Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Что такое бренд, брендинг и брендирование


Для начала разберемся в понятиях.

Бренд — это то, что создает узнаваемость, соотносится с определенным качеством, ценностью, историей. Одна из составляющих бренда — это фирменный стиль, но полная картина складывается из визуального образа и ассоциаций, которые отличают от похожих продуктов или услуг.

Брендинг — это процесс создания долгосрочного и позитивного отношения к бренду.

Брендирование — создание определенного единого стиля для всего того, что выпускает бренд.

В статье раскроем подробнее эти понятия.

Историческая справка об эволюции бренда

Несколько лет назад в большинстве компаний брендингом считалось создание визитки, логотипа, и в принципе на этом все. Позже пришло понимание, что люди хотят видеть больше, чем просто название.

Брендинг начал включать в себя не только логотип, фирменные цвета и визитки — настало время истории бренда. Поэтому больше доверия тому, кто рассказывает о создании, взлетах, провалах и ценностях.

Со временем стало понятно, что бренд ради продаж и быстрых денег — это не то, что в итоге становится успешным. У каждого бренда обязательно должна быть миссия. Появилось такое понятие как ДНК бренда — это смыслы, ассоциации и то, чем дышит этот бренд, а не просто товарный знак.

Определение и цели брендинга

Брендинг — это разработка позиционирования бренда, формирование ДНК бренда, создание имиджевой истории, анализ и создание продуктов линейки на основе результатов изучения конечного потребителя и его запросов.

Под брендом подразумевают торговый знак или запатентованный нейминг, но на самом деле бренд — это все-таки комплекс представлений, смыслов, мнений, ассоциаций, которые существуют в сознание потребителя. Например, «Вкусно и точка», что для нашего поколения навсегда останется «Макдональдсом», — это больше, чем просто название, больше, чем просто логотип, больше, чем просто цветовое решение.

Примеры логотипов
Примеры логотипов

Логотипы «Макдональдса» и «Вкусно и точка»

Логотипы «Макдональдса» и «Вкусно и точка»

Если я скажу «Макдональдс», то вы, скорее всего, представите, возможно, даже вкус бургеров, обстановку в кафе, запах еды, фразы сотрудников на кассе. Для каждого это будет свое смысловое якорение: семейные обеды по воскресеньям, быстрый перекус или редкое «грехопадение», самое вкусное мороженое и даже бесплатные туалеты.

В современном мире значение этих понятий очень велико, ведь строить просто бизнес, производить какой-то продукт без создания брендинговой стратегии и бренда практически невозможно. Нет бренда — нет репутации, узнаваемости и того количества продаж, которое принесёт удовлетворение.

Ведь на самом деле бренд создаётся для того, чтобы коммуницировать с людьми, запоминаться, создавать вокруг себя комьюнити амбассадоров, чтобы сформировать понимание у человека о продукте или услуге.

Цель брендинга состоит в том, чтобы сформировать отношения с покупателем: привлечь, донести культурные ценности, историю компании и важность этого бренда, чтобы клиент возвращался раз за разом. Это отношения в долгую, когда идет работа во всех направлениях — повышение узнаваемости, охватов, клиентоориентированности.

Брендирование — разработка визуальных элементов, которые создают единый образ компании или продукта: логотип, слоган, цветовые решения, шрифты. Роль брендирования — создать якори: определенный запах, цвет или ряд ассоциаций с героем в рекламных компаниях.

Брендировать можно все от троллейбуса до одежды игроков киберспорта, чтобы у фанатов запечатлелся в памяти логотип.

К единицам брендирования также можно отнести печать на определенных материалах и выпуск мерча, например, ручки, блокноты, календари, кружки, толстовки, футболки, бейсболки.

Оклейка машин
Оклейка машин

Пример брендирования: оклейка машин от Яндекс Go

Пример брендирования: оклейка машин от Яндекс Go

Виды брендирования

Есть три вида брендирования:

  1. Визуальное — это все, что касается картинок, цветов, шрифтов.
  2. Аудиальное — это создание определенной мелодии.
  3. Кинетическое — это создание запахов, чем активно пользуются MAAG и Massimo Dutti.

