Любой бизнес создают, развивают и продвигают люди. Их энтузиазм и самоотдача играют решающую роль в достижении по-настоящему амбициозных целей. Именно поэтому каждая компания стремится поддерживать в сотрудниках вовлеченность и лояльность. Кроме того, работа с этими факторами помогает укреплять HR-бренд, который играет все более важную роль при выборе работодателя, позволяя привлекать лучшие кадры.
В этой статье рассмотрим, как создать в организации позитивную и продуктивную атмосферу и повысить желание сотрудников рекомендовать компанию как отличное место для работы.
Значение вовлеченности и лояльности для развития бизнеса
Вовлеченность и лояльность сотрудников — ключевые факторы успешного функционирования и развития бизнеса.
Вовлеченность отвечает за стремление сотрудника делать больше, чем от него ожидается. Поэтому низкий показатель представляет собой серьезную угрозу для компании:
- приводит к падению продуктивности и абсентеизму, так как сотрудники до 80% рабочего времени занимаются личными делами;
- провоцирует критику нововведений и решений руководства, в результате поручения не исполняются;
- порождает микроменеджмент, ведь чтобы задачи выполнялись на приемлемом уровне, руководители вынуждены контролировать каждый шаг подчиненных, следовательно, у них остается гораздо меньше времени на стратегические задачи и развитие компании;
- затрудняет адаптацию новичков, так как старшие сотрудники не хотят делиться опытом;
- ослабляет командный дух, поскольку низкая вовлеченность создает атмосферу недоверия и конкуренции между коллегами;
- уменьшает инновационный потенциал компании, тормозя адаптацию к изменениям на рынке;
- становится причиной снижения выручки в среднем на 26%, подразделения с низкой вовлеченностью теряют значительно больше клиентов из-за плохого сервиса и недостатка знаний о продукции.
Для предотвращения этих проблем важно активно работать над повышением уровня вовлеченности сотрудников. Это можно сделать через создание открытой коммуникации, признание достижений, предоставление возможностей для развития и формирования позитивной корпоративной культуры.
Низкая лояльность, чаще всего, становится причиной роста текучести и приводит к дополнительным расходам, связанным с замещением уволившегося человека (подбор, адаптация, обучение). Иными словами, чем ниже уровень лояльности, тем больше ресурсов бизнес тратит на подбор и удержание персонала — некоторые работодатели повышают ФОТ на 30% и более.
В то же время, лояльные сотрудники искренне любят компанию, поэтому не только вкладывают в ее развитие свои ресурсы, но и рекомендуют в качестве работодателя знакомым и друзьям, становясь амбассадорами и ядром сильного HR-бренда.
Таким образом, инвестиции в вовлеченность и лояльность сотрудников могут существенно повлиять на долгосрочный успех бизнеса. Компании, которые активно работают над укреплением этих компонентов, получают значительные конкурентные преимущества на рынке.
Как оценить лояльность и вовлеченность кадров
Самый действенный способ оценки вовлеченности и лояльности — опросы персонала. Исследования помогут собрать ценную обратную связь для улучшения рабочих процессов и атмосферы в команде. Проводить такие опросы можно силами компании или же обратиться к внешним провайдерам. Это позволит сэкономить время и человеческие ресурсы на исследования и обработку данных, а также обеспечит более глубокий экспертный анализ.
Для анализа вовлеченности на онлайн-платформе Happy Job, каждый сотрудник оценивает рабочую среду по ключевым факторам:
- отношения с руководителем и коллегами;
- условия труда, уровень зарплаты;
- возможности для карьерного роста;
- качество обратной связи;
- наличие похвалы и признания заслуг;
- осведомленность о стратегии компании;
- отлаженность бизнес-процессов;
- наличие условий для внедрения изменений;
- баланс между работой и личной жизнью.
Чтобы оценить лояльность, респондентам задают вопросы по другим параметрам: гордость за компанию, стремление продолжать работать и делать больше, желание рекомендовать компанию или руководителя.
Платформа позволяет не только проводить исследования, но и комплексно работать с аналитикой, формировать отчеты для руководителей, сравнивать свои показатели с конкурентами с помощью бенчмаркинга.
По результатам опросов работодатель может получить знак качества от Happy Job — сертификат «Отличное место для работы». Для этого необходимо обеспечить уровень участия респондентов не менее 61%, а Happy Индекс (процент одновременно вовлеченных и лояльных сотрудников) должен войти в топ-25% лучших по бенчмарку отрасли или страны.
Наличие сертификата «Отличное место для работы» способствует повышению привлекательности бренда на рынке труда. Это может стать важным фактором при привлечении новых талантов, так как многие соискатели обращают внимание на репутацию работодателя.
Чем больше сертифицированных компаний будет на рынке, тем больше работодателей будут стремиться совершенствовать условия труда ради привлечения лучших специалистов.
Зачем и как часто нужно измерять вовлеченность и лояльность
Замерять вовлеченность и лояльность сотрудников необходимо, чтобы своевременно выявлять проблемы в компании и принимать меры для их решения. Комплексное исследование рекомендуется проводить 1-2 раза в год. Оно позволяет собрать больше количество данных о взглядах сотрудников на различные изменения в компании, которые происходят в течение года, выявить причины текучести, определить эмоциональную привязанность персонала к организации и многое другое.
Как повысить вовлеченность и лояльность сотрудников без дополнительных затрат
Есть несколько способов, которые могут улучшить рабочую атмосферу без больших вложений:
- гибкий рабочий график;
- регулярная и развивающая обратная связь от руководства;
- программы наставничества;
- создание комьюнити по интересам — спортивные сообщества, разговорный клуб иностранных языков, винный/книжный/киноклуб;
- участие в волонтерских мероприятиях и соревнованиях;
- экоинициативы — сбор пластика, сортировка мусора.
Все это не требует вложений, при этом заметно улучшает командную динамику и повышает лояльность персонала к работодателю.
Заключение
Чем выше вовлеченность и лояльность сотрудников, тем успешнее компания. Постоянный мониторинг этих показателей и комплекс мер по их повышению помогут сформировать эффективную команду, которая поможет компании достичь стратегических целей, улучшить ее имидж и повысить конкурентоспособность.
Во многих организация я сталкивалась с проблемой подбора персонала. Наиболее острым мне показалось это в небольших ресторанах и маленьких торговых точках, где руководство мало внимания уделяет корпоративной культуре. Я считаю, что поддерживать общий настрой сотрудников — важно для эффективной работы.