Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Что делать, если чужая компания использует мое название?


Представим, что вы зарегистрировали свой товарный знак в Роспатенте. У вас на руках свидетельство, что только вы вправе продавать в России товары и услуги под этим брендом. Но вдруг вы увидели в интернете компанию с таким же или слишком похожим названием. В статье разберемся, как защитить свои права на товарный знак и наказать нарушителя.

Статья подойдет только тем компаниям, которые зарегистрировали свое название как товарный знак.

Спланировать схему защиты своего товарного знака

Мы подготовили схему действий на случай, если кто-то пользуется вашим товарным знаком.

Схема защиты прав на товарный знак
Схема защиты прав на товарный знак

Если уже начали решать проблему самостоятельно, проверьте, все ли вы сделали правильно

Схема защиты прав на товарный знак
Схема защиты прав на товарный знак

Если уже начали решать проблему самостоятельно, проверьте, все ли вы сделали правильно

Если уже начали решать проблему самостоятельно, проверьте, все ли вы сделали правильно

Разберем подробно каждый шаг, который нужно предпринять.

Убедиться, что это нарушение

Для этого нужно:

  1. Проверить, используется ли название для коммерческих целей.
  2. Сопоставить вид деятельности нарушителя со своим.
  3. Разобраться, работает ли компания сейчас.

Выяснить, используется ли название в коммерции. Регистрация товарного знака не запрещает использовать слова в интернете как таковые. Что нельзя — так это использовать их в бизнесе: маркировать определенные товары и услуги, задействовать в рекламе. Поэтому для начала нужно убедиться в том, что потенциальный нарушитель в принципе ведет коммерческую деятельность.

Пока он не зарабатывает денег на вашем бренде, претензий к нему быть не может.

Определение нарушения прав на товарный знак
Определение нарушения прав на товарный знак

Если у конкурента бизнес, который пока не приносит дохода, он все равно нарушает ваши права

Определение нарушения прав на товарный знак
Определение нарушения прав на товарный знак

Если у конкурента бизнес, который пока не приносит дохода, он все равно нарушает ваши права

Если у конкурента бизнес, который пока не приносит дохода, он все равно нарушает ваши права

Сопоставить виды деятельности. Закон защищает товарный знак не сам по себе, а в отношении определенных товаров и услуг. Поэтому иногда идентичное название другой фирмы или продукта — не нарушение. Например, «Родными просторами» могут называться конфеты, турагентство и дизайн-студия. Они работают в разных сферах, поэтому одинаковые названия не вредят их бизнесу.

Товары и услуги, на которые будет распространяться товарный знак, выбирают при регистрации из списка МКТУ. Один класс стоит 3500 ₽, если их количество не превышает пяти штук. При этом важно помнить, что в будущем просто добавить классы нельзя: новые классы — это новая регистрация бренда. С другой стороны, регистрироваться сразу на все классы тоже нет большого смысла: если не использовать знак в отношении каких-то товаров и услуг больше трех лет, регистрацию могут аннулировать через суд.

Прежде чем подключать юристов и готовиться к серьезным разбирательствам, проверьте, совпадают ли у вас с конкурентом товары и услуги, однородны они или нет. Вполне возможно, вы работаете в разных сферах, поэтому одинаковые названия не вредят бизнесу.

Разобраться, работает ли компания сейчас. Может оказаться, что предприниматель или компания уже давно закрылись, и все, что от них осталось — пара страниц в интернете. Поэтому попробуйте выяснить, работает нарушитель или нет.

Если дело происходит в интернете, зайдите на сайт конкурента и поищите ОГРН — основной государственный регистрационный номер. Обычно его можно найти в разделах «О нас», «Реквизиты» или «Контакты». Если там нет — загляните в какие-нибудь документы, например, пользовательское соглашение, политику конфиденциальности. Если и там нет — посмотрите сканы отзывов о компании, сертификаты или лицензии. По этому номеру можно проверить на сайте налоговой, жива компания или уже нет.

Проверка компании по ОГРН
Проверка компании по ОГРН

У Виталия Алексеевича была сеть салонов по продаже межкомнатных дверей «Элеганте». Поскольку деятельность прекращена, права возможного обладателя товарного знака «Элеганте» не нарушаются

У Виталия Алексеевича была сеть салонов по продаже межкомнатных дверей «Элеганте». Поскольку деятельность прекращена, права возможного обладателя товарного знака «Элеганте» не нарушаются

Помимо сайта у многих современных компаний есть страницы в соцсетях. Если в группах давно не было новых постов, это один из косвенных признаков прекращения деятельности. Однако если компания крутит рекламу в интернете и платит за нее деньги, она наверняка ведет деятельность.

Итак, вы убедились, что ваш конкурент продает товары, однородные вашим, нашли его свежую рекламу в соцсетях и проверили, что фирма действующая. Значит, ваши права нарушают и аргументов достаточно, чтобы перейти к следующему шагу — попробовать урегулировать дело мирно и начать готовиться к суду.

Чтобы суд прошел успешно и быстро, вам нужно:

  1. Выбрать хорошего юриста — патентного поверенного.
  2. Направить конкуренту досудебную претензию и получить ответ.
  3. Собрать дополнительные аргументы.

Подробно разберем каждый из этих шагов.

Выбрать патентного поверенного

В ситуации, когда кто-то незаконно пользуется вашим товарным знаком, нужен юрист, который специализируется на защите интеллектуальной собственности. Обычно такие юристы имеют особый государственный статус — патентный поверенный. Чтобы получить такой статус, нужно подтвердить Роспатенту стаж работы не менее четырех лет в сфере интеллектуальной собственности и пройти специальную аттестацию. При этом Роспатент не просто смотрит в трудовую книжку, а проверяет дела, которые вел юрист. Сама аттестация нужна для того, чтобы кандидат в патентные поверенные подтвердил знание законодательства в этой области.

Роспатент ведет реестр патентных поверенных. Чтобы проверить, есть ли необходимый статус у вашего юриста, введите его фамилию и нажмите «Поиск». Система отберет подходящие варианты ФИО, по каждому из которых вы можете получить полную информацию: номер и дату регистрации, специализацию, контактные данные.

Проверка патентного поверенного для правовой защиты товарного знака
Проверка патентного поверенного для правовой защиты товарного знака

В реестре по одной фамилии можно найти всю важную информацию о патентном поверенном

В реестре по одной фамилии можно найти всю важную информацию о патентном поверенном

Часто патентные поверенные работают в связке с адвокатами: патентный поверенный разбирается в деле, оценивает перспективы и готовит документы, а адвокат ездит по судам.

Судебные разбирательства по защите товарных знаков можно вести дистанционно. Это значит, что если в вашем городе нет подходящего специалиста или его квалификация вас не устраивает, вы можете работать с патентным поверенным из любого другого города России. Главное, чтобы поверенный подтвердил опыт работы, предложил понятный договор и подходящие по деньгам и срокам условия.

Опыт работы — это проведенные судебные разбирательства. Если юрист уже выступил успешно в похожем деле, скорее всего, и вам сможет помочь.

В договоре обращайте внимание на предмет договора и ответственность сторон. Нормальная практика — когда патентный поверенный готовит досудебную претензию и проводит переговоры с конкурентом, а если они не дали результата, представляет ваши интересы в суде. Это все, как правило, проходит в рамках одного договора.

Предпочтительно также, чтобы гонорар специалиста был привязан к результату его работы. Из специалистов с релевантным опытом и понятными условиями работы уже можно выбирать тех, кто обещает сделать работу быстрее и дешевле.

Подготовить претензию и получить ответ нарушителя

Претензия — это письмо, в котором вы указываете конкуренту на нарушение, обосновываете свою позицию, то есть прикладываете копию свидетельства о регистрации товарного знака, требуете прекратить незаконную деятельность и заплатить компенсацию, если это вам нужно.

У претензии два назначения:

  1. Попробовать урегулировать вопрос без суда.
  2. Соблюсти досудебный порядок: если претензию конкуренту не направить, суд даже не примет дело к рассмотрению.

Подготовкой претензии занимается патентный поверенный:

  • изучает документы, консультирует о возможных перспективах и помогает разработать стратегию поведения и защиты прав;
  • составляет претензию и отправляет ее нарушителю;
  • после того как нарушитель получит претензию, берет на себя роль дипломата: общается с нарушителем и старается добиться исполнения требований без суда.

Претензию надо направить нарушителю заказным письмом с уведомлением о вручении. После того как отправили претензию, ответ нужно ждать в течение месяца.

