Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Как продавцы отменяют необоснованные штрафы маркетплейсов


В 2023 году продавцы на Wildberries заплатили штрафов на 15 млрд рублей — это на 76% больше, чем в 2022 году.

Чаще всего санкции и штрафы ждут селлеров за нарушение правил оферты, размещение карточек запрещенных товаров и накрутку рейтинга. Подробно об этом мы уже рассказывали в отдельной статье.

Но не всегда площадки обоснованно штрафуют продавцов и блокируют их учетные записи. В любой ситуации можно попытаться оспорить решение маркетплейса и отменить штраф.

Какие штрафы от маркетплейса можно обжаловать

Нет четкого разделения, какие штрафы можно оспорить, а какие — нет. Каждый случай индивидуальный, но шанс обжаловать и отменить санкции маркетплейса есть всегда — часто закон становится на сторону продавца.

«‎На сайте каждого маркетплейса есть правила начисления штрафов: у Wildberries список открытый, у Ozon — закрытый, а во всех остальных случаях площадка вправе взыскать убытки на общих основаниях. Если маркетплейс не может доказать методику расчета штрафа, основание начисления, привести конкретное нарушение со стороны продавца, такой штраф незаконен.

Селлеры чаще всего отменяют штрафы, если площадка не доказала, что были основания для применения санкций. Например, штраф не предусмотрен договором или его размер несоразмерен нарушению‎».

Екатерина Астахова

Екатерина Астахова

Старший юрист DestraLegal.ru

4 случая, когда продавцам удалось отменить штрафы или санкции со стороны маркетплейсов

Собрали реальные случаи, когда продавцам удалось доказать свою правоту и отменить штрафы площадки.

Случай № 1. Маркетплейс оштрафовал продавца за неверно указанные габариты упаковки. Селлер передал на склад Wildberries товары, но маркетплейс обвинил его в неправильно указанных габаритах упаковки и оштрафовал на сумму 462 034 ₽.

Суд отменил штраф и взыскал с Wildberries дополнительные 25 241 ₽, которые продавец потратил на юриста и оплату госпошлины.

«Сейчас в оферте маркетплейсов нет штрафа за занижение фактических габаритов упаковки товара. Законом такой штраф тоже не предусмотрен. Поэтому на практике суды не признают штрафы обоснованными и правомерными. Нашему юридическому сервису не раз удавалось их отменять».

Екатерина Астахова

Екатерина Астахова

Старший юрист DestraLegal.ru

Случай № 2. Маркетплейс утилизировал товары без согласия продавца. Селлер перемещал товары между складами, но по ошибке маркетплейса продукция поехала не туда. После обращения в поддержку площадка вернула товары не на тот склад, с которого их перемещала, а затем самостоятельно утилизировала.

Продавец обратился в суд, выиграл и получил компенсацию 21 924 ₽ за утилизированный товар.

Случай № 3. Маркетплейс оштрафовал продавца за расхождения в карточке товара. Селлер получил несколько штрафов от Wildberries, которые не подтвердили доказательствами. Общая формулировка со стороны маркетплейса — «за выявленные расхождения в карточке товаров». Обычно так площадки называют накрутку рейтинга.

Продавец выиграл суд и вернул 522 401 ₽, которые маркетплейс удержал из выручки. Кроме этого, площадка возместила более 70 000 ₽ за расходы на юриста и оплату госпошлины и процент за пользование деньгами селлера — 24 263 ₽.

«В моей практике штрафы за расхождения в карточке часто удерживают из выручки продавца. Но в большинстве случаев маркетплейсы не могут их объяснить и защитить свою позицию. Поэтому рекомендую селлерам подавать иск в суд с требованием к маркетплейсу обосновать штраф».

Екатерина Астахова

Екатерина Астахова

Старший юрист DestraLegal.ru

Случай № 4. Маркетплейс оштрафовал продавца за нарушение условий акции. Селлер принимал участие в акции Wildberries, но из его выручки площадка удержала 3 636 406 ₽ за нарушение условий акции.

Продавец обратился в суд и вернул свои деньги. Условиями оферты такой штраф не предусмотрен, площадка не представила доказательств и обоснования удержания. Селлеру выплатили положенные 3 636 406 ₽ и еще более 90 000 ₽ за судебные издержки и сопутствующие расходы.