На самом деле, я бы не разделяла все эти понятия как бренд, брендинг и брендирование. Потому как, будто бы создав и нарисовав логотип, либо придумав запах магазина, можно ни о чем больше не беспокоиться.

Это не так.

Все 3 элемента являются составляющими одного большого и важного дела. Сначала появляется бренд, потом появляется брендинг, это как стратегия бренда, и, соответственно, брендирование — то, как все это будет представлено в нашем мире визуально, аудиально, либо кинетически. То есть с помощью каких инструментов бренд запоминается.

И без какой-то одной составляющей это колесо не сможет крутиться, не сможет работать, механизм не запустится.

Рекомендую, обращать внимание на все 3 элемента и тщательно прорабатывать каждый из них. Это три кита в маркетинге, с помощью которых развиваются рекламные кампании, строятся маркетинговые стратегии и увеличиваются продажи.

Важно понимать, что стратегический брендинг — это не про то, чтобы сделать стратегию ради стратегии, либо бренд ради бренда. Стратегический брендинг — это глубокое погружение в товар, потребности клиента и в то, какие отношения нужно выстроить с аудиторией.

Благодаря грамотной стратегии у потенциального клиента уходят сомнения, что вы именно тот, кто ему нужен.

Когда ценности донесены грамотно и ярко, а вы точно понимаете, с каким клиентом работаете, и почему ваши ценности соприкасаются, то это сокращает путь принятия решения о взаимодействии с вами.

Например, Т-банк с его брендингом, и как они развивают продукты. У каждого продукта есть стратегия и то, как коммуницировать с клиентами и поддерживать брендинг не только снаружи компании, но и внутри. Т-банк были первопроходцами на рынке диджитал банков в России, а первым всегда очень сложно.

Задача была — сделать сильный брендинг для того, чтобы донести ценность и важность их бренда, создать позитивный опыт у клиентов в работе с диджитал банком и показать, что на самом деле эта потребность существует. Изначально потенциальные клиенты до конца не понимали как это работает, и как закроется боль. Задачей бренда было донести и показать, что такая проблема существует. Было очень много работы и с контентом, и с донесением смыслов компании.

Основные процессы и этапы создания бренда

Ниже расскажем про этапы создания бренда.

Создание ДНК бренда. Это, конечно же, смыслы, ценности и мета идеи бренда. То, чем он дышит, о чем говорит. Это история создания, якори и ассоциации, которые бренд несет за собой.

Аналитика. Глубокий анализ рынка, ниши, конкурентов, потребностей целевой аудитории. Как и любой стартап или бизнес, бренд создается, чтобы закрыть какую-то потребность и боль. Многие бренды создавались, потому что у основателя случалась проблема, либо сталкивался с каким-то неудобством и думал, как это можно было бы решить. Также изучение потребностей через кастдевы помогает наиболее точно добраться до болей аудитории и найти варианты решения.

Брендбук. Визуализация, слоганы и нейминг также относятся к этапам создания бренда. Мудборд, логотип, дизайнерская часть как мета-сообщения касаются человека. А дальше уже либо химия и любовь, либо не сошлись характерами.

Облако смыслов. Продумываем стратегию: как будет представлен бренд, на какие площадки выходить, с помощью каких инструментов продвигаться, в каких тональностях коммуницировать, какими фразами и образами создавать якоря. От слоганов до визуальных решений — чем подробнее будет прописано облако смыслов, тем проще будет в работе дальше.

Создание сайтов, запуск социальных сетей. Пройдя все этапы брендинга, выход в инфополе будет максимально эффективным без слитых бюджетов, времени и сил, потому что изначально будете привлекать нужную аудиторию.

Как создать свой бренд: этапы и советы

В моей практике часто встречались такие кейсы, когда фаундер, основатель какого-то бизнеса просто запускает социальные сети без построения стратегического бренда. Нет понятия днк бренда, визуальных решений, нет коммуникационных стратегий. Понятно, что за этим стоит желание сэкономить и просто начать продвигаться.

