Проверка контрагентов на благонадежность помогает бизнесу больше заработать: не потерять деньги при сотрудничестве с ненадежными партнерами и избежать доначисления налогов из-за сделок с мошенниками.
В статье рассказываем, как проверить своего контрагента, и на что обратить внимание, чтобы не заключить договор с недобросовестной компанией или предпринимателем.
Зачем проверять контрагентов
Проверка помогает:
- вычислить компании-однодневки;
- избежать сотрудничества с компанией или ИП, которые не выполняют свои обязательства;
- избежать договоров с мошенниками;
- избежать сделки с банкротом;
- обойтись без лишних проблем с налоговой.
Разберемся подробнее.
Вычислить компании-однодневки. Такие компании создают, чтобы обмануть возможных партнеров. Например, потенциальный поставщик специально зарегистрировался, чтобы собрать предоплату с покупателей и пропасть.
Не работать с теми, кто не выполняет свои обязательства. Чтобы не заключить договор с подрядчиком, на которого подали в суд уже несколько заказчиков, стоит его проверить. По результатам проверки вы сможете принять взвешенное решение — нужно ли сотрудничать с этой компанией.
Избежать сотрудничества с мошенниками. Если компания, с которой вы работаете, занимается обналом или хитрит с налогами, ваш бизнес тоже может попасть в поле зрения налоговой как партнер мошенника.
Избежать сделки с банкротом. Компания-банкрот не сможет выплатить обещанные деньги за поставку. А если вы что-то у нее покупаете и переводите деньги авансом, получить их обратно будет практически невозможно. Процедура возврата долгов компании-банкрота сложная: должники попадают в реестр кредиторов и ждут, когда закончится процедура банкротства. Долги отдают по приоритетности — ее определяет арбитражный суд. И даже если до вас дойдет очередь, не факт, что у компании хоть что-то останется, чтобы вернуть вам долг.
Не иметь проблем с налоговой. Налоговая считает так: если компания сотрудничает с сомнительными контрагентами, значит, стремится сэкономить на налогах, и назначает проверку. Налоговая проверяет сделки компании и, если находит подтверждение своим доводам, доначисляет налог. Доказать, что вы ничего не знали о мошенничестве своего партнера, очень трудно.
На языке закона проверка благонадежности контрагента называется должной осмотрительностью. Считается, что бизнес по умолчанию должен быть внимательным к своим партнерам.
Хотя в законе и нет обязанности проверять контрагента, налоговая может обязать бизнес оплатить налог за недобросовестного контрагента, если он не проявил должной осмотрительности перед тем, как начать сотрудничать.
Недобросовестные компании умеют производить хорошее впечатление, поэтому рекомендуем доверять только документам и проверять информацию о контрагентах в официальных источниках.
Как проверить контрагента самостоятельно
Способов проверить контрагента достаточно много. Мы предлагаем проверку из восьми шагов, этого будет достаточно, чтобы понять, надежный партнер или нет:
- Попросить у потенциального партнера пакет документов.
- Проверить статус партнера на сайте налоговой и скачать выписку из реестра юрлиц или ИП.
- Проверить коды ОКВЭД.
- Проверить адрес компании.
- Проверить директора компании.
- Проверить, не банкрот ли ваш партнер.
- Проверить судебные дела с участием партнера.
- Проверить партнера в базе судебных приставов.
Рассмотрим, что нужно делать на каждом этапе проверки.
Этап 1. Попросить пакет документов
Пакет документов для компании или ИП — это словно паспорт для человека. Перед тем как начать работу, запросите копии документов. Бизнес, которому нечего скрывать, предоставит их вам.
Этап 2. Проверить статус партнера на сайте налоговой и скачать выписку из реестра юрлиц или ИП
На сайте налоговой службы можно узнать, действующий бизнес у потенциального партнера или нет: там отражены актуальные статусы ИП и компаний. Если ваш потенциальный партнер на стадии ликвидации или вообще закрыл компанию, вы об этом узнаете.
В выписке можно узнать подробности о компании или ИП, адрес регистрации, имя директора и другие важные сведения.
Как проверить статус контрагента и скачать выписку:
1. Зайдите на сайт налоговой службы в раздел «Сервисы и госуслуги».
2. В блоке «Сведения из реестров» нажмите на ссылку «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде».
3. В окне сервиса введите в поле поиска название компании, ФИО предпринимателя, ИНН, ОГРН или ОГРНИП. Рекомендуем искать по ИНН, потому что есть много предпринимателей с одинаковыми ФИО и множество компаний с одинаковыми названиями.
4. В списке найдите нужного контрагента, проверьте ИНН, чтобы не ошибиться. Если бизнес перестал действовать, будет указана дата прекращения деятельности. Если такой отметки нет, статус компании или ИП в порядке — работают.
5. Чтобы получить подробную выписку, нажмите на кнопку рядом с названием контрагента.
Этап 3. Проверить коды ОКВЭД
В выписке посмотрите коды ОКВЭД, которые партнер выбрал для своей работы: вы можете проверить, соответствуют ли коды тому, чем фактически занимается компания.
По закону не запрещено заниматься деятельностью, которая не указана в кодах ОКВЭД. Но обычно бизнес указывает правильные коды, чтобы не вызывать вопросов у налоговой.
Например, если вы хотите купить партию кирпичей, а по кодам ОКВЭД поставщик занимается консультационными услугами и рекламой — это повод насторожиться. Рекомендуем задать вопрос потенциальному партнеру, почему он предлагает эти услуги, и удостовериться, что он может сделать поставку, например съездить на склад и убедиться, что кирпичи там есть и с документами все в порядке.
Этап 4. Проверить адрес компании
Рекомендуем проверить адрес по трем критериям:
- Достоверность юридического адреса компании.
- Наличие рабочих и торговых помещений, если они нужны для той деятельности, которой занимается потенциальный партнер.
- Массовость юридического адреса.
Достоверность адреса. Для регистрации компании нужен юридический адрес, мошенники часто указывают неправильные данные, чтобы их не могли найти.
Достоверность адреса проверяют в выписке из ЕГРЮЛ. Если есть пометка, что сведения об адресе недостоверны, это значит, что компании нет по тому адресу, который она указывает. Чаще всего это выясняет налоговая при проверке, но бывает, что собственник помещения пишет письмо в налоговую, что по его адресу нет никаких компаний.
Наличие помещений. Если компания нигде не указывает адрес своего офиса или шоурума, скрывает адреса складов и торговых площадок, а на просьбу встретиться на их территории отвечает отказом, это тревожно. Возможно, компания существует только на бумаге.
Массовый адрес. Бывает, что компания при регистрации указывает не свой фактический адрес, а покупает в интернете адрес для регистрации. Как правило, по таким адресам зарегистрировано много компаний, но никто там по факту не находится. Такой адрес называют массовым.
Критерии такие:
- если компания зарегистрирована до 01.08.2016, адрес считают массовым, когда его используют более 50 компаний;
- если компания зарегистрирована после 01.08.2016 — более 10 компаний.
Если вы проверяете офис компании, а там зарегистрировано 50 компаний и все занимаются разным, в совокупности с другими признаками недобросовестности — это повод насторожиться.
Проверить, какие компании зарегистрированы по адресу, можно на сайте налоговой службы.
Советы для продавцов маркетплейсов перед Новым годом
Этап 5. Проверить директора компании
Часто компании-мошенники вписывают в учредительные документы ненастоящего директора, который не может подписывать документы.
Рекомендуем проверить три критерия:
- Достоверность сведений о директоре в выписке из ЕГРЮЛ.
- Не является ли директор номинальным.
- Не включен ли директор в реестр дисквалифицированных лиц.
Достоверность сведений о директоре. В выписке из ЕГРЮЛ может быть пометка, что сведения о директоре недостоверны. Это значит, что человек, которого компания указывает директором, уже не работает в компании. Возможно, он с самого начала был номинальным, а на самом деле компанией управляет другой человек. Если вы заключите сделку с такой компанией, впоследствии ее можно будет оспорить в суде и признать недействительной.
Номинальность директора. Иногда человек управляет несколькими компаниями, и это нормально, например когда компания — объединение юрлиц. Но если директор руководит несколькими не связанными компаниями, это может означать, что он номинальный. То есть по факту ничего не делает, только числится руководителем.
Проверка на дисквалификацию. Некоторым людям запрещено управлять компаниями и быть директорами по решению суда, их вносят в реестр дисквалифицированных лиц.
Такие люди иногда все равно работают директорами, хотя им это запрещено. Судебная практика в таких случаях противоречива: иногда сделки, подписанные дисквалифицированным человеком, все же признаются действительными, а иногда нет. Рекомендуем не рисковать и отказаться от сотрудничества.
Этап 6. Проверить возможное банкротство партнера
Список компаний и ИП, которые проходят процедуру банкротства, есть в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве. Потенциальный партнер может быть на стадии конкурсного производства или только собирается банкротиться.
Если он сам подал заявление о банкротстве, лучше с ним не сотрудничать: бизнес пытается избежать обязательств перед своими текущими партнерами, а значит, и вас тоже может обмануть.
Если ведется конкурсное производство, значит, контрагент уже не может заключать сделки и работать с ним нельзя по закону.
Этап 7. Проверить судебные дела с участием партнера
Можно искать информацию о судебных делах с участием контрагента в общей базе судебных и нормативных актов, но мы рекомендуем остановиться на картотеке арбитражных дел: экономические споры слушаются в арбитраже.
В картотеке арбитражных дел легко проверить контрагента: искать можно по ИНН, названию юрлица или ФИО ИП. Еще можно выбрать, кем выступал контрагент в судебных делах — ответчиком, истцом или третьим лицом.
Обратите внимание не только на количество судебных дел с участием потенциального партнера, но и на его роль — истец или ответчик.
Если компания или ИП — ответчик по судебным делам, это может быть тревожным сигналом: возможно, это стандартная практика вашего потенциального партнера — судиться, вместо того чтобы платить по договорам.
Этап 8. Проверить партнера в базе судебных приставов
Если ваш потенциальный партнер проиграл дело в суде и все равно не платит долг, информация об этом попадает к приставам. Они начинают исполнительное производство по взысканию долгов.
Все дела, которые ведут приставы, можно посмотреть на сайте Федеральной службы судебных приставов.
Как проверить контрагента с помощью сервисов
Можно воспользоваться специальными ресурсами, которые собирают данные из разных источников и показывают подробную информацию о партнере в общей справке. Обычно для проверки достаточно знать только ИНН потенциального партнера, название компании или ФИО предпринимателя.
Например, в сервисе проверки контрагентов Т-Банка можно бесплатно проверить бизнес, с которым собираетесь сотрудничать.
Краткую справку о компании или ИП можно получить без расчетного счета в Т-Банке и регистрации в системе, а тем, у кого расчетный счет есть, доступна более подробная информация о контрагентах. Проверить партнера можно в разделе «Контрагенты» личного кабинета Т-Бизнеса или мобильном приложении → Сервисы → Контрагенты → Проверка.
Попадались ли вам нечестные контрагенты? Поделитесь, как вы их разоблачили.