Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 Р

Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 Р

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Камеральная проверка: как она проходит и какие могут быть результаты


Как бизнесу не лишиться права на льготы и избежать штрафов


Екатерина Новикова

Екатерина Новикова

Налоговый юрист, директор юридической компании MAPLEX

Поделиться

Если результаты камеральной проверки будут негативными, бизнес может лишиться права на льготы и вычеты и получить штрафы. Рассказываем, как этого не допустить.

Что такое камеральная проверка

Камеральная проверка — это проверка налоговых деклараций: например, по НДC, налогу на прибыль, налогу при УСН, также камерально проверяют расчет по страховым взносам и расчет 6- НДФЛ. Проверку автоматически проходят все предприниматели и компании, когда сдают декларации или расчеты в налоговую.

Во время камеральной проверки проверяют:

  • соблюдены ли сроки подачи отчетности;
  • есть ли ошибки в отчетности;
  • правильно ли рассчитана налоговая база или база по взносам;
  • правильно ли рассчитаны суммы налогов или взносов;
  • имеете ли вы право на выбранную налоговую ставку, тариф взносов и льготы.

Дальше расскажем, что такое камеральная проверка для ИП и компании.

Виды камеральной проверки

Официально у камеральной проверки не бывает разновидностей, но по характеру проведения ее можно разделить на стандартную и углубленную.

Стандартная проверка. Это процедура в автоматическом режиме. Ее проходят все ИП и компании. Отчетность попадает в автоматизированную систему АИС «Налог-3». Она проверяет расчеты, сравнивает показатели с предыдущими отчетными периодами и с другой сданной отчетностью, находит ошибки и противоречия.

Если программа не находит изъянов, камеральная проверка на этом заканчивается.

Углубленная проверка. При такой проверке инспектор проверяет компанию самостоятельно. Она может начаться в двух основных случаях:

  • если программа найдет ошибки в отчетности при стандартной проверке;
  • если предприниматель или компания хочет получить льготы и вычеты.

При углубленной проверке инспектор собирает больше информации о бизнесе, анализирует данные и принимает решение, есть нарушения или нет.

Цели и особенности проведения «камералки»

Цель камеральной проверки — убедиться, что бизнес не допустил ошибок и ничего не должен государству. Для этого АИС «Налог-3» изучает, правильно ли налогоплательщик заполнил отчетность и нужную ли сумму денег уплатил.

Если все в порядке, проверка пройдена. Обычно в таких случаях бизнес даже не подозревает, что его проверяли, потому что налоговая ничего не сообщает.

Если программа найдет несоответствия, инспектор может потребовать от бизнеса пояснить что-то в отчетности или дослать подтверждающие документы. Если причина противоречий установлена, проверка пройдена. Если нет, инспектор доначисляет налоги или взносы и взыскивает их. В таком случае предпринимателю или компании придет акт с результатами камеральной налоговой проверки.

Этапы и сроки проведения камеральной проверки

Порядок проведения камеральной налоговой проверки состоит из нескольких этапов. Вот схема:

Камеральная налоговая проверка чаще всего проходит незаметно для налогоплательщика, он узнает о ней, если что-то идет не так

Налоговая не обязана уведомлять налогоплательщика о том, что он прошел камеральную проверку. Узнать, что началась углубленная камеральная проверка, можно по косвенным признакам: если налоговая запрашивает документы или вызывает бухгалтера для дачи показаний. Если ничего подобного не происходит, значит, скорее всего, проверка пройдена успешно.

Следить за ходом проверки можно в кабинете налогоплательщика.

Так выглядит кабинет налогоплательщика с уведомлениями про сроки камеральной налоговой проверки и ее окончания

По закону сроки камеральной налоговой проверки занимают до трех месяцев, но в некоторых случаях ее могут продлить.

Когда инспекторы могут запрашивать документы

При стандартной камеральной проверке инспекторы не имеют права запрашивать дополнительные документы о ведении бизнеса.

При углубленной проверке запросить документы могут только в некоторых случаях:

  1. Нестыковки в расчетах. Например, если программа посчитает одну сумму налога, а вы заплатили другую.
  2. Подача уточненной декларации. Если подать уточненную декларацию с уменьшением налога к уплате, инспекторы вправе запросить первичную документацию, счета-фактуры, регистры.
  3. Льготы в налоговых декларациях. Если компания воспользовалась какими-либо льготами, инспекторы могут попросить документы и пояснения, подтверждающие данную льготу.
  4. Декларация по прибыли с убытком. Инспекторы могут попросить рассказать, почему бизнес работает в минус.
  5. Возмещение НДС. Если компания работает с НДС, возмещение выплачивают из бюджета. Поэтому налоговая может в любой момент запросить подтверждающие документы для возмещения НДС.

Если во время углубленной проверки пришел запрос документов, компания или ИП обязаны прислать их в течение 10 дней.

Бесплатная консультация
перед открытием бизнеса

Предложение Тинькофф

Бесплатная консультация
перед открытием бизнеса

  • Подберем подходящие коды ОКВЭД
и оптимальную систему налогообложения
  • Поможем перейти из самозанятости в статус ИП
и расскажем о новых возможностях
  • Объясним, как начать бизнес на маркетплейсах
Узнать больше

Какие документы запрашивают инспекторы

Перечень документов не ограничен — инспекторы имеют право запрашивать любые документы, которые имеют отношение к рассчитываемому налогу или взносу. Ниже примеры для разных систем налогообложения.

Патент. Инспекторы могут запросить книгу учета доходов и расходов, договоры с сотрудниками, товарные накладные, акты выполненных работ, платежные поручения.

УСН, ЕСХН. Выдержки из регистров налогового учета и первичные документы.

ОСН с НДС. Счета-фактуры, акты, договоры с поставщиками, книги продаж, книги покупок.

Налоговые инспекторы при запросе должны указать точный список документов, которые нужно представить.

Обработать тысячу платежей за день

Обработать тысячу платежей за день

Действия налоговой при камеральной проверке

Порядок проведения камеральной налоговой проверки стандартизирован — действия инспекторов называются «контрольные мероприятия». Примеры:

Запрашивать дополнительную информацию о налогоплательщике у третьих лиц. Например, данные об обороте компании у банка, где открыт счет.

Допрашивать свидетелей. Например, бухгалтера компании или ее руководителя.

Привлекать специалистов. Например, переводчика, инженера или другого эксперта в бизнесе, который проверяют. Специалист поможет налоговой понять, все ли работает так, как говорит предприниматель или компания.

Проводить экспертизу. Например, проверять соответствие подписей в счетах-фактурах и паспорте руководителя компании.

Мероприятия камеральной налоговой проверки могут закончиться тем, что инспекторы найдут несоответствия в отчетности. Частые ошибки и нарушения бывают в декларациях и расчетах. Например, отчетные примеры нужно указывать цифровыми кодами, в них легко ошибиться: по налогу на прибыль код за первый квартал — 21, за второй квартал — 22, за полугодие — 31.

Как налоговая сообщает о результатах проверки

Результаты камеральной налоговой проверки могут быть следующими.

Если все в порядке. Камеральная налоговая проверка автоматически завершается. Инспектор не будет присылать никаких уведомлений — можно работать дальше.

Если есть нарушения. Инспектор присылает налогоплательщику акт налоговой проверки и извещение о времени и месте рассмотрения результатов. Если бизнес не сможет объяснить правонарушение — инспектор вынесет решение о привлечении бизнеса к ответственности. После этого можно оспорить решение в вышестоящем налоговом органе или согласиться с ним, обычно это означает оплату штрафа.

Пример акта, который инспекторы могут выдать по окончании углубленной и обычной камеральной проверки
Пример решения о выявлении нарушений, которое инспекторы присылают после встречи с бизнесом

Если не пройти камеральную налоговую проверку, может начаться выездная, когда инспектор приедет в офис и начнет допрашивать сотрудников и проверять всю отчетность.

Как оспорить результаты проверки

Если бизнес не согласен с результатами камеральной налоговой проверки, он может подать возражение. Его нужно отправить в налоговую инспекцию, куда сдана отчетность. Срок подачи — в течение месяца с момента получения акта.

Инспекция передает жалобу в региональное управление ФНС, и там рассматривают материалы по проверке и возражение от бизнеса и выносят решение — привлекать налогоплательщика к ответственности или нет. Решение вступает в силу через месяц после того, как его получит бизнес.

Часто, чтобы правильно составить возражение, нужна помощь бухгалтера. Рекомендуем обращаться к проверенным специалистам, которые грамотно подготовят документы. Это повысит вероятность, что налоговая признает вашу правоту.

Апелляционная жалоба

Если возражение не помогло — в течение месяца можно подать апелляционную жалобу. Апелляционная жалоба — это возражение на вступившее в законную силу решение налоговой инспекции о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение. Чтобы правильно составить жалобу, советуем обратиться за помощью к юристу.

После подачи апелляционной жалобы, есть три возможных сценария развития событий:

  • инспекторы оставят решение налоговой в силе;
  • отменят решение полностью или частично;
  • примут новое решение.

При подаче апелляционной жалобы попросите прислать решение по электронной почте — в таком случае ответ придет через три дня. В ином случае ответ направят обычной почтой, но доставка займет больше времени.

Если ответ на апелляционную жалобу не устроит бизнес, он может обратиться в арбитражный суд в течение трех месяцев после его получения.

Бизнес с нуля

Найдите больше ответов на вопросы о бизнесе


Больше по теме