Представьте, компания ведет цветочный бизнес. Владельцы и флористы сами делают фото букетов и публикуют их в соцсетях магазина. И вдруг видят свои фото в аккаунте другого цветочного магазина.
Попытаться решить без суда
Первое, что нужно сделать, — написать письмо нарушителю. Есть шанс, что он опомнится и удалит пост.
Если не удалит, напишите в техподдержку соцсети. Обычно соцсети удаляют посты по жалобе. Если и так не получится — составьте досудебную претензию. Последний шаг — идти в суд.
Фото принадлежит только вам, и доказывать это не нужно
Любое ваше фото в социальных сетях — объект авторского права. Авторское право возникает в тот момент, когда вы нажимаете на кнопку фотоаппарата: щелк — и вы уже автор, а ваша фотография — произведение, ее и вас защищает закон.
Для возникновения авторских прав не нужно регистрировать произведения или приглашать юриста. Чтобы доказать в суде авторство, достаточно показать оригинал произведения, например исходный файл фотографии.
Регистрировать авторские права нужно, когда оригинал произведения не отличить от копий. Например, в случае с текстом или компьютерной программой. С фотографиями все проще: у нарушителя не будет оригинального файла в исходном качестве. А у вас он есть. Поэтому защитить права на свои фото можно и без дополнительных регистраций.
Вы автор фото, просто потому что об этом заявили. Это так по умолчанию, пока никто не доказал обратное в суде.
Этим часто манипулируют торренты и пиратские онлайн-кинотеатры. Пишут в форме обратной связи: «Если присылаете претензию о нарушении авторских прав, приложите документы, которые подтверждают авторство».
Никто не имеет права использовать ваши авторские фотографии без разрешения, копирование материала или статьи с вашего сайта или блога тоже запрещено. Даже если копирование было частичное. Не важно, стоит ли на них имя или копирайт, указан ли запрет копирования: нет разрешения — значит, нельзя. А если запрета нет, это не считается согласием.
Получается, цветочный магазин, который опубликовал ваше фото, нарушил ваши авторские права.
Дальше разберем каждый шаг подробно.
Чек-лист «Как защитить авторские права»
Собрали шаги из статьи в короткий чек-лист. Его можно скачать и распечатать, чтобы не забыть, как действовать, если у вас своровали фото или пост в соцсетях.
Шаг 1. Написать нарушителю
Потребуйте от нарушителя удалить пост. Это можно сделать в письме в свободной форме — даже не нужно звать юриста.
К требованию об удалении не нужно прикладывать ссылки на законодательство. Просто отправьте сообщение в директ магазина в соцсети: «Вы скопировали мое фото, удалите, иначе мне придется обратиться к юристам».
Шаг 2. Написать в техподдержку соцсети
Если нарушитель игнорирует письмо или вообще заблокирует ваш аккаунт, напишите в службу поддержки площадки, на которой произошло нарушение.
В большинстве случаев модераторы удаляют посты по жалобе, иногда просят ссылку на исходный пост. Если нарушитель вас заблокировал, можно просто прислать ссылку на аккаунт. Та же система — с видео на Ютубе или во Вконтакте.
Дождитесь ответа техподдержки. Если площадка не удалила фото после жалобы, переходите к досудебной претензии.
Шаг 3. Если не сработало, отправить досудебную претензию
Если мирные меры не помогли, придется писать досудебную претензию. Это подготовка к суду. На этом этапе обычно подключается юрист.
Задача юриста не только в том, чтобы подготовить претензию. Он должен изучить ситуацию, убедиться, что нарушение действительно есть, проконсультировать вас, рассказать о перспективах предстоящего суда и только потом переходить к подготовке самой претензии.
Стандартного шаблона претензии нет, но общая логика у всех одна:
- Кто нарушил и как. Приложите ссылку на скопированный пост в соцсети или на аккаунт нарушителя.
- Что нарушил. Тут нужны отсылки к законодательству об авторском праве и к судебной практике.
- Объяснение, почему вы автор. Приложите ссылки на посты или скриншоты, где видно дату.
- Какие требования к нарушителю. Например, поставить ссылку на оригинальный пост и выплатить компенсацию. Компенсацию можно просить от 10 тысяч до 5 млн рублей. Реально за фотографии имеет смысл просить 20—100 тысяч в зависимости от нарушения.
Претензию нужно распечатать, подписать и отправить на юридический адрес нарушителя. Срок на ответ у него — месяц.
Чем более обстоятельно и правильно составлена претензия, тем больше вероятности, что нарушитель не захочет доводить дело до суда. Нарушители бывают разные, поэтому дальше будет два варианта: нарушитель или выполняет ваши требования, или продолжает вас игнорировать. Если второй — тогда уже в суд.
Нарушитель — физлицо или юрлицо?
Есть две категории нарушителей авторского права: обычные люди и предприниматели с их компаниями.
Если обычный человек скопировал вашу фотографию и не использовал ее для бизнеса, большого смысла судиться с ним нет. Его сложно найти, и не факт, что у него есть деньги, чтобы выплатить вам компенсацию. Поэтому тут проще ограничиться просто удалением фотографии и не тратить время и деньги на суды.
Совсем другое дело, если нарушитель — компания или предприниматель. Их адреса можно найти в государственных реестрах, у них всегда есть счета в банке, а на этих счетах лежат деньги, которые вам переведут по решению суда. Компенсация в 100—200 тысяч рублей — не такие большие деньги, чтобы компания из-за них обанкротилась. Поэтому, если ваши права нарушает не обычный человек, а бизнес, тут уже имеет смысл судиться.
Шаг последний. В суд
Если нарушитель не ответил вам за месяц, придется идти в суд. Юрист, который помогал вам делать претензию, подготовит и подаст исковое заявление. А вы соберите все исходные данные для суда: оригинальные файлы скопированной фотографии, другие кадры с той же фотосессии, скриншоты публикаций и переписки с нарушителем.
Если ваш иск удовлетворят, с нарушителя взыщут компенсацию за нарушение авторских прав. Скорее всего, ее урежут и взыщут несколько меньше, чем вы просили, но в минусе не останетесь. Расходы на юристов, нотариуса и госпошлину тоже взыщут с нарушителя. Ну и фотографии, само собой, его заставят удалить.
Кейс 1: Максим Ильяхов против Даниила Галта
Даниил Галт продавал свою книгу у себя на сайте, а чтобы ее побольше покупали, давал «в подарок» книгу Максима «Пиши, сокращай» в виде электронной компиляции каких-то некачественных сканов.
Акт щедрости происходил без ведома и без разрешения самого Максима. Это нарушение авторского права, еще и в ходе ведения коммерческой деятельности. Дело закончилось тем, что нарушитель заплатил Максиму 300 000 ₽.
История о пиратстве «Пиши, сокращай» и Данииле Галте — в блоге Максима Ильяхова.
Кейс 2: Тракттория против нарушителя
Тракттория — сеть передвижных бургерных на базе автофургонов. Какие-то нарушители повадились копировать их дизайн: делали такие же фургоны и копировали фото в Инстаграме*. Нарушителей нашли, фотографии заблокировали. Нарушители заплатили по тысяче долларов за каждый фургон.
Юридический разбор: бизнес на фудтраках — в блоге Алексея Башука.
* Инстаграм — соцсеть компании Meta. Суд признал компанию Meta экстремистской организацией и запретил ее деятельность в России
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
А с вами случалась такая ситуация? Если да, как действовали?