Если результаты камеральной проверки будут негативными, бизнес может лишиться льгот, вычетов и получить штрафы. Рассказываем, как этого не допустить.
Что такое камеральная проверка
Камеральная проверка — это проверка налоговых деклараций: например, по НДC, налогу на прибыль, налогу при УСН, также камерально проверяют расчет по страховым взносам и расчет 6-НДФЛ. Проверку автоматически проходят все предприниматели и компании, когда сдают декларации или расчеты в налоговую.
Во время камеральной проверки проверяют:
- соблюдены ли сроки подачи отчетности;
- есть ли ошибки в отчетности;
- правильно ли рассчитана налоговая база или база по взносам;
- правильно ли рассчитаны суммы налогов или взносов;
- имеете ли вы право на выбранную налоговую ставку, тариф взносов и льготы.
Дальше расскажем, что такое камеральная проверка для ИП и компании.
Виды камеральной проверки
Официально у камеральной проверки нет разновидностей, но по характеру проведения ее можно разделить на стандартную и углубленную.
Стандартная проверка. Это процедура в автоматическом режиме. Ее проходят все ИП и компании. Отчетность попадает в автоматизированную систему АИС «Налог-3». Она проверяет расчеты, сравнивает показатели с предыдущими отчетными периодами и с другой сданной отчетностью, находит ошибки и противоречия.
Если программа не нашла изъянов, камеральная проверка на этом заканчивается.
Углубленная проверка. При такой проверке инспектор проверяет компанию или ИП самостоятельно. Она может начаться в двух основных случаях:
- если программа найдет ошибки в отчетности при стандартной проверке;
- если предприниматель или компания хочет получить льготы и вычеты.
При углубленной проверке инспектор собирает больше информации о бизнесе, анализирует данные и принимает решение, есть нарушения или нет.
Цели и особенности проведения «камералки»
Цель камеральной проверки — убедиться, что бизнес не допустил ошибок и ничего не должен государству. Для этого АИС «Налог-3» изучает, правильно ли налогоплательщик заполнил отчетность и нужную ли сумму денег уплатил.
Если все в порядке, проверка пройдена. Обычно в таких случаях бизнес даже не подозревает, что его проверяли, потому что налоговая ничего не сообщает.
Если программа найдет несоответствия, инспектор может потребовать от бизнеса пояснить что-то в отчетности или дослать подтверждающие документы. Если причина противоречий установлена, проверка пройдена. Если нет, инспектор доначисляет налоги или взносы и взыскивает их. Тогда предпринимателю или компании придет акт с результатами камеральной налоговой проверки.
Как навести порядок в деньгах бизнеса и личных сбережениях
- Как свести доходы с расходами: 4 совета из книги консультанта по финграмотности «Девушка с деньгами»
- Как инвестировать время и деньги, чтобы обрести финансовую свободу: 5 принципов из книги «Капитал»
- 9 способов получать пассивный доход
- 10 фильмов про деньги
- 3 проверенных десятилетиями совета по управлению финансами из книги «Самый богатый человек в Вавилоне»
Этапы и сроки проведения камеральной проверки
Порядок проведения камеральной налоговой проверки состоит из нескольких этапов. Вот схема:
Налоговая не обязана уведомлять налогоплательщика, что он прошел камеральную проверку. Узнать, что началась углубленная камеральная проверка, можно по косвенным признакам: если налоговая запрашивает документы или вызывает бухгалтера для дачи показаний. Если ничего подобного не происходит, значит, скорее всего, проверка пройдена успешно.
Следить за ходом проверки можно в кабинете налогоплательщика.
По закону максимальный срок камеральной проверки — три месяца, но в некоторых случаях ее могут продлить.
Когда инспекторы могут запрашивать документы
При стандартной камеральной проверке инспекторы не вправе требовать дополнительные документы о ведении бизнеса.
При углубленной проверке запросить документы могут только в некоторых случаях:
- Нестыковки в расчетах. Например, если программа посчитает одну сумму налога, а вы заплатили другую.
- Подача уточненной декларации. Если подать уточненную декларацию с уменьшением налога к уплате, инспекторы вправе запросить первичную документацию, счета-фактуры, учетные регистры.
- Льготы в налоговых декларациях. Если бизнес воспользовался какими-либо льготами, инспекторы могут попросить документы и пояснения, подтверждающие данную льготу.
- Декларация по прибыли с убытком. Инспекторы могут попросить рассказать, почему бизнес работает в минус.
- Возмещение НДС. Если компания или ИП работает с НДС, возмещение выплачивают из бюджета. Поэтому налоговая может в любой момент запросить подтверждающие документы для возмещения НДС.
Если во время углубленной проверки пришел запрос документов, компания или ИП обязаны прислать их в течение 10 дней.
На что обратить внимание при уточнении сведений
Если вас приглашают для дачи пояснений, ответы не должны записывать в бланк или протокол и обязаны просить подписать документы.
Если вас вызывают на допрос, по итогу должны составить протокол. В него записывают все данные, которые предприниматель или руководитель ООО сообщил инспекторам. На допросе задают более детализированные вопросы. Например, где и при каких обстоятельствах заключалась сделка.
Вызвать могут руководителя, главного бухгалтера, рядового сотрудника. Поэтому на допрос лучше идти с юристом.
Какие документы запрашивают инспекторы
Перечень документов не ограничен — инспекторы вправе требовать любые документы, которые относятся к рассчитываемому налогу или взносу. Ниже примеры для разных систем налогообложения.
УСН, ЕСХН. Книга учета доходов и расходов и первичные документы.
ОСН с НДС. Счета-фактуры, акты, договоры с поставщиками, книги продаж, книги покупок.
Налоговые инспекторы при запросе должны указать точный список документов, которые нужно представить.
Действия налоговой при камеральной проверке
Порядок проведения камеральной налоговой проверки стандартизирован — действия инспекторов называются «контрольные мероприятия». Примеры:
Запрашивать дополнительную информацию о налогоплательщике у третьих лиц. Например, данные об обороте компании у банка, где открыт счет.
Допрашивать свидетелей. Например, бухгалтера компании или ее руководителя.
Привлекать специалистов. Например, переводчика, инженера или другого эксперта в бизнесе, который проверяют. Специалист поможет налоговой понять, все ли работает так, как говорит предприниматель или компания.
Проводить экспертизу. Например, проверять соответствие подписей в счетах-фактурах и паспорте руководителя компании.
Мероприятия камеральной налоговой проверки могут закончиться тем, что инспекторы найдут несоответствия в отчетности. Частые ошибки и нарушения бывают в декларациях и расчетах. Например, отчетные периоды нужно указывать цифровыми кодами, в них легко ошибиться: по налогу на прибыль код за первый квартал — 21, за второй квартал — 22, за полугодие — 31.
Как налоговая сообщает о результатах проверки
Результаты камеральной налоговой проверки могут быть следующими.
Если все в порядке. Камеральная налоговая проверка автоматически завершается. Инспектор не пришлет никакого уведомления — можно работать дальше.
Если есть нарушения. Инспектор присылает налогоплательщику акт налоговой проверки и извещение о времени и месте рассмотрения результатов. Если бизнес не сможет объяснить правонарушение — инспектор вынесет решение о привлечении бизнеса к ответственности. После этого можно оспорить решение в вышестоящем налоговом органе или согласиться с ним, обычно это означает уплату недоимки, пеней и штрафа.
Если не пройти камеральную налоговую проверку, может начаться выездная, когда инспектор приедет в офис и начнет допрашивать сотрудников и проверять всю отчетность.
Как оспорить результаты проверки
Если бизнес не согласен с результатами камеральной налоговой проверки, он может подать возражение. Его нужно отправить в налоговую инспекцию, куда сдана отчетность. Срок подачи — в течение месяца с момента получения акта.
Инспекция передает жалобу в региональное управление ФНС, и там рассматривают материалы по проверке и возражение от бизнеса и выносят решение — привлекать налогоплательщика к ответственности или нет. Решение вступает в силу через месяц после того, как его получит бизнес.
Часто, чтобы правильно составить возражение, нужна помощь бухгалтера. Рекомендуем обращаться к проверенным специалистам, которые грамотно подготовят документы. Это повысит вероятность, что налоговая признает вашу правоту.
Апелляционная жалоба
Если возражение не помогло — в течение месяца можно подать апелляционную жалобу. Апелляционная жалоба — это возражение на вступившее в силу решение налоговой инспекции о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение. Чтобы правильно составить жалобу, советуем обратиться за помощью к юристу.
После подачи апелляционной жалобы, есть три возможных сценария развития событий:
- инспекторы оставят решение налоговой в силе;
- отменят решение полностью или частично;
- примут новое решение.
При подаче апелляционной жалобы попросите прислать решение по электронной почте — в таком случае ответ придет через три дня. Иначе ответ направят обычной почтой, но доставка займет больше времени.
Если ответ на апелляционную жалобу не устроит бизнес, он может обратиться в арбитражный суд в течение трех месяцев после его получения.
Что помогает вам проходить налоговые проверки? Поделитесь советами в комментариях.