Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Как составить досудебную претензию


Когда у предпринимателя возникают разногласия с поставщиками, заказчиками или арендаторами, нельзя сразу обратиться в суд. Нужно сначала попытаться урегулировать спор в досудебном порядке — то есть направить контрагенту досудебную претензию. Если этого не сделать, суд откажется рассматривать иск.

В статье разбираемся, что такое досудебная претензия, как ее составить и как правильно направить контрагенту.

В чем суть досудебной претензии

Досудебная претензия — это документ, который направляют контрагенту перед тем, как подавать на него в суд. В нем пострадавшая сторона перечисляет свои требования и сообщает, что намерена судиться, если эти требования не выполнят.

Обычно перед тем, как направить досудебную претензию контрагенту, с ним пытаются договориться. После досудебки переговоры прекращаются — либо контрагент выполнит требования пострадавшей стороны, либо будет суд. Давайте на примере.

Василиса — ИП, занимается обжаркой кофе. Кофейня заключила с ней договор на поставку кофе, Василиса подготовила партию и доставила ее в кофейню. Но денег не получила: менеджер кофейни считает, что кофе некачественный и платить тут не за что. Возвращать товар тоже не хотят — говорят, уже выкинули.

Василиса сначала пытается договориться устно. Потом пишет письмо менеджеру, где объясняет свою позицию, ссылается на договор и предлагает оплатить товар. Менеджер отвечает, что платить за некачественный товар кофейня не будет.

Только когда становится понятно, что мирно решить конфликт не получится, Василиса направляет кофейне досудебную претензию: перечисляет свои требования и сообщает, что собирается идти в суд. На этом переговоры заканчиваются: либо кофейня заплатит по договору, либо стороны встретятся в суде.

В большинстве споров, где задействованы ИП и компании, суды откажутся рассматривать иск, если пострадавшая сторона не пыталась решить спор в досудебном порядке — то есть не направила будущему ответчику досудебную претензию. Подробно расскажем дальше.

Когда нужна досудебная претензия, а когда можно обойтись без нее

Досудебная претензия нужна в двух случаях:

  1. Досудебный порядок урегулирования споров прописан в законодательстве.
  2. Стороны включили пункт о досудебной претензии в договор.

Досудебная претензия — требование законодательства. В большинстве споров, где участвуют предприниматели или компании, соблюдать досудебный порядок обязательно. Например, он требуется, когда разногласия сторон связаны с договорными отношениями: поставки, аренда, грузоперевозки, договоры подряда. Порядок действий такой: направить контрагенту досудебную претензию, подождать определенное время, чтобы он мог ответить, и только потом обращаться в суд.

Досудебный порядок урегулирования споров
Досудебный порядок урегулирования споров

Досудебный порядок обязателен в большинстве споров между компаниями и ИП. Если его не соблюсти, суд не будет рассматривать исковое заявление

Досудебный порядок урегулирования споров
Досудебный порядок урегулирования споров

Досудебный порядок обязателен в большинстве споров между компаниями и ИП. Если его не соблюсти, суд не будет рассматривать исковое заявление

Досудебный порядок обязателен в большинстве споров между компаниями и ИП. Если его не соблюсти, суд не будет рассматривать исковое заявление

Бывают случаи, когда досудебная претензия не нужна. Например, без нее можно обойтись в корпоративных спорах: если владельцы компании судятся за доли в уставном капитале или акционер оспаривает сделку, которую заключила компания.

В таблице собрали самые распространенные случаи, когда досудебная претензия нужна, а когда — нет.

Досудебная претензия нужнаДосудебная претензия не нужна
Возникли разногласия по договору — истец требует денежной компенсации. Стороны — компании или ИП.

Споры по госконтрактам.

Споры, связанные с грузоперевозками.

Споры, связанные с услугами связи, — например, если компания судится с сотовым оператором.

Споры о нарушении исключительных прав. Стороны — компании или ИП
Корпоративные споры.

Дела о банкротстве.