К сожалению, так не работает, потому что брендинг это фундамент бизнеса. Сначала закладываем все то, что дает понимание, зачем нам это нужно? Создаём брендинговую стратегию и уже на этот фундамент выкладываем кирпичики: маркетинг, смм, наружный маркетинг, оффлайн и далее по списку. Это на самом деле важные точки отправления бренда в космос.

Только в совокупности будет успех, иначе получается набор действий, который приводит к тому, что основатель бизнеса сливает бюджет. У него никто ничего не покупает, потому что люди не понимают зачем это нужно.

Методы создания бренда продуктов или услуг

Методов и инструментов брендирования в наличии на любой вкус. Из популярных сейчас выделю human-дизайн и астрологию. Я придерживаюсь двух.

Прежде всего использую опыт основателя и создаю бренды, исходя из того, что видит основатель, о чем мечтает, чем живёт? Считаю, что бизнес не может быть отделим от фаундера. Это детище, которое создает тот самый основатель. Даже в тех случаях, когда речь не идет о личном бренде, основные смыслы находятся в облаке ценностей основателя.

Также использую как дополнительный инструмент метод архетипов, чтобы заземлить все идеи и сделать понятный набор смыслов, якорей и визуальных атрибутов. Это делается для того, чтобы покупатель понимал, какой характер у этого бренда.

Nike создавался в архетипе героя, Starbucks — в архетипе искателя, украшения VIVA LA VIKA — это архетип шута и любовника.

Архетипы помогают собраться и сфокусироваться на какой-то идее, от которой приходят образы и смыслы.

Логотипы компаний
Логотипы компаний

Логотипы Nike, Starbucks, VIVA LA VIKA

Логотипы Nike, Starbucks, VIVA LA VIKA

Текущие тенденции и будущее брендинга и брендирования в 2024 году

Во-первых, у каждого бренда должны быть лицо, голос и душа. То есть тот самый серый кардинал, который прячется все время за своим бизнесом. Об этом я рассказываю на каждом своем выступлении, говорю своим клиентам, и доношу каждый раз, когда есть такая возможность. Это один из смыслов моей миссии и моего бренда.

Вижу большую ценность, когда собственник выходит вперёд и заявляет о себе. Или когда лицом бренда выбрана селебрити, видим это на примерах мировых брендов — Chanel, Dior, Balenciaga. Тинькофф банк начинался с того, что человек не прятался и использовал настоящую фамилию для нейминга. Что мы видим сейчас — Олега Тинькова уже нет в бизнесе, а фамилия и ассоциация останется надолго.

Зендая и Лили-Роуз Депп в рекламе
Зендая и Лили-Роуз Депп в рекламе

Амбассадоры брендов: Valentino (Зендая) и Chanel ( Лили-Роуз Депп)

Амбассадоры брендов: Valentino (Зендая) и Chanel ( Лили-Роуз Депп)

Во-вторых, контакт с аудиторией. Люди обсуждают, доверяют, продают и общаются. Расстояние от покупателя до собственника сократилось. Любой может написать комментарии под постом в аккаунте магазина и расшевелить инфополе. А при желании даже достучаться до директа собственника, в какой точке мира он бы не находился. Поэтому тот, кто отвечает на комментарии и консультирует в сообщениях, тоже представитель бренда и должен соответствовать. Будет особенно ценно, если в коммуникациях участвует живой человек, а не бот.

В-третьих, ментальное здоровье. Думаю, что уже многие обратили внимание на то, как техподдержка переименовалась в службу заботы. Все, что связано с безопасностью, так или иначе будет вызывать доверие. В тренде плавные шрифты, мягкие цветовые переходы и приглушенные оттенки.

Рекомендации компаниям и экспертам по развитию своего брендинга и брендирования

Будьте максимально клиентоориентированными. Сейчас у каждой уважающей себя компании есть поддержка в социальных сетях. Именно поддержка — ответы пользователям и отработка запроса. И я вам честно говорю: отправлять аудиосообщения или перекидывать на другие источники — худшее из решений.

Способов продвижения множество — от коллабораций до баннерной рекламы, которая до сих пор эффективна. Выбрать лучший способ поможет качественно и детально прописанная стратегия бренда.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Анастасия Рощина
Анастасия Рощина

Какие примеры сильных брендов вам сразу приходят на ум?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации