80% бизнесов закрывается в первые 2 года. Предприниматели периодически чувствуют желание всё бросить и закрыться — вроде делаешь всё, что можешь, нанимаешь лучших и готовых работать людей, создаёшь достойные условия труда, а ожидаемого результата нет.
Эта статья будет полезна тем, кто только собирается открывать своё дело и хочет избежать участи большинства новых бизнесов. А ещё тем, кто прямо сейчас выбирает между вариантами «оставить агентство» или «закрыть», и нуждается в поддержке того, кто такой кризис преодолевал не раз.
Совет 1. К открытию компании готовьтесь заранее
Нельзя уходить из найма в никуда и без финансовой подушки безопасности.
В найме специалист может стабильно получать 100-200 тысяч рублей. А для того, чтобы компания стабильно каждый месяц приносила владельцу хотя бы 100 тысяч рублей, потребуется «раскачка» в виде нескольких месяцев или даже полугода. Всё это время нужно на что-то жить и инвестировать в развитие бизнеса. Как минимум в маркетинг, чтобы о вас могли узнать потенциальные клиенты.
Я подготавливал почву для увольнения около четырёх лет: развивал агентство параллельно с фултаймом. Вечерами после работы, на выходных и даже в отпусках. Психологически так было проще — я всегда знал, что я могу рассчитывать на определённую гарантированную сумму регулярного дохода. Но времени на развитие своего дела было мало: дорога на работу и обратно занимала в обе стороны около 1,5 часов, в офисе же я проводил порядка 9 часов. Оставалась пара часов вечером, были еще выходные и отпуск. Это же время, конечно, занимали и другие личные дела.
Шаг за шагом выстраивал процессы, запускал проекты, и когда доход от бизнеса стабильно превышал зарплату в течение полугода, уволился. Мне важно было понять, что это не случайность, а закономерность и стабильность. Конечно, такой путь занял время, но и бизнес — это марафон, а не спринт.
Совет 2. Как можно быстрее признайте, что теперь вы директор
Практически все предприниматели до того, как основать бизнес, были высококачественными специалистами.
Когда человек начинает своё дело, он перестаёт быть специалистом и становится директором, основателем компании. Потом директора можно нанять, но поначалу (да и в целом большинстве компаний) директор = основатель. Эта роль требует других навыков и решения задач нового уровня. По-сути, это новая профессия — из маркетолога / SEO-шника / разработчика ты становишься сразу и менеджером, и юристом, и HR. Ты теперь отвечаешь за все процессы и сразу, единолично, а не только за тот небольшой участок, который был поручен в найме.
Эта новая роль предполагает постоянное обучение. Если вы сами не будете расти и развиваться, помогать в развитии своим наёмным руководителям, то это будут делать конкуренты, и их компании будут на шаг впереди вашей.
Совет 3. Смиритесь с мыслью, что делегирование неизбежно
Делегирование — это когда ты передаёшь задачу, которую можешь сделать сам, но не делаешь, чтобы высвободить время на что-то более важное.
Не всегда психологически легко доверить результат другому человеку, но далеко без делегирования не уедешь: пока предприниматель будет решать простую задачу, будут страдать важные процессы.
Вы, конечно, можете погрузиться в работу другого человека и сделать её за него. Но сотрудник не сделает вашу работу за вас — она будет ждать своего часа.
При делегировании важно ответить для себя на вопрос, чем будет занято освободившееся время. Например, предприниматель поначалу сам отвечает на звонки и сообщения в чатах, общается с потенциальными и текущими клиентами, готовит и презентует отчёты.
Эти задачи он может отдать другому специалисту и освободить себе приличное количество часов в месяц, чтобы заняться, например, разработкой долгосрочных целей компании. Создать стратегию, распланировать, сколько времени и денег нужно на выполнение целей. Ещё может посвятить время развитию новых направлений и дополнительных услуг.
Совет 4. Тщательно подходите к управлению деньгами
Не забирайте всю прибыль, даже если вы единственный учредитель и все деньги принадлежат вам.
Предпринимателю важно формировать фонды на чёрный день, откладывать деньги на найм новых сотрудников, маркетинг, начало новых проектов, ну, и для диверсификации рисков, в конце концов.
Если сейчас всё хорошо и компания зарабатывает, это не значит, что через какое-то время не наступит кризис — внешний или внутренний.
Время, когда всё хорошо, когда дела идут в гору, компания растёт и процветает — самое опасное. Оно опасно иллюзией, что так будет всегда. Белые полосы всегда сменяются чёрными, и наоборот — так устроен мир.
Совет 5. Как бы тяжело ни было, жмите на тормоз
Предпринимателю особенно важно соблюдать баланс работы и личной жизни. Руководитель компании просто не может позволить себе выгореть — на нём финальная ответственность за сотрудников и их семьи, за клиентов и проекты.
Выгоревший человек не сможет дать результат клиенту и дать ощущение стабильности людям, которые у него работают. Поэтому лучше продуктивно поработать 4-5 часов в день, чем кое-как 12. Ни один разработчик не пишет код по 8 часов в день — это невозможно. А среднестатистический SEO-специалист в течение года тратит на продвижение сайта не более 2 часов в день — этого вполне достаточно для достижения результатов.
Совет 6. Систематизируйте компанию
У владельца маленькой кофейни в спальном районе и владельца транснациональной корпорации в сутках лишь 24 часа, и на работу они могут тратить одинаковое количество часов. Но в их управлении находятся бизнесы абсолютно разного масштаба. Директору корпорации успешно управлять помогает структура бизнеса, где у каждого юнита есть своя зона ответственности.
Если хотите расти, придётся нанимать сотрудников, делегировать, оптимизировать процессы, улучшать качество услуг. Понимать, кто за что отвечает, в чём измеряется результат работы каждого специалиста, и доносить это до каждого сотрудника.
Когда команда маленькая, есть соблазн строить систему стихийно: устно рассказать про обязанности и задачи, добавлять новую информацию сотрудникам по крупицам в мессенджерах или по почте.
На систематизацию нужно время, и оно будет оплачено в будущем: порядок в бизнес-процессах принесёт плоды = сотрудники понимают свою ответственность = компания работает стабильно.
Систематизация — постоянный и непрерывный процесс, его нельзя полностью делегировать или сделать один раз и навсегда. Именно на основателе лежит видение того, какой должна быть компания — какая у неё миссия, какой продукт она производит и что на самом деле получает конечный потребитель.
Например, производитель садовых инструментов GreenWorks делает акцент вовсе не на продаже инструментов, а на заботе об окружающей среде. А владелец региональной оконной компании когда-то признался, что они на самом деле продают не окна, а комфорт и уют в домах своих клиентов, обеспечивая защиту от ветра и постороннего шума.
Совет 7. Слушайте клиентов и не додумывайте за них
Часто мы понимаем под желаниями клиента совсем не то, что они хотят самом деле, поэтому лучше всего спросить напрямую.
Мы в DreamCraft постоянно работаем над улучшением процессов: спрашиваем клиентов, что им нравится, а чего не хватает. В последний раз я сам обзванивал всех заказчиков игр в DreamCraft Studio, спрашивал, что для них наиболее важно в работе с нами. Все отвечали: качество.
Я думал, что качество — это хороший код, отсутствие багов, работа в срок. Кто-то действительно говорил об этом, но кто-то под качеством работы подразумевал хороший менеджмент и аккаунтинг проекта. Мол, «за базар отвечаете», поэтому и нравитесь. Отвечаете вовремя, не пропадаете.
Вывод: лучше спросить, чем додумать за клиентом неправильно.
Если бы я не вдавался в подробности, что именно клиенты подразумевают под «качеством», я бы никогда не узнал, на что на самом деле нам нужно делать акцент.
Совет 8. Будьте человеком слова и дела
В работе с исполнителями я следую своему личному правилу СДР — «сроки, деньги, результат». Это значит, что за оговорённый срок, за согласованную сумму денег я жду конкретно вот такой результат. Правило применимо и в отношении с клиентами агентства.