Дела о защите прав и интересов группы лиц — например, когда несколько небольших компаний судятся с крупной организацией

Досудебная претензия требуется по договору. Можно взять на себя обязательство решать споры в досудебном порядке, даже если по закону этого не требуется. Стороны могут договориться, в какой форме писать претензию, по каким каналам ее направлять и сколько времени нужно ждать после отправки претензии, прежде чем обратиться в суд.

Как зафиксировать досудебный порядок урегулирования споров в договоре
Как зафиксировать досудебный порядок урегулирования споров в договоре

Так может выглядеть пункт о досудебном порядке решения споров в договоре. Тут же стороны указали, сколько времени будет у контрагента, чтобы отреагировать на досудебную претензию

Так может выглядеть пункт о досудебном порядке решения споров в договоре. Тут же стороны указали, сколько времени будет у контрагента, чтобы отреагировать на досудебную претензию

Если в договор добавили пункт о досудебной претензии, досудебный порядок становится обязательным: нужно направить досудебную претензию, подождать установленный срок и только потом подавать исковое заявление.

Как составить досудебную претензию

Досудебную претензию составляют в свободной форме. Вот что туда может входить:

  1. Шапка документа.
  2. Описание претензии.
  3. Требование.
  4. Намерение идти в суд.
  5. Подпись.

Шапка документа. Досудебную претензию пишет будущий истец будущему ответчику. Поэтому, если стороны договора — это компания и ИП, пишите от лица компании и адресуйте претензию ИП. Досудебную претензию, которую один менеджер направил другому, в суде не примут.

Вот какие реквизиты нужно указать в шапке документа:

  • наименование контрагента: организационно-правовая форма и название компании или ИНН и Ф. И. О. индивидуального предпринимателя;
  • ОГРН или ОГРНИП;
  • адрес, контактный телефон, электронная почта контрагента;
  • от кого направлена претензия.
Образец шапки досудебной претензии
Образец шапки досудебной претензии

Так может выглядеть шапка досудебной претензии: контрагент — ИП, пострадавшая сторона — ООО

Так может выглядеть шапка досудебной претензии: контрагент — ИП, пострадавшая сторона — ООО

Описание претензии. Здесь нужно описать, как именно контрагент нарушил договор. Пишите коротко и без лишних подробностей: адресат в курсе ситуации, достаточно напомнить, о чем идет речь.

Вот примерный план раздела:

  1. Какой договор заключен: реквизиты, стороны, предмет договора.
  2. Хронология: что сделали вы, что сделал контрагент, в чем вы видите нарушение договора.

Удобно организовать этот раздел по датам. Например: 1 августа мы заключили договор о том-то и том-то → 2 августа мы перечислили аванс туда-то → к 5 сентября вы должны были выполнить такие-то работы → сегодня 5 ноября, но по договору до сих пор ничего не сделано.

Образец описания из досудебной претензии
Образец описания из досудебной претензии

Фрагмент описания из досудебной претензии. Хронология конфликта расписана коротко, по фактам и со ссылками на договор

Фрагмент описания из досудебной претензии. Хронология конфликта расписана коротко, по фактам и со ссылками на договор

Если у вас есть договор, указывайте все сроки в соответствии с ним. Если договора нет, это повод сходить к юристу. Нужно восстановить хронологию событий, посчитать сроки оплаты — неопытному человеку может быть сложно с этим разобраться.

Если у вас нет договора, а к юристу решили не обращаться, найдите все переписки с контрагентом, счета, другие документы, которыми вы обменивались. Опишите ситуацию, опираясь на эти источники.

Если суть претензии в том, что вам не перечислили оплату, нужно указать срок, когда контрагент это должен был сделать. Без договора можно ориентироваться на разумные сроки оплаты, которые устанавливает ГК РФ, — обычно это 7 дней.

Требование. Здесь нужно написать, чего вы хотите от контрагента. Как правило, требуют погасить долг, перечислить пени и штрафы. Но можно включать и другие пункты: к примеру, потребовать от исполнителя закончить работу или от поставщика — доставить товар.

В претензии может быть одно требование или несколько: например, закончить ремонт в офисе и заплатить штраф за нарушение сроков.

Если требуете деньги, обязательно укажите сумму и покажите расчеты: размер долга такой-то, размер неустойки такой-то.

