В 2023 году продавцы на Wildberries заплатили штрафов на 15 млрд рублей — это на 76% больше, чем в 2022 году.
Чаще всего санкции и штрафы ждут селлеров за нарушение правил оферты, размещение карточек запрещенных товаров и накрутку рейтинга. Подробно об этом мы уже рассказывали в отдельной статье.
Но не всегда площадки обоснованно штрафуют продавцов и блокируют их учетные записи. В любой ситуации можно попытаться оспорить решение маркетплейса и отменить штраф.
Какие штрафы от маркетплейса можно обжаловать
Нет четкого разделения, какие штрафы можно оспорить, а какие — нет. Каждый случай индивидуальный, но шанс обжаловать и отменить санкции маркетплейса есть всегда — часто закон становится на сторону продавца.
4 случая, когда продавцам удалось отменить штрафы или санкции со стороны маркетплейсов
Собрали реальные случаи, когда продавцам удалось доказать свою правоту и отменить штрафы площадки.
Случай № 1. Маркетплейс оштрафовал продавца за неверно указанные габариты упаковки. Селлер передал на склад Wildberries товары, но маркетплейс обвинил его в неправильно указанных габаритах упаковки и оштрафовал на сумму 462 034 ₽.
Суд отменил штраф и взыскал с Wildberries дополнительные 25 241 ₽, которые продавец потратил на юриста и оплату госпошлины.
Случай № 2. Маркетплейс утилизировал товары без согласия продавца. Селлер перемещал товары между складами, но по ошибке маркетплейса продукция поехала не туда. После обращения в поддержку площадка вернула товары не на тот склад, с которого их перемещала, а затем самостоятельно утилизировала.
Продавец обратился в суд, выиграл и получил компенсацию 21 924 ₽ за утилизированный товар.
Случай № 3. Маркетплейс оштрафовал продавца за расхождения в карточке товара. Селлер получил несколько штрафов от Wildberries, которые не подтвердили доказательствами. Общая формулировка со стороны маркетплейса — «за выявленные расхождения в карточке товаров». Обычно так площадки называют накрутку рейтинга.
Продавец выиграл суд и вернул 522 401 ₽, которые маркетплейс удержал из выручки. Кроме этого, площадка возместила более 70 000 ₽ за расходы на юриста и оплату госпошлины и процент за пользование деньгами селлера — 24 263 ₽.
Случай № 4. Маркетплейс оштрафовал продавца за нарушение условий акции. Селлер принимал участие в акции Wildberries, но из его выручки площадка удержала 3 636 406 ₽ за нарушение условий акции.
Продавец обратился в суд и вернул свои деньги. Условиями оферты такой штраф не предусмотрен, площадка не представила доказательств и обоснования удержания. Селлеру выплатили положенные 3 636 406 ₽ и еще более 90 000 ₽ за судебные издержки и сопутствующие расходы.
Рассылка: как зарабатывать на маркетплейсах
Каждые две недели присылаем новости торговых площадок, инструкции для селлеров и лайфхаки успешных продавцов
Как обжаловать штраф от маркетплейса
Пытаться отменить штраф или санкции нужно поэтапно:
- Соберите доказательства своей правоты.
- Обратитесь в службу поддержки.
- Составьте претензию.
- Обратитесь в суд.
Собрать доказательства. Это могут быть накладные из личного кабинета, скриншоты карточки товара, переписка с покупателем или отзывы. Сохраняйте все данные на смартфон или компьютер на случай удаления.
Обратиться в поддержку. Найдите контакты службы поддержки в личном кабинете, позвоните на горячую линию или напишите в чат. Объясните ситуацию и расскажите, почему, по вашему мнению, вы получили штраф по ошибке.
Чаще всего, если продавца предупредили о нарушении правил, служба поддержки поможет исправить проблему.
Составить претензию. Если служба поддержки не помогла, составьте претензию. В ней опишите ситуацию и свои требования. Претензию можно составить в свободной форме.
В тексте нужно ссылаться на законы или судебную практику в свою пользу. Ищите дела про оспаривание таких же штрафов. Акты, письма и решения можно найти на сайтах государственных структур:
Лучше составлять претензию вместе с юристом.
Отправить претензию можно почтой с описью вложения или в электронной форме через личный кабинет. Обычно обращения рассматривают в течение 30 календарных дней, но на разных маркетплейсах могут быть свои сроки.
Обратиться в суд. Если получили отказ на претензию, можно обращаться в арбитражный суд.
Подать обращение можно в письменном виде или онлайн на сайте Госуслуг. Обращение в суд — непростое дело. Чтобы все сделать правильно и повысить шансы на успех, обратитесь к юристу. Судебный процесс может длиться несколько месяцев.
Штрафы и санкции на маркетплейсах — распространенное явление. Не нужно сильно переживать из-за этого, уходить с площадки или закрывать бизнес. В каждой ситуации можно разобраться, попытаться доказать свою правоту, отменить незаконное наказание.
Главное
- За нарушение правил маркетплейса продавцу могут сделать предупреждение, начислить штрафные баллы, выписать штраф и даже заблокировать учетную запись.
- Любой штраф или санкцию на площадке можно обжаловать.
- Сначала соберите доказательства, которые помогут при рассмотрении ситуации.
- Обратитесь в службу поддержки маркетплейса, а если там не помогут — направьте претензию.
- Если ничего не помогло, нанимайте юриста и обращайтесь в суд.
А вы оспаривали штрафы на маркетплейсах? Делитесь опытом в комментариях.