Сроки, сумма за услугу и результат согласовываются в начале работы. Это даёт клиенту чувство безопасности, что мы не придём в процессе и не скажем, что «вот тут мы недооценили нагрузку, нужно будет заплатить +30% сверху». Даже если мы действительно что-то не рассчитали — это наша проблема, и она не касается клиента. Мы согласились на условия, должны показать результат в нужное время и за утверждённую сумму денег.
В начале не всегда может получаться соблюдать все договорённости: обычно чаще всего страдают сроки. Лучше перестраховаться и заложить на старте больше: пообещать точный результат за 3 месяца, но стараться сдать за 2.
Совет 9. Не хватайтесь за все заказы подряд
На старте есть большой соблазн браться за любой заказ, лишь бы получить хоть что-то. Однако с течением времени я понял: чем меньше клиент платит денег, тем больше он делает мозг.
Лучше отказаться от проектов, в которых не уверен или которые просто не нравятся. На «неприятные» проекты будет уходить больше времени и сил, они будут съедать ресурсы, вызывать демотивацию и вести команду к выгоранию.
Также будет соблазн взяться за услугу, которую раньше не оказывали, и пообещать результат. Сказать, что у вас в этом большой опыт, хотя его нет. Правда всплывёт, когда сорвёте сроки, дадите некачественный результат или не сможете ответить на вопрос, который клиент задаст, а, по идее, человек с вашим опытом и квалификацией должен знать ответ.
Лучше не обманывать, а признаться, что в этом вы новичок. Клиенты ценят честность, особенно когда она экономит им ресурсы — время и деньги.
Совет 10. Фокусируйтесь не на количестве, а на качестве услуг
УТП — уникальное торговое предложение — это не только когда вы делаете что-то, чего другие не делают. Вы можете не делать того, что делают конкуренты, и фокусироваться только на одном, но делать это лучше, обладать большей экспертизой — это тоже преимущество.
Всё больше замечаю, что отдельные специалисты и компании фокусируются и оттачивают своё мастерство в одной сфере. Например, маркетологи. Есть отдельные специалисты для рекламы игр, для психологов, для косметических компаний и т.д. Эта концентрация и есть УТП: клиенты будут идти за экспертизой в конкретной области, за точными результатами.
Почти все конкуренты DreamCraft Studio, кроме игр, разрабатывают ещё и мобильные приложения. Мы сознательно не берёмся за подобные проекты, потому что не можем гарантировать такое же качество, как с играми. Зато игры мы делаем любого типа, жанра, для любых платформ и целей. Это и игры для Телеграм, и веб-игры в браузере и ВК, и классические компьютерные, которые можно разместить в Steam и VK Play.
В моменте мы, конечно, теряем заказы и деньги, но стратегически выигрываем. Предлагаем клиентам только то, в чём у нас есть действительно сильная экспертиза, поэтому клиенты довольны качеством и возвращаются снова. Некоторые заказчики после первой игры заказывают у нас ещё 5.
Бонусный совет
Выстраивайте долгосрочные отношения с клиентом. Для себя я решил: мне неважно, сколько денег мне заплатит клиент в этом месяце. Гораздо важнее, сколько он заплатит за год сотрудничества.
Всё, что я писал в статье, это лишь часть того, с чем мне пришлось столкнуться за пять лет построения агентского бизнеса. Компании, которые сегодня процветают, прошли долгий путь, иногда длиной в десятилетия. Они обрастали сотрудниками, клиентами, открывали представительства в разных городах и странах, постоянно масштабировались.
Сейчас мы видим итог, но не знаем, что за этим стояло. Надеюсь, мой опыт позволит избежать основных ошибок и вдохновит на создание собственного дела. Считаю, что важно попробовать, когда есть возможность, чтобы не жалеть об упущенном.
Если вам кажется, что выбранная вами ниша слишком конкурентна, мысленно переместитесь в будущее. Например, в 2035 год. Появятся ли новые компании? Конечно! Так почему бы одной из них не быть вашей?
А с какими сложностями столкнулись вы в начале предпринимательства?