендор согласится на затраты, связанные с доработкой своего продукта в соответствии с требованиями российской системы маркировки, и окончательно не уйдет с рынка.

Задача по обновлению ПО уровня L4 стоит стоит и перед российским поставщиками. Без развития таких систем инструментами интеграции с СУЗ 3.0 значительно снизится уровень автоматизации процессов управления цифровой маркировкой.

В любом случае бизнес сталкивается с потребностью пересмотра своего подхода к выбору track&trace-решений, а это закономерно потребует дополнительных инвестиций на развитие ИТ-ландшафта компании.

Как цифровая маркировка выглядит на продукции

Что делать бизнесу

Первое, что мы рекомендуем компаниям, столкнувшимся с изменениями в связи с переходом на СУЗ 3.0, это обратиться к своему вендору и уточнить, планирует ли он доработки своего ПО. Инициатива в этом направлении, в первую очередь, должна исходить от бизнеса. Если от вендора поступят соответствующие гарантии, проблему можно считать решенной, по крайней мере — на обозримую перспективу.

Если вендор ничего не планирует, то производителю с высокой интенсивностью выпуска продукции и большими оборотами, для которого критичен любой простой производства, придется выбирать альтернативный продукт для управления маркировкой, или самостоятельно автоматизировать процессы передачи сведений в ГИС МТ.

Сделать это можно при помощи облачного track&trace-решения. В этом случае ИТ-система, из которой собираются данные о маркировке, переводится в оффлайн-режим, а сервис по дообогащению криптокодами Data Matrix и автоматизации подключения к СУЗ 3.0. автоматизируется при помощи облачного продукта.

Таким образом бизнес сможет продолжить работать на решении от текущего поставщика, а задачи автоматизации закрыть собственными силами или при помощи подрядчиков. По нашим наблюдениям, в последние месяцы на подобные услуги значительно увеличился спрос со стороны российских компаний.

Ещё один возможный вариант решения — проверить, поддерживает ли продукт вашего вендора глобальный стандарт прослеживаемости EPCIS., который позволит в понятные сроки плавно мигрировать с текущего решения на track&trace-систему на решение от отечественного поставщика, адаптированное под работу с СУЗ 3.0.

Наличие маркировки — подтверждение подлинности продукта

Годы назад, когда российские предприятия только приступали к задаче по обеспечению прослеживаемости движения своей продукции, выбор в пользу решений от западных вендоров был полностью логичен и оправдан. В случае с “дочками” глобальных гигантов материнские компании имели устоявшиеся отношения с вендорами, часто использовали их платформы для развития собственных архитектур, обладали собственными компетенциями.

В случае с исконно российскими предприятиями многие выбирали таких поставщиков на основе репутации их бренда или за неимением на тот момент альтернатив от российских разработчиков. И это не было ошибкой. Сейчас все участники рынка решают: продолжать использовать прежние ИТ-продукты, в том числе track&trace от западных вендоров, или искать новые способы управления цифровой маркировкой.

Сегодня условия ведения бизнеса в России радикально изменились. На рынке присутствуют развитые отечественные решения, способные успешно работать с такими специфическими форматами запросов к СУЗ, как EPCIS. А это означает, что использовать их можно как для сохранения работоспособности текущих систем, так и в качестве альтернативы решениям от ушедших вендоров.

Онлайн-банк для розничного бизнеса

Предложение от Т-Банка

Онлайн-банк для розничного бизнеса

  • Аренда онлайн-кассы с эквайрингом и QR-кодом за 0 ₽
  • Поможем зарегистрировать кассу в налоговой
  • Прием платежей по QR-коду от 0,4%
Подробнее

АО «ТБанк», лицензия №2673

Василий Савин
Василий Савин

Как вы готовитесь к цифровой маркировке?


Больше по теме

Новости