Более 10 лет я работаю в компаниях, услуги которых позволяют бизнесу повышать эффективность, скорость работы и другие ключевые показатели. Сначала это был транспорт, затем монтаж и сервис стационарного оборудования, теперь — холод и климатика в ритейле.
Несмотря на неплохие глобальные прогнозы по рынку до 2030 года я искренне удивлен тому, как слабо в постсоветском пространстве развиваются эти процессы, при том, что средний жизненный цикл эксплуатации в последние пару лет только растёт.
Какие задачи решает холодильное оборудование
О каком холоде вообще идёт речь? В основном будем говорить о торговом оборудовании — витрины, горки, шкафы и банеты. Такое оборудование мы видим практически каждый день, и что более важно — регулярно потребяем продукты, охлаждаемые в них. В больших количествах его использует бизнес — в качестве ориентира будем говорить о бизнесе из категории малого ритейла, условно до 400 кв.м. площади.
Задачи, которые решает холодильное оборудование.
Естественно хранение. Сохранность согласно заявленных характеристик при условии соблюдения температурного режима.
Презентация покупателю. Какими бы ни были привычными полки магазинов, мы подсознательно обращаем внимание на выкладку и оформление
Качество. Вряд ли вам понравятся любимые блюда, при приготовлении которых были использованы излишне замороженные ингредиенты, аналогично с недостаточной заморозкой.
Доступность. Иногда речь идет вообще о возможности представить ту или иную продукцию в труднодоступных или малонаселенных регионах.
Репутация. Слухи о некачественных товарах или пустых полках из-за технических проблем быстро распространяются и надолго остаются в сознании, а потенциальные покупатели — это весьма широкий сегмент потребителей.
Какие усилия нужно приложить
Кратко опишем примерный жизненный цикл холодильного оборудования, чтобы у вас было больше стимулов подумать сколько ресурсов вкладывается в этот инструмент:
Выбор. Как минимум его нужно выбрать, будь это согласование типовой сметы или анализ новых предложений на рынке, у Вас это займет некоторое время. Время, которое не без оснований приравнивают к деньгам, особенно при вовлечении руководителей и владельцев.
Приобретение. Тут все просто, относительно. Ожидание под заказ, выделение средств, привлечение инвестиций, кредиты и прочее.
Доставка, перемещение. Вы заплатите за нее либо напрямую, либо внутри другой стоимости, либо потрудитесь организовать сами.
Монтаж, установка оборудования. Из рисков нужно выделить особенности этапов, связанных с отделкой, ремонтом и вводом в эксплуатацию объекта.
Иными словами, кроме оплаты услуг под ключ, однозначно потребуется прямое участие в организации подрядчиков, их выбор, проверку, обсуждение деталей, приемку работ.
Эксплуатация. Сюда же нужно отнести затраты на электроэнергию, на плановое и внеплановое техническое обслуживание (ремонтопригодность), различные трудозатраты персонала на взаимодействие с сервисом или самим оборудованием.
Продажа или утилизация. Обычно это связано с закрытием объекта или неремонтопригодностью оборудования.
На что стоит обратить внимание
Теперь, когда мы описали фундамент, попробуем выделить ключевые точки, требующие внимания и на которые можно напрямую повлиять.
В основном всё сводится к совокупной стоимости владения — оптимальное соотношение закупочной цены, возможности и расходов на обслуживание, ремонт, потребление энергии, ликвидность.
Также стоит обращать внимание на стоимость внедрения на начальном этапе эксплуатации, энергоэффективность, надёжность оборудования, цену за комплектующие и специалистов по обслуживанию, стоимость продажи и утилизации.
Как можно повлиять на эффективность владения. Предположу, что основная часть читателей уже имеет опыт работы с объектом торговли, владения бизнесом или опытом его построения. В таком случае мы по сути будет вынуждены работать с тем, что уже есть на объекте или можем проанализировать ситуацию на примере имеющегося опыта.
Тогда наши возможности начинаются на этапе внедрения. Это, в свою очередь подразумевает не просто выбор надежной компании, необходимо заранее запросить и согласовать состав работ, чек-лист из обязательных процедур, который будет понятен и проверка его соблюдения не составит большого труда.
Несмотря на относительно простую формулировку, даже в крупных проверенных компаниях часто отсутствуют подробные технологические карты, внутренний контроль качества и культура сдачи объекта заказчику.
Обратите внимание на неочевидные факторы — аккуратность, дисциплину, форму одежды и манеру взаимодействия инженеров. Задайте им вопросы:
- На что стоит обратить внимание в местах подключения?
- С какими агрегатами и точками системы следует быть осторожными в рамках эксплуатации?
- Куда не следует допускать неквалифицированный персонал?
- Как производились базовые настройки оборудования?
- Установленные пределы температур, аварийные пределы?
- Какие дополнительные возможности имеют контроллеры?