Аватар дайджеста

Рассылка: как зарабатывать на маркетплейсах

Каждые две недели присылаем новости торговых площадок, инструкции для селлеров и лайфхаки успешных продавцов

Аватар дайджеста

Как обжаловать штраф от маркетплейса

Пытаться отменить штраф или санкции нужно поэтапно:

  1. Соберите доказательства своей правоты.
  2. Обратитесь в службу поддержки.
  3. Составьте претензию.
  4. Обратитесь в суд.

Собрать доказательства. Это могут быть накладные из личного кабинета, скриншоты карточки товара, переписка с покупателем или отзывы. Сохраняйте все данные на смартфон или компьютер на случай удаления.

Обратиться в поддержку. Найдите контакты службы поддержки в личном кабинете, позвоните на горячую линию или напишите в чат. Объясните ситуацию и расскажите, почему, по вашему мнению, вы получили штраф по ошибке.

Чаще всего, если продавца предупредили о нарушении правил, служба поддержки поможет исправить проблему.

Составить претензию. Если служба поддержки не помогла, составьте претензию. В ней опишите ситуацию и свои требования. Претензию можно составить в свободной форме.

В тексте нужно ссылаться на законы или судебную практику в свою пользу. Ищите дела про оспаривание таких же штрафов. Акты, письма и решения можно найти на сайтах государственных структур:

Лучше составлять претензию вместе с юристом.

Отправить претензию можно почтой с описью вложения или в электронной форме через личный кабинет. Обычно обращения рассматривают в течение 30 календарных дней, но на разных маркетплейсах могут быть свои сроки.

«‎Wildberries удерживает штраф из вырученной с продажи товаров суммы. Селлер получает меньше денег, чем должен. Ozon более гуманный: он дает суммарно 7 дней, чтобы связаться с поддержкой и доказать, что штраф начислили безосновательно.

В любом случае порядок обжалования штрафа делится на два этапа: сначала идет претензионный порядок, затем — иск в суд‎».

Екатерина Астахова

Екатерина Астахова

Старший юрист DestraLegal.ru

Обратиться в суд. Если получили отказ на претензию, можно обращаться в арбитражный суд.

Подать обращение можно в письменном виде или онлайн на сайте Госуслуг. Обращение в суд — непростое дело. Чтобы все сделать правильно и повысить шансы на успех, обратитесь к юристу. Судебный процесс может длиться несколько месяцев.

«‎На Wildberries для отмены штрафа нужно направить досудебную претензию. Срок ответа на нее — 10 дней. На Ozon в течение 3 дней в личном кабинете нужно представить доказательства, что штраф незаконный. Только потом можно направлять досудебную претензию, если маркетплейс отказался отменять штраф.

Если маркетплейс проигнорировал претензию или отказал, обращайтесь в суд. Иск будет рассматриваться от 3 месяцев.

Обычно селлеры готовят претензию самостоятельно, а уже на этапе подачи иска обращаются к юристам. Так не нужно контролировать судебный процесс, разбираться в незнакомой теме и посещать все судебные заседания‎».

Екатерина Астахова

Екатерина Астахова

Старший юрист DestraLegal.ru

Штрафы и санкции на маркетплейсах — распространенное явление. Не нужно сильно переживать из-за этого, уходить с площадки или закрывать бизнес. В каждой ситуации можно разобраться, попытаться доказать свою правоту, отменить незаконное наказание.

Селлерам: поможем зарабатывать на маркетплейсах

Телеграм-канал: 32 383 читателя

Селлерам: поможем зарабатывать на маркетплейсах

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673

Главное

  1. За нарушение правил маркетплейса продавцу могут сделать предупреждение, начислить штрафные баллы, выписать штраф и даже заблокировать учетную запись.
  2. Любой штраф или санкцию на площадке можно обжаловать.
  3. Сначала соберите доказательства, которые помогут при рассмотрении ситуации.
  4. Обратитесь в службу поддержки маркетплейса, а если там не помогут — направьте претензию.
  5. Если ничего не помогло, нанимайте юриста и обращайтесь в суд.
Артем Суровцев
Артем Суровцев

А вы оспаривали штрафы на маркетплейсах? Делитесь опытом в комментариях.


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации