Юридический адрес — официальный адрес компании, по которому можно застать руководителя. На него будут присылать письма из налоговой и других госорганов, а также документы, и они будут по умолчанию считаться полученными.
Указать юридический адрес — одно из требований при регистрации ООО. Если у налоговой возникнут сомнения в достоверности адреса, компанию не зарегистрируют.
Требования к юридическому адресу
Чтобы налоговая не отказала в регистрации, важно:
- Не использовать массовый адрес для регистрации. Например, если в одном маленьком офисе прописаны сразу много компаний, которые физически не могут там поместиться, для налоговой это повод отказать в регистрации в этом помещении.
- Прописать адрес так, как он записан в ФИАС — Федеральной информационной адресной системе.
- Получить письменное согласие всех собственников помещения. Чтобы узнать их точное количество, нужно проверить адрес на сайте Росреестра.
- Не регистрировать компанию по тому же адресу, где работают госорганы или воинская часть.
Если вы регистрируете ООО с единственным участником через сервис Т-Банка, мы проверим юрадрес и укажем на ошибки, которые надо исправить, чтобы налоговая приняла документы.
Как выбрать юридический адрес для регистрации ООО
У компании два варианта юридического адреса: квартира директора или нежилое помещение. Они могут быть в собственности или аренде. Рассмотрим каждый вариант подробнее.
Регистрация по адресу проживания учредителя, который одновременно будет директором. Такой вариант не запрещен законом. Если для регистрации ООО используют адрес квартиры, нужно письменное согласие всех собственников. А еще нужно быть готовым к тому, что адрес укажут в выписке ЕГРЮЛ и он станет известен любому человеку. Для этого нужно просто выгрузить выписку с сайта налоговой службы.
Банки, лицензирующие органы и контрагенты настороженно относятся к организациям, которые зарегистрированы в жилой недвижимости.
Аренда адреса для регистрации. Есть компании, которые предоставляют в аренду адрес под регистрацию ООО и обеспечивают его почтовое обслуживание. Это значит, что, когда на арендованный адрес будет приходить корреспонденция, ее будут получать и отправлять вам.
Этот вариант дешевле, чем снимать офис. Но у него есть серьезные минусы. Если адрес массовый, то есть его арендовало много других компаний, еще одно ООО налоговая не зарегистрирует.
Когда компания начнет работать, налоговая может прийти, чтобы осмотреть помещение. Если инспекторы не найдут по адресу офис компании, составят акт об этом и в ЕГРЮЛ внесут отметку о недостоверности адреса. О последствиях для компании признания адреса недостоверным расскажем дальше.
Рекомендуем заранее проверить адрес на массовую регистрацию на сайте налоговой службы, а также съездить туда и посмотреть, что там в действительности находится.
Аренда офиса. Коммерческое помещение можно искать самостоятельно на порталах недвижимости или через агента по недвижимости. Второй вариант может сэкономить время и нервы, но обойдется дороже: за свои услуги агент возьмет от 50 до 100% стоимости первого месяца аренды.
О том, как арендовать офис с минимальными рисками и избежать ошибок, а также как составить договор аренды и защитить свои права, подробно рассказали в отдельных статьях:
Договор аренды нежилого помещения
Договор нужен, чтобы арендовать помещение. Например, офис, склад или часть здания под производство. Составили шаблон документа, чтобы можно было его скачать и распечатать.
Покупка нежилого помещения. Как и в случае аренды, коммерческое помещение для покупки можно искать самому или через агента.
Три основных шага оформления коммерческой недвижимости:
- Составить предварительный договор. Это необязательный этап, но он дает сторонам уверенность, что сделка состоится. В документе прописывают намерения сторон — продать и купить нежилую недвижимость, срок, когда должен быть подписан договор купли-продажи, и другие важные нюансы, например стоимость объекта и размер задатка. При этом продавец и покупатель получают отсрочку, чтобы, например, собрать деньги или подготовить документы к сделке.
- Подписать основной договор купли-продажи.
- Зарегистрировать недвижимость. Продавцу и покупателю надо обратиться в Росреестр, уплатить госпошлину и подать заявление на регистрацию перехода права собственности.
От вида юридического адреса будет зависеть список документов для регистрации компании.
Какие документы понадобятся
Для регистрации компании в налоговой могут понадобиться три документа:
- распечатка выписки из ЕГРН о праве собственности;
- письменное согласие всех собственников, если их два и больше;
- гарантийное письмо, если помещение планируется арендовать.
Дальше подробно про каждый.
Распечатка выписки из ЕГРН о праве собственности. Нужна, если регистрируете юрлицо на свой домашний адрес или владеете нежилым помещением. Если помещение будет в аренде, выписка не понадобится.
Письменное согласие всех собственников. Актуально как для жилых, так и для нежилых помещений.
Согласие собственника на регистрацию ООО в арендованной квартире
Согласие нужно, чтобы зарегистрировать компанию по месту жительства учредителя или будущего директора. Документ получают у всех собственников, даже у несовершеннолетних — за них его подписывают представители.
Гарантийное письмо. Оно нужно, только если планируете арендовать нежилое помещение под офис. Письмо выдает будущий арендодатель. Это доказательство для налоговой, что после регистрации компания будет работать по этому адресу.
Гарантийное письмо о заключении договора аренды между двумя ООО
Гарантийное письмо запрашивает руководитель компании перед ее регистрацией в налоговой у будущего арендодателя. Письмо не нужно, если помещение — в собственности компании.
Почему появляется запись о недостоверности адреса
После регистрации юрлица налоговая может проверить, действительно ли компания работает по указанному адресу. Если у инспектора возникнут сомнения, он может внести пометку в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений. Вот из-за чего адрес могут признать недостоверным:
- использование массового адреса, по которому зарегистрировано более 10 юрлиц. Если вы арендуете офис в офисном здании, по его адресу могут одновременно работать множество компаний, это нормально. Главное, чтобы все не работали в одном помещении, а у вас был отдельный кабинет с вывеской вашей компании. А если адрес номинальный и в помещении нет следов вашей деятельности, налоговая может зафиксировать, что адрес недостоверный;
- здание по адресу разрушено, строится или не существует;
- в налоговую пришло заявление от собственника или контрагентов, что компания по адресу из ЕГРЮЛ не находится;
- собственнику отправили запрос письмом на почту, и он не подтвердил свое согласие на регистрацию ООО;
- налоговый инспектор приехал с проверкой и не нашел компанию по указанному адресу: не оказалось вывески, помещение было закрыто в рабочие часы;
- письма, отправленные на юридический адрес, не доставлены и возвращаются.
Пометку в ЕГРЮЛ вносят не сразу: сначала налоговая пришлет письмо с требованием подтвердить юридический адрес. У компании будет 30 дней, чтобы все исправить. Ситуации бывают разные, поэтому придется связаться с инспектором и уточнить, что нужно сделать.
Например, ООО «Серебро» арендовало офис, работало уже полгода. Налоговый инспектор решил съездить на место и проверить. У компании не было вывески на кабинете, а в момент проверки сотрудники ушли на обед. В итоге инспектор не нашел компанию и прислал требование подтвердить адрес в течение 30 дней. Вот что сделал директор:
- Позвонил инспектору и объяснил, почему никого не было в офисе на момент проверки.
- По просьбе инспектора распечатал листок с названием компании и графиком работы, приклеил его на дверь и отправил ему фотографии.
- Прислал копии платежек за аренду офиса.
В итоге у налоговой не осталось вопросов, пометку о недостоверности адреса не вносили.
Последствия признания адреса недостоверным
Если после предупреждения компания за 30 дней не подтвердила юридический адрес, в ЕГРЮЛ внесут запись о его недостоверности. Компанию с такой пометкой считают ненадежной. Вот чем это грозит бизнесу.
Санкции для руководителя. За недостоверные сведения о юрадресе руководителя могут оштрафовать на сумму от 5000 до 10 000 ₽, а за повторное нарушение — лишить полномочий на срок от одного года до трех лет.
Кроме того, руководитель не может стать участником новой компании или возглавить другое юрлицо до тех пор, пока запись о недостоверности не уберут из ЕГРЮЛ.
Проблемы с банками. Банк может расторгнуть договор с компанией через суд, приостановить расходные операции по счету или отказать в открытии нового.
Проблемы с контрагентами. Информация о метке будет доступна всем в интернете, в том числе и клиентам. Они могут подумать, что компания недобросовестная, и отказаться сотрудничать.
Исключение из ЕГРЮЛ. Если в течение шести месяцев после внесения отметки о недостоверности адреса компания не подтвердит его, ее исключат из ЕГРЮЛ. Руководитель такой компании не сможет стать участником или руководителем другого юрлица в течение трех лет.
Если компания предоставила все документы, но пометку внесли, это повод обратиться в суд.
А у вас возникли трудности при регистрации компании или с первого раза заполнили все документы правильно?