Вопрос от читателя: «Захожу в Яндекс, ввожу название своей компании и вижу рекламу моего конкурента. Можно ли что-то с этим сделать?»
Рекламу по чужим названиям могут признать недобросовестной конкуренцией
Раньше рекламщики могли безнаказанно настраивать для своих клиентов контекстную рекламу по названиям конкурентов. Но после выхода постановления Пленума Верховного суда теперь за такую рекламу могут оштрафовать. Вот что написано в постановлении Пленума:
Формулировка сложная, давайте разбираться. «Средства индивидуализации» — названия компаний в ЕГРЮЛ или названия компаний и товаров, зарегистрированные в Роспатенте как товарные знаки. Закон предусматривает и другие средства индивидуализации, но эти — самые распространенные.
«Недобросовестная конкуренция» — нарушение законов, которые устанавливают правила конкурентной борьбы.
Простым языком: если компания запускает рекламу и использует в качестве ключевых слов названия брендов конкурента или слишком похожие на них слова, это могут признать нарушением.
Что бывает за рекламу по названиям конкурентов
За нарушениями в рекламе следит ФАС — Федеральная антимонопольная служба. Она следит, чтобы предприниматели не нарушали законодательство о рекламе и честно конкурировали между собой.
Когда компания использует в своей рекламе чужой товарный знак, она вредит и правообладателю, и его клиентам. Клиент покупает не тот товар, который планировал, а правообладатель продает меньше товаров, чем мог бы. Радуется только нарушитель.
Если ФАС решит, что реклама недобросовестная, нарушителя могут оштрафовать:
- малые предприятия — от 50 000 до 250 000 ₽;
- для средних и крупных предприятий — от 100 000 до 500 000 ₽.
Эти деньги получит государство.
Потом компания может подать в суд на нарушителя и получить компенсацию за нарушение товарного знака — от 10 тысяч до 5 млн рублей.
Если вы даете рекламу по названию конкурентов, вы рискуете получить такие же штрафы.
Порядок действий, если заметили такую рекламу у конкурентов
Рассчитывать на помощь ФАС можно только, если права компании на бренд зарегистрированы. Он должен быть зарегистрирован как товарный знак в Роспатенте или хотя бы в ЕГРЮЛ как название компании.
Незарегистрированные названия ФАС защищать не будет, даже если компания начала использовать название раньше конкурента.
Если ваше название зарегистрировано как товарный знак, убедитесь в том, что действие вашего товарного знака распространяется на товары конкурента. В свидетельстве на товарный знак посмотрите, что в перечне товаров и услуг есть нужный вид товаров. Если есть, можно действовать.
1. Связаться с нарушителем и попросить убрать рекламу. Скорее всего, конкурент не знает, что нарушает закон. Попробуйте связаться с ним и попросите убрать рекламу по-хорошему.
Лучше всего написать письмо на электронную почту: звонок нигде не сохранится, а вот копия письма пригодится для будущего заявления в ФАС. В письме можно отправить скриншоты рекламных объявлений и приложить ссылку на эту статью — вместо тысячи слов.
2. Попросить модераторов рекламной площадки заблокировать объявления. Если конкурент не отреагировал на письмо, можно написать претензию рекламной площадке, например Яндексу. Модератор изучит жалобу и, возможно, заблокирует рекламные кампании нарушителя.
Есть нюанс: в оферте на оказание услуг Яндекс.Директа указано, что рекламодатель настраивает объявления самостоятельно и берет всю ответственность за законность рекламы на себя.
Однако это не повод не писать претензии поисковикам. В моей практике часто бывало так: мы писали полномасштабные претензии, отправляли их не просто модераторам, а в юротдел поисковика, после чего получали все ту же отписку от юротдела, но — какое неожиданное совпадение! — рекламные объявления пропадали из выдачи.
Если нарушитель использует ваш товарный знак не только как ключевое слово, но и в заголовке или тексте рекламного объявления, вероятность того, что его заблокируют, сильно повышается.
3. Пожаловаться в антимонопольную службу, чтобы нарушителя оштрафовали. Подавать заявление в ФАС нужно в письменном виде и приложить документы, которые доказывают нарушение.
В заявлении должны быть:
- название и местонахождение заявителя;
- название нарушителя;
- описание фактов нарушения с указанием способа, места и времени размещения рекламы;
- требования к нарушителю.
По жалобе на конкурента ФАС проводит проверку. При проверке исследуют много факторов, например
- где использовался товарный знак — только в ключевых словах или еще в тексте объявления;
- какие товары и услуги предлагают компании: конкурируют ли они, одинаковые ли у них рынки сбыта;
- получает ли компания какие-то преимущества за счет использования чужого названия;
- наносит ли одна компания другой убытки или вред деловой репутации;
- возникает ли смешение между компаниями или их товарами и услугами;
- известность товарного знака и другие.
Многое зависит от обстоятельств конкретного дела и совокупности факторов, но чем серьезнее нарушение, тем строже наказание.
Если при проверке нарушения подтвердятся, конкурента заставят остановить рекламу, вынесут предупреждение или оштрафуют его на сумму от 100 до 500 тысяч рублей.
4. Подать иск в суд, чтобы взыскать компенсацию. Когда ФАС признала нарушение, можно обратиться в суд, чтобы взыскать компенсацию за нарушение права на товарный знак от 10 тысяч до 5 млн рублей. При этом в суде не придется ничего доказывать: ФАС уже доказали нарушение за вас. Вам останется только заявить сумму желаемой компенсации, а дальше суд уже сам решит, сколько будет справедливо взыскать.
Онлайн-сервис год использовал в рекламе чужое название и был оштрафован на миллион
Ситуация. Онлайн-сервис давал рекламу по названию аналогичного сервиса, зарегистрированному в качестве товарного знака.
Ошибка. Выяснилось, что нарушитель не только использовал чужое название как ключевое слово, но поставил его в заголовок объявления и крутил такую рекламу почти год.
Решение. Суд признал, что онлайн-сервис вводил в заблуждение людей, которые хотели найти сайт первичного сервиса, и взыскал с нарушителя компенсацию — 999 052 ₽.
Постановление Арбитражного суда города Москвы от 11.08.2020 № А40-147213/18-105-779
С компании взыскали 3 000 000 ₽ компенсации за незаконное использование товарного знака в рекламе
Ситуация. Индивидуальный предприниматель использовал товарный знак конкурента в контекстной рекламе.
Ошибка. Нарушитель сначала пытался отрицать, что вел рекламу, потом — что занимался бизнесом, а затем вообще принес в суд договор, по которому он якобы купил товарный знак у прежнего владельца, и предъявил истцу встречный иск за нарушение того же товарного знака.
Решение. Суд не оценил находчивость нарушителя и взыскал с него компенсацию и 98 270 ₽ судебных издержек. Дело дошло до Верховного суда, но тот оставил решение в силе.
Постановление Арбитражного суда Нижегородской области от 12.07.2019 № А43-32542/2017
Если вы не хотите, чтобы конкуренты могли использовать название вашей компании и ее товаров, зарегистрируйте свои названия как товарные знаки в Роспатенте. Тогда с нарушителями, которые настраивают рекламу по названию вашего бренда, можно будет бороться.
Сталкивались с нечестными конкурентами? Как решали вопрос?