- Использует ли компания исполнителя в своем арсенале систему мониторинга?
Если подобная риторика вызывает недоумение или неуверенность при разговоре с компетентными на первый взгляд специалистами — следуют задуматься о качестве выполнения работ и принять необходимые меры
Переходим к эксплуатации
Напомню, что в рамках эксплуатации мы должны оптимизировать затраты на энергопотребление, обслуживание, расходники и трудозатраты в рамках жизненного цикла оборудования. Когда оборудование новое половина из этих задач практически не беспокоят заказчика, зато в дальнейшем в зависимости от качества построения этой работы они могут нарастать как снежный ком.
К тому же нужно принять за правило, что какими бы ни были условия сопровождения объекта, если вы заключили договор обслуживания — вы всё равно остаетесь главным заинтересованным лицом и не в состоянии полностью доверить свое имущество сторонней компании, которая к тому же будет обращать своё внимание только на те показатели, которые влияют на ее прибыль (вспомним пункт по потребительские качества в начале статьи)
Как со стороны исполнителя, так и со стороны заказчика в большинстве случае практически не используются системы мониторинга, аналитики и удалённого управления, даже при наличии и приобретении таковой в составе оборудования. И это несмотря на обилие и развитие цифровых сервисов.
Возможности современных систем удаленного контроля
Чтобы не углубляться в технические дебри сконцентрируемся на конечных преимуществах для заказчика и конечного потребителя.
Мониторинг. Тут можно выделить шесть возможностей:
- Сокращение времени и действий при работе с авариями, простоями и другими проблемами. Оповещения настраиваются таким образом, чтобы о нём мгновенно узнали как техническая служба обслуживающей компании, так и ответственное лицо заказчика. Как вариант можно настроить Телеграм так, чтобы оповещения приходили во внутреннюю рабочую группу с управляющим и владельцем.
- Удаленное влияние на проблему. Можно частично или полностью решить ее не выезжая на объект, сэкономив драгоценное время и ресурсы.
- Повысить эффективность сервисного выезда. Заранее узнав симптомы и особенности неисправности инженер может подготовиться — взять необходимый набор запасных частей и инструмент. При таком подходе выигрывает не только сервисная компания, но и заказчик.
- Автоматическое ведение журналов по методологии HACCP.
- Помимо прочего можно дополнить систему функцией
- Автоматическое снятия показаний по электроэнергии и расходу воды. Эту функцию можно добавить в систему с минимальными затратами.
Автоматизация и оптимизация предприятия. Здесь предлагаю ориентироваться на три направления.
- Оптимизация работы холодильного оборудования — координированная оттайка, настройка плавающего давления кипения и конденсации, отключение части оборудования в нерабочее время, например с напитками.
- Автоматизированное управление инженерными системами — управление вентиляцией, кондиционерами, освещением, тепловыми завесами и так далее. При этом можно не только отключать часть систем в ночное время, но и устанавливать эффективные режимы без влияния персонала в зависимости от времени года, внешних погодных условий или даже по собственному расписанию согласно периодов высокой посещаемости торговых точек.
- Можно сделать шаблоны (профили) с такими оптимальными настройками для однотипных устройств, которые будут регулярно проверяться.
В идеале, если мы говорим хотя бы о небольшой сети магазинов стоит разработать набор регламентов по внедрению и настройке подобных систем, соблюдение которых сделать обязательным с момента открытия торгового объекта.
Аналитика и эффективное планирование. Здесь предприниматель может использовать еще несколько возможностей:
- анализ энергопотребления, влияния на него факторов автоматизации;
- сравнение различных моделей и производителей оборудования для принятия решений о закупках, для оценки стоимости владения;
- снижение расходов на коммунальные услуги, электроэнергию, сервисные работы, персонал;
- предиктивная аналитика, она позволяет в ручном или автоматическом режиме убедиться в том, что холодильное оборудование несмотря на отсутствие аварий, постепенно деградирует и с трудом набирает рабочие температуры.
Заключение
По моему мнению для большинства пользователей такой подход к владению и эксплуатации является пока слишком сложным и замороченным. Качественный подход как правило подразумевает сложности в реализации, дополнительные затраты на начальном этапе и более взрослый осознанный взгляд на процесс в долгосрочном периоде планирования.
Как пример, в некоторых регионах известные сети покупают дешевое БУ оборудование, чтобы его цикл жизни закончился именно у них. Большинство посетителей при этом уже не обращают внимание на неприглядное, шумное и не всегда работающее торговое оборудование, так как банально к этому привыкли. Но как только в регионе появляется новый игрок или заходит известная федеральная сеть — стандарты повышаются и местные участники рынка жалуются, что их вытесняют.
При этом я не вижу ни единой причины покупателю выбирать новую для них сеть, если в привычном супермаркете всё и так хорошо — цены, свежесть и внешний вид.
Сталкивались ли Вы с проблемами, описанными в статье?