Дальше могут быть такие варианты:

  1. Нарушитель не получил претензию, поэтому через месяц письмо вернулось к отправителю. Если вы отправляли претензию на юридический адрес нарушителя, а он ее не получил, то это его проблемы. Можно обратиться в суд.
  2. Нарушитель получил претензию, но не согласился с ней. В этом случае он направит ответ на претензию, в котором аргументирует неправомерность ваших требований. Тут тоже можно идти в суд.
  3. Нарушитель получил претензию, но проигнорировал ее — в течение месяца ответа нет. Тогда точно нужно идти в суд — других вариантов нет.
  4. Нарушитель получил претензию и хочет все уладить мирно. Тогда он выйдет с вами на связь и вместе вы решите, как именно компенсировать нарушение. Договоренность зафиксируйте в мировом соглашении. В суд идти не нужно.

В первых трех ситуациях можно идти в суд за защитой своих прав. Но не так много нарушителей доводят дело до судебного разбирательства. Если нарушитель согласен с вашей претензией, он постарается договориться мирно: прекратить незаконную деятельность и выплатить компенсацию. Торговаться, конечно, будет, но заплатит.

Вашу договоренность подтвердит соглашение. В нем прописывают, какие шаги и в какие сроки конкуренту следует предпринять, чтобы перестать нарушать ваше право на товарный знак. Здесь также указывают размер компенсации, срок и способ ее выплаты.

Иногда прекращение незаконной деятельности — это просто смена вывески и печать новых визиток. Бывают случаи и серьезнее, когда приходится переименовывать компанию. Но иногда стороны находят нестандартный вариант выхода из такой ситуации.

Вот пример из практики.

1 000 000 ₽ компенсации и остаться без названия →
40 000 ₽ в месяц и сохранить название

Ситуация. В одном городе несколько лет работала сеть кафе — три точки и доставка. Однажды владелец кафе получил досудебную претензию: оказалось, что название его кафе уже давно зарегистрировано как товарный знак, а он — нарушитель. Правообладатель требовал выплатить миллион рублей и перестать использовать название.

Проблема. Названия действительно практически одинаковые, а товарный знак был зарегистрирован задолго до открытия первой точки предпринимателя. Сумма компенсации была для него неподъемной, а название хотелось оставить: клиенты к нему привыкли. Возможно, суд решил бы уменьшить выплату вдвое, но даже в таком виде она грозила бизнесу большими потерями.

Решение. Предприниматель решил договориться с правообладателем мирно. Обсуждение было непростым, но в итоге стороны заключили договор: предприниматель будет выплачивать правообладателю по 10 000 ₽ в месяц с каждой точки за право использовать товарный знак. Для предпринимателя эта сумма была посильной, а договоренность позволила оставить название и фирменный стиль без изменений. Правообладатель же получал дополнительно почти полмиллиона в год, просто не сразу.

Главная задача хорошей претензионной работы — урегулировать спор до суда на условиях, которые будут выгодны правообладателю.

Но договориться получается не всегда: иногда приходится подойти к вопросу более жестко и не только составить и направить претензию, но и собрать дополнительную информацию, которая поможет наказать нарушителя.

Собрать дополнительные аргументы

Чтобы лучше обосновать свою позицию в суде, можно не только использовать обстоятельства нарушения вашего права на товарный знак, но и позвать на помощь госорганы.

Разбирательства с участием ФАС. Федеральная антимонопольная служба — ФАС — следит, чтобы конкуренция была честной. В том числе она борется с нарушителями, которые используют чужие товарные знаки без разрешения.

Когда от предпринимателя поступает жалоба, ФАС проводит расследование, устанавливает факт нарушения, а потом привлекает нарушителей к ответственности — сама или через суд. Все решения — в общей базе на сайте ФАС. Там можно поискать вашего нарушителя по названию ООО или имени ИП, возможно, вы не единственный, чьи права он нарушил.

Разбирательства с участием Роспотребнадзора. В Роспотребнадзор жалуются покупатели, когда обнаружили, что купили подделку. Если на вашего конкурента уже поступала такая жалоба, она есть в базе Роспотребнадзора.

Реестр судебных дел Роспотребнадзор ведет по регионам. Чтобы перейти к нужному региону, найдите его на карте России и выберите. Меню на каждом сайте региона устроено по-своему, но в нем обязательно есть пункт или подпункт «Административная и судебная практика». Информацию о конкуренте ищите там.

Если ФАС или Роспотребнадзор наказывали конкурента, это будет дополнительным доказательством в суде, что он ведет бизнес недобросовестно. Все судебные решения против недобросовестного конкурента добавьте как приложение к исковому заявлению, если дело дойдет до суда.

Можно сослаться на эти разбирательства и в досудебной претензии — пусть нарушитель знает, что вы провели большую работу и просто так сдаваться не собираетесь.

Защитить свои права в интернете

Пока конкурент не признал себя нарушителем в результате переговоров или решения суда, он продолжает использовать ваше название в интернете. Это можно прекратить: нужно написать жалобу в администрацию соцсетей и рекламных площадок. Для этого юрист составляет полноценное обращение и направляет его в юротдел соцсети или поисковика.

Можно сделать это одновременно с подготовкой претензии: чем раньше напишете в соцсети, тем быстрее конкурент перестанет зарабатывать на вашем бренде.

Закрыть группы нарушителя в соцсетях. Чтобы остановить деятельность недобросовестного конкурента в социальных сетях, часто бывает достаточно письма в техподдержку. Спокойно изложите свои аргументы — и вместо группы нарушителя появится заглушка «закрыто по требованию правообладателя».

Письмо о нарушении прав на товарный знак
Письмо о нарушении прав на товарный знак

Обычно жалобу в техподдержку пишут сами правообладатели. Но если такая жалоба не поможет, юрист может написать официальную претензию и направить ее в юротдел соцсети

Обычно жалобу в техподдержку пишут сами правообладатели. Но если такая жалоба не поможет, юрист может написать официальную претензию и направить ее в юротдел соцсети

Заблокировать рекламу нарушителя. Пока идут рекламные кампании, нарушитель продолжает продавать свою продукцию под вашим брендом. Чтобы это остановить, напишите в техподдержку. Вашу проблему решат быстрее, если написать аргументированное письмо, приложить скриншоты нарушения и копию свидетельства на товарный знак.

Но не все рекламные площадки мгновенно снимут с публикации объявления конкурента — некоторые попросят у вас решение суда.

Пойти в суд

Когда с момента отправки нарушителю претензии прошел месяц, а ответа нет — юрист подает исковое заявление в суд. В исковом заявлении нужно подробно раскрыть все обстоятельства, на которые ссылались в претензии, привести доказательства и обосновать расчет компенсации с позиции закона и с учетом актуальной судебной практики.

Заявление перечисляет те же требования, что и претензия: прекратить использовать товарный знак, уничтожить продукцию, прекратить использовать доменное имя и выплатить компенсацию. Принципиальное отличие — в адресате: в претензии вы обращаетесь к ответчику, в исковом заявлении — к судье.

Споры о товарных знаках рассматривают арбитражные суды. Как правило, решение по делу принимается на основании документов: иска, определений других судов, доказательной базы. Главное в деле — правильно подготовленные документы. Иногда суд рассматривает дело вообще без участия сторон, только по документам.

Если ответчика признают нарушителем, он обязан выплатить правообладателю компенсацию. Чтобы ее получить, судебные приставы или сам истец отправляют исполнительный лист в банк нарушителя, и деньги с его счета отправляются истцу.

«Брадобрей» vs «Брадо_брей54»

Ситуация. К владелице барбершопа «Брадо_брей54» в Новосибирске обратилась с претензией компания «Брадобрей» из Иркутска. Компания зарегистрировала название как товарный знак и усмотрела в названии барбершопа нарушение: использование обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком, без согласия правообладателя.

Требования: прекратить использовать товарный знак и заплатить компенсацию 1 000 000 ₽.

Решение. Несмотря на то что на момент суда барбершоп прекратил использовать товарный знак, суд принял позицию компании и обязал нарушителя заплатить компенсацию — 300 000 ₽.

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26.02.2018 № А45-147/2018

Если у вас есть зарегистрированный товарный знак, его защита — уже дело техники. В случае нарушения на вашу сторону встанет администрация поисковых сервисов и соцсетей, а также государственные структуры. Сам нарушитель, увидев претензию и свидетельство на товарный знак, может прекратить неправомерную деятельность и выплатить компенсацию. Ну а если нет, то ваши права защитит суд.

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 60 406 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673

Ирина Осипова
Ирина Осипова

Вам приходилось отстаивать права на название бренда? Расскажите о своем опыте.

Егор

А что является нарушением в итоге так и не понятно из текста статьи.
Если я решил изучить спрос и стал крутить рекламу без цен, но с названием бренда и типа товара (у меня на складе его нет, я его еще не покупал, и в рекламе нигде не гарантирую что я продам этот товар и тем более я не говорю, что являюсь представителем бренда), то я нарушаю закон или нет? Везде написано про использование ТЗ, но не написано про то, что я не продал товар. Например я рекламирую аналоги. Типа «продаем бургеры, аналог макдоналдс». Но на