«Хороший тон — вписать в претензию банковские реквизиты. Не надо рассчитывать, что контрагент посмотрит в договоре. От нас не убудет скопировать реквизиты — а людям будет проще выполнить наши требования».

Алена Ива

Алена Ива

Юрист, автор телеграм-канала «Для юриста время есть»

Еще нужно указать сроки, в которые контрагент должен исполнить ваше требование: конкретную дату или период.

Образец требования в досудебной претензии
Образец требования в досудебной претензии

Требование в досудебной претензии. Указана сумма, которую должен оплатить заказчик, и срок, до которого он должен это сделать

Требование в досудебной претензии. Указана сумма, которую должен оплатить заказчик, и срок, до которого он должен это сделать

Намерение идти в суд. Здесь достаточно короткой фразы, чтобы обозначить намерение, например: «Если требования не будут выполнены, мы будем вынуждены обратиться в суд».

Образец намерения идти в суд в досудебной претензии
Образец намерения идти в суд в досудебной претензии

Финальный блок досудебной претензии — поставщик обозначает намерение идти в суд. Здесь же можно объяснить контрагенту, почему ему лучше заплатить сейчас, а не дожидаться суда

Финальный блок досудебной претензии — поставщик обозначает намерение идти в суд. Здесь же можно объяснить контрагенту, почему ему лучше заплатить сейчас, а не дожидаться суда

Подпись. Претензию от организации подписывает руководитель либо лицо, у которого есть доверенность.

Как направить претензию контрагенту

Мало написать претензию — важно отправить ее по правилам. Истец должен сделать это вовремя и потом доказать в суде, что досудебный порядок соблюден.

Как отправить претензию вовремя. По общему правилу срок исковой давности — 3 года. Он действует для большинства арбитражных споров, например для споров по договорам аренды и поставки.

В некоторых случаях срок исковой давности короче: например, претензии к железнодорожным перевозчикам можно направлять только в течение шести месяцев.

Досудебную претензию нужно прислать контрагенту чуть раньше, чем истечет срок исковой давности: до его окончания пострадавшая сторона должна и соблюсти досудебный порядок, и подать исковое заявление. Например, если срок исковой давности 3 года, допустимо отправить досудебку контрагенту через 2 года и 10 месяцев.

По каким каналам направить претензию. По общему правилу — почтой на юридический адрес контрагента с уведомлением о вручении. В этом случае письмо считается доставленным, даже если контрагент его не получил.

Если есть договор, там может быть указано, как стороны ведут официальную переписку. Например, стороны договорились, что официальный канал связи — электронная почта или чат между определенными менеджерами. Тогда досудебную претензию можно направить по этим каналам.

Образец пункта о переписке в досудебной претензии
Образец пункта о переписке в досудебной претензии

Пункт в договоре, который определяет, как стороны ведут официальную переписку. Если в вашем договоре есть такой пункт, досудебную претензию можно направлять по электронной почте — суд согласится с тем, что досудебный порядок соблюден

Пункт в договоре, который определяет, как стороны ведут официальную переписку. Если в вашем договоре есть такой пункт, досудебную претензию можно направлять по электронной почте — суд согласится с тем, что досудебный порядок соблюден

«Обычно я отправляю претензию на юридический адрес контрагента и дублирую по электронной почте. Это удобно, быстро, и контрагент точно получит документ. Но если заявлены серьезные финансовые требования, могу поискать другие адреса контрагента, не только тот, что указан в договоре. Тогда отправляю претензию по всем возможным каналам: на все физические адреса, на e-mail, в мессенджеры — чтобы сообщение точно дошло до адресата».

Алена Ива

Алена Ива

Юрист, автор телеграм-канала «Для юриста время есть»

Нужно сохранить документы, которые подтверждают, что претензию отправили: почтовую квитанцию, уведомление о вручении, уведомление о доставке электронного письма. Все это понадобится, чтобы доказать в суде, что вы пытались разрешить спор в досудебном порядке.

Нужно ли прикладывать к претензии другие документы. Обычно этого не требуется: у контрагента есть свой экземпляр договора, копии счетов и актов. Достаточно указать реквизиты договора, чтобы суду потом было понятно, с чем связаны претензии истца.

«Я обычно ничего не прикладываю к досудебной претензии. Контрагент и так знает, что произошло, все документы у него есть. Если речь идет о больших суммах, могу приложить к претензии акт сверки взаиморасчетов — чтобы контрагент понимал, почему мы выдвигаем именно такое требование».

Алена Ива

Алена Ива

Юрист, автор телеграм-канала «Для юриста время есть»

Акт сверки взаиморасчетов составляют бухгалтеры. Там показаны все действия по договору и есть вывод: кто кому должен и сколько. Как его делать, рассказали в отдельной статье.

Что делать после того, как направили претензию

В спорах между компаниями и ИП у контрагента есть 30 дней, чтобы ответить на досудебную претензию. Этот срок можно сократить в договоре — например, указать, что сторона обязана ответить на досудебную претензию в течение 15 дней.

Пока срок ответа не истечет, в суд обращаться нельзя. Потом возможны три варианта:

  1. Контрагент соглашается выполнить требования — в идеале сразу переводит пострадавшей стороне требуемую сумму. Значит, досудебный порядок урегулирования споров сработал и в суд можно не ходить.
  2. Контрагент ничего не отвечает или отказывается выполнять требования. Тогда нужно выждать 30 дней или срок по договору — и можно идти в суд.
  3. Контрагент пытается договориться: например, просит о рассрочке или старается уменьшить сумму долга.

В третьем варианте вы сами решаете, вести переговоры с контрагентом или нет. Предполагается, что ваша позиция окончательная и разговаривать дальше можно только в суде. Но надо смотреть на ситуацию. Например, если контрагент просит о рассрочке и присылает график платежей, который вас устраивает, можно пойти ему навстречу и не подавать исковое заявление.

Главное в статье

  1. Досудебную претензию направляют контрагенту перед тем, как подать на него в суд. В ней описаны претензии будущего истца к будущему ответчику, сформулированы требования пострадавшей стороны и обозначено намерение судиться с контрагентом.
  2. Претензия нужна, если досудебный порядок урегулирования спора установлен законом или договором. Тогда нужно действовать так: направить контрагенту досудебную претензию, выждать определенный срок, чтобы дать ему время ответить, и только потом идти в суд.
  3. В большинстве споров между компаниями и ИП досудебный порядок обязателен. Например, он применяется во всех случаях, когда у сторон возникли разногласия по договору и пострадавшая сторона требует денежной компенсации.
  4. Досудебная претензия составляется в свободной форме. Нужно коротко описать суть конфликта, сформулировать требование к контрагенту и обозначить намерение обратиться в суд, если это требование не будет выполнено.
  5. Досудебная претензия должна соответствовать будущему исковому заявлению. Поэтому ее направляет одна сторона договора другой стороне договора. Если судятся компании, нельзя, чтобы претензия была перепиской между менеджерами: нужно писать от лица компании.
  6. Досудебную претензию направляют на адрес, который указан в договоре, и тем способом, о котором договорились. Как правило, это юридический адрес компании, но может быть и электронная почта, и ЭДО.
  7. После отправки досудебной претензии нужно дать контрагенту время на ответ. По закону срок ответа — 30 дней, но стороны могут договориться, что будут реагировать на претензию быстрее, — тогда нужно написать об этом в договоре. Если контрагент не ответит в установленный срок, пострадавшая сторона подает иск в суд.
  8. После получения досудебной претензии у контрагента два основных варианта: согласиться с требованиями или отстаивать свою позицию в суде. Он может еще попробовать возобновить переговоры, например попытаться уменьшить сумму долга. Тут пострадавшей стороне нужно смотреть по ситуации: если контрагент не требует больших уступок, ему можно пойти навстречу.
Бесплатная проверка контрагентов

Предложение от Т-Банка

Бесплатная проверка контрагентов

  • Оценка надежности бизнеса
  • Данные из официальных источников и отзывы партнеров
  • Результаты сразу, бесплатно
Перейти к проверке

АО «ТБанк», лицензия №2673

Наталья Гончарова
Наталья Гончарова

У вас был опыт, когда досудебная претензия помогала не доводить дело до суда? Расскажите об этом в комментариях.


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации