Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Как я запустила бизнес по продаже авторских туров и поняла, что эта бизнес-модель не работает


Путешествия в формате авторских туров сейчас в тренде, и их популярность только растет. Спрос рождает предложение, и на рынке появляется огромное количество организаторов туров, которые предлагают авторские маршруты по России и за границей.

С точки зрения бизнеса у авторских туров есть плюсы и минусы. В этой статье я, Людмила Кузнецова,основатель и руководитель компании «Артефакт Тревел», расскажу, с какими сложностями я столкнулась при запуске бизнеса и почему считаю, что этот бизнес невозможно масштабировать.

Хотела путешествовать — начала делать авторские туры

Я открыла свой бизнес в ноябре 2022 года. До этого уже почти 20 лет работала в туризме на самых разных должностях — в основном на стороне принимающих компаний в Египте, на острове Маврикий и в Доминиканской Республике.

Сама я очень люблю историю и неспешные прогулки по историческим городам, поэтому решила делать очень комфортные экскурсионные туры. Кроме того, я и сама хотела больше путешествовать, поэтому сразу же решила, что буду заниматься именно авторскими турами.

Так я запустила свой первый авторский маршрут по Египту.

Поездка в Египет с Артефакт Тревел
Поездка в Египет с Артефакт Тревел

Первые несколько групп в Египет набирались очень плохо — по 2—3 туриста. Но я все равно проводила туры, даже если работала в минус. Мне было важно понять, что нужно клиентам в турах, на что они обращают внимание. И, конечно, обкатать маршрут, получить первые отзывы и реальный контент

Первые несколько групп в Египет набирались очень плохо — по 2—3 туриста. Но я все равно проводила туры, даже если работала в минус. Мне было важно понять, что нужно клиентам в турах, на что они обращают внимание. И, конечно, обкатать маршрут, получить первые отзывы и реальный контент

Почему Египет: я жила в этой стране 10 лет и отлично ее знаю, умею немного говорить по-арабски и — самое важное — знаю египетский менталитет. До сих пор многие коллеги по рынку говорят: «Мы не понимаем, как тебе удается делать туры такого качества в этой стране».

Кроме того, на выбор Египта повлияли и бизнес-факторы:

  • это популярное направление на российском рынке;
  • Египет работает всю зиму, когда в целом в туризме несезон;
  • это дружественная страна для России — сегодня приходится и это учитывать;
  • экскурсионный потенциал здесь сильно недооценен. Туристы привыкли, что Египет — это дешевый пляжный отдых и утомительные исторические экскурсии. Я же точно знаю, как сделать очень комфортный маршрут по самым древним достопримечательностям планеты.

Когда я открывала собственный бизнес, мне очень хотелось предложить туристам такое путешествие, в которое я с удовольствием отправилась бы самостоятельно. То есть насыщенное с точки зрения экскурсионной программы и при этом с очень хорошим уровнем комфорта, чтобы:

  • никаких автобусов на 50 человек;
  • никаких быстрых обедов в туристических столовых;
  • никаких бюджетных хостелов — только по-настоящему удобный отель.

И все получилось. Уже в первый месяц я сделала выручку 2 000 000 ₽.

Особенности авторского туризма
Особенности авторского туризма

Особенность авторского туризма — автор всегда знает интересные и нестандартные места. Например, многие россияне отдыхали на курортах Красного моря. Но почти никто не слышал про курорты на Средиземном море в Египте

Особенности авторского туризма
Особенности авторского туризма

Особенность авторского туризма — автор всегда знает интересные и нестандартные места. Например, многие россияне отдыхали на курортах Красного моря. Но почти никто не слышал про курорты на Средиземном море в Египте

Особенность авторского туризма — автор всегда знает интересные и нестандартные места. Например, многие россияне отдыхали на курортах Красного моря. Но почти никто не слышал про курорты на Средиземном море в Египте
Курорты в Египте
Курорты в Египте

Там есть потрясающие отели, а море и белоснежный песок — как на Мальдивах

Курорты в Египте
Курорты в Египте

Там есть потрясающие отели, а море и белоснежный песок — как на Мальдивах

Там есть потрясающие отели, а море и белоснежный песок — как на Мальдивах

Чем авторские туры отличаются от остальных?

На рынке есть очень много видов путешествий. Самые популярные — пакетные туры от туроператоров. Вы покупаете турпакет, в который включен перелет, проживание в отеле, трансфер от аэропорта до отеля и обратно. При этом на отдыхе вы сами решаете, чего хотите: отправиться на экскурсии или весь отпуск загорать на пляже.

Кроме стандартных пакетных туров, есть очень много видов путешествий:

  • круизы;
  • восхождения в горы;
  • туры выходного дня;
  • туры по городам России;
  • самые разные походы и экспедиции;
  • узкоспециализированные туры, например гастротуры, йога-туры, фитнес-туры.

Есть очень много вариантов — турист может выбрать путешествие на любой вкус и кошелек.

В отдельную категорию выделяют авторские туры. Авторский тур предполагает, что создатель маршрута отлично знает регион или страну, может показать туристам какие-то необычные места и в целом привнести в тур частичку своей личности. Обычно авторский тур проходит в сопровождении самого автора, даже если на месте привлекаются профессиональные гиды. Что делает автор:

  • сопровождает туристов с первой до последней минуты путешествия;
  • проводит с ними время после окончания экскурсионной программы;
  • способствует созданию дружеской атмосферы в группе;
  • развлекает.

Многие туристы признаются, что устали от стандартного отдыха, им скучно лежать на пляже. Поэтому они выбирают авторские туры, чтобы гарантированно получить необычные впечатления.

Динамика спроса на авторские туры
Динамика спроса на авторские туры

Динамика спроса на авторские туры. За последние 7 лет спрос вырос в 5 раз, и это направление продолжает развиваться. Данные сервиса «Яндекс Вордстат»

Динамика спроса на авторские туры. За последние 7 лет спрос вырос в 5 раз, и это направление продолжает развиваться. Данные сервиса «Яндекс Вордстат»

Почему авторский туризм — это ремесло, а не бизнес

Когда я решила делать авторские туры, то была уверена, что это позволит мне больше путешествовать и чувствовать себя свободной. Проблема заключалась в том, что я также хотела иметь стабильно работающий бизнес и понятия не имела, какой уровень вовлеченности потребуется от меня в организации бизнеса и в сопровождении групп в турах. Я не представляла себе, как работает эта бизнес-модель и как в будущем я смогу ее масштабировать.

Как устроена экономика авторских туров. Себестоимость тура — это стоимость его составляющих для всех участников:

  • проживание в отелях;
  • питание;
  • трансферы;
  • входные билеты;
  • стоимость моего участия, которая делится на всех туристов (ведь я же тоже живу в отелях и передвигаюсь на трансферах).

Средняя валовая маржинальность авторского тура — 35%. Из валовой прибыли я оплачиваю расходы на маркетинг, зарплату моим двум сотрудникам, различные абонентские платы, налоги и т. п. Обычно в качестве чистой прибыли мне остается 10—15% от выручки.

Стоимость моего первого тура была около 120 000 ₽ на человека. То есть если я набираю группу из 10 человек, то моя чистая прибыль составляет 10% — как раз 120 000 ₽.

Долина китов в Египте
Долина китов в Египте

Одно из самых удивительных и редко посещаемых мест в Египте — Долина китов. Здесь скелеты доисторических млекопитающих лежат прямо на земле — это останки китов и крокодилов, которым около 40 млн лет. Это место находится под охраной ЮНЕСКО. Кроме того, здесь можно покататься на сендбордах с песчаных дюн и искупаться в соленом озере. Туристы всегда остаются в восторге от этой экскурсии

Одно из самых удивительных и редко посещаемых мест в Египте — Долина китов. Здесь скелеты доисторических млекопитающих лежат прямо на земле — это останки китов и крокодилов, которым около 40 млн лет. Это место находится под охраной ЮНЕСКО. Кроме того, здесь можно покататься на сендбордах с песчаных дюн и искупаться в соленом озере. Туристы всегда остаются в восторге от этой экскурсии
Расчет стоимости тура
Расчет стоимости тура

Расчет стоимости тура я делаю в таблице. В любом туре есть составляющие, которые не зависят от количества участников. Например, я бронирую столько номеров в отеле, сколько человек едет в тур. Есть составляющие, которые делятся на всех участников: например, стоимость аренды автобуса делится на количество пассажиров. Чем больше человек в группе, тем меньше будет расход на транспорт на каждого человека, тем дешевле финальная стоимость тура для каждого участника

Расчет стоимости тура я делаю в таблице. В любом туре есть составляющие, которые не зависят от количества участников. Например, я бронирую столько номеров в отеле, сколько человек едет в тур. Есть составляющие, которые делятся на всех участников: например, стоимость аренды автобуса делится на количество пассажиров. Чем больше человек в группе, тем меньше будет расход на транспорт на каждого человека, тем дешевле финальная стоимость тура для каждого участника

С какими сложностями приходится сталкиваться

У меня как у организатора авторских туров было несколько сложных моментов.

Не всегда можно набрать нужное количество человек в группу. Чем меньше человек в группе, тем меньше процент чистой прибыли остается организатору. Например, если у меня в группу набирается всего 4 человека, то я работаю в ноль, а с учетом расходов на маркетинг, ФОТ и налоги — вообще в минус.

Бизнес-показатель LTV в авторском туризме стремится к нулю. Туристы обычно предпочитают отдыхать в разных местах и маловероятно, что отправятся второй раз по вашему маршруту. Это значит, что процент повторных покупок невероятно низок. Организатору нужно либо постоянно придумывать новые маршруты — тратить на это время и деньги, либо смириться с тем, что в каждый тур нужно привлекать новых туристов.

Есть немало организаторов, которые живут в основном за счет сарафанного радио. Например, турист съездил на Алтай, ему понравилось и он посоветовал гида своим друзьям. Но, как правило, эти ребята возят 1—2 группы в месяц и довольствуются очень небольшим доходом.

Сопровождение автора — это основное УТП таких туров. Многие туристы выбирают авторские туры, потому что знают, что именно с этим организатором тур будет гарантированно хорош! При этом я хочу зарабатывать больше, чем 120 000 ₽. Моя цель — 1 000 000 ₽ чистой прибыли в месяц. Но я физически не могу лично сопровождать 9—10 групп в месяц, а если я не еду в тур, то он уже не авторский.

И это правда: когда я сопровождаю группу, я на месте решаю очень много мелких проблем, о которых туристы даже не догадываются. Например, задержался трансфер — я сразу же приглашаю туристов выпить чашечку кофе. При этом я постоянно рассказываю им интересные истории из личного опыта жизни в Египте, подчеркиваю какие-то особенности менталитета, о которых не расскажут местные гиды. Туристам очень нравится путешествовать именно со мной.

Полностью выпадаю из всех бизнес-процессов, пока сама нахожусь в туре. А ведь реклама продолжает работать, клиенты звонят, им нужно продавать новые туры, проданные туры нужно бронировать, нужно постоянно вести соцсети и т. п. Если я каждые две недели еду в тур, значит, я не использую это время для развития бизнеса.

Что такое авторский тур
Что такое авторский тур

Упаковка авторского тура имеет очень большое значение: когда туристы покупают путешествие — они не могут его потрогать или примерить

Что такое авторский тур
Что такое авторский тур

Упаковка авторского тура имеет очень большое значение: когда туристы покупают путешествие — они не могут его потрогать или примерить

Упаковка авторского тура имеет очень большое значение: когда туристы покупают путешествие — они не могут его потрогать или примерить
Как упаковать продукт авторского тура
Как упаковать продукт авторского тура

Люди принимают решение на основе фотографий и видео, которое им показывает автор тура

Как упаковать продукт авторского тура
Как упаковать продукт авторского тура

Люди принимают решение на основе фотографий и видео, которое им показывает автор тура

Люди принимают решение на основе фотографий и видео, которое им показывает автор тура
Профессиональный фотограф в туре
Профессиональный фотограф в туре

Поэтому в один из туров я позвала блогеров и профессионального фотографа

Профессиональный фотограф в туре
Профессиональный фотограф в туре

Поэтому в один из туров я позвала блогеров и профессионального фотографа

Поэтому в один из туров я позвала блогеров и профессионального фотографа
Профессиональные фотографии в туре
Профессиональные фотографии в туре

Они сделали для меня очень много красивых профессиональных фотографий

Профессиональные фотографии в туре
Профессиональные фотографии в туре

Они сделали для меня очень много красивых профессиональных фотографий

Они сделали для меня очень много красивых профессиональных фотографий

Какую бизнес-модель выбрать?

Где-то через полгода работы я пришла к окончательному выводу: мой бизнес невозможно масштабировать. Если я хочу зарабатывать больше, мне предстоит полностью изменить бизнес-модель. Я видела два варианта.

Начать работать с целевой аудиторией из более дорогого сегмента. Так могла бы увеличить выручку и прибыль с одного проведенного тура.

Отказаться от идеи авторского туризма и начать делать обычные экскурсионные туры без моего сопровождения.

Я выбрала второй путь по нескольким причинам.

  1. Выбирая более дорогую аудиторию, я увеличиваю средний чек и среднюю прибыль с тура, но это не решает задач по увеличению LTV.
  2. Я все равно оказываюсь заложником своего авторского маршрута, то есть должна буду постоянно ездить и сопровождать туристов. А мне к этому времени, откровенно говоря, уже надоело каждый месяц ездить по одному и тому же маршруту.
  3. Пока я трачу время на сопровождение туристов, я не могу работать по другим направлениям. У меня просто нет времени, чтобы достаточно хорошо изучить новый маршрут и сделать его авторским.
Группа туристов
Группа туристов

Через полгода работы я приняла решение отказаться от приставки «авторский»

Группа туристов
Группа туристов

Через полгода работы я приняла решение отказаться от приставки «авторский»

Через полгода работы я приняла решение отказаться от приставки «авторский»
Сопровождение группы туристов
Сопровождение группы туристов

Тогда же я перестала лично сопровождать группы

Сопровождение группы туристов
Сопровождение группы туристов

Тогда же я перестала лично сопровождать группы

Тогда же я перестала лично сопровождать группы
Отзывы Артефакт Тревел
Отзывы Артефакт Тревел

Вместо работы с авторскими турами я потратила время и силы, чтобы найти очень хороших экскурсионных гидов. Да, из тура пропала моя личность, но туристы все равно оставляют хорошие отзывы — им нравится продуманный маршрут, хорошая организация и гиды

Вместо работы с авторскими турами я потратила время и силы, чтобы найти очень хороших экскурсионных гидов. Да, из тура пропала моя личность, но туристы все равно оставляют хорошие отзывы — им нравится продуманный маршрут, хорошая организация и гиды

Кризис: события на Ближнем Востоке повлияли на спрос туров в Египте

Я стала постепенно уходить от личного сопровождения групп и предлагать туристам туры без моего сопровождения. Маршрут был настолько интересным, что туристы с удовольствием бронировали его как обычный тур. В октябре 2023 года мой бизнес впервые сделал чистую прибыль 1 млн рублей и я готова была поздравить себя с победой.

Но именно в этом месяце прилетел настоящий черный лебедь: события на Ближнем Востоке сильно повлияли на спрос в Египте и продажи туров резко упали. Это привело к тому, что бизнес оказался на пороге огромного кассового разрыва. Я оказалась совершенно не защищена от такого риска.

В этот момент мне пришлось резко переориентироваться на другие страны, и я поняла, что выбор модели «экскурсионные туры без сопровождения» был отличным решением — я больше не зависела от одного туристического направления.

Да, в моменте было очень сложно и страшно, но мне удалось собрать весь свой накопленный по Египту опыт и в рекордные сроки запустить экскурсионные программы по Шри-Ланке и Китаю.

Как бизнес работает сейчас

Сейчас я могу с уверенностью сказать, что занимаюсь не ремеслом, а бизнесом. И продажи моих туров не зависят от того, могу ли я лично поехать в тур или нет. Большая часть бизнес-процессов вообще проходит без моего участия.

У меня в команде работает несколько человек:

  • два консультанта по продажам;
  • один менеджер по бронированию;
  • маркетолог;
  • личный помощник.

Моя роль — изучать туристические направления и выбирать те, у которых есть большой потенциал, искать подрядчиков на месте, составлять маршруты и упаковывать их для продажи. В общем, это как раз то, чем я люблю заниматься. При этом я могу в любое время поехать в один из моих туров, если у меня есть желание. А могу остаться дома — никто не обидится. Об этом и других деталях своей работы я рассказываю в своем телеграм-канале «Мила, копай!»

И самое главное — я понимаю, что могу масштабировать бизнес до любых размеров.

Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?

В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.

О чем можно рассказать?

  • Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
  • О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.

Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бот. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты так же в чат-бот.

После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.

Ждем ваших историй!

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Людмила Кузнецова
Людмила Кузнецова

Как вы выбирали бизнес-модель? Расскажите в комментариях.

Софья Казачук

Людмила, добрый день. А подскажите, пожалуйста, как вы регистрировали авторские туры? Как ИП и в какой категории? P.S. : влюбилась в ваши фото Египта, теперь непременно хочу туда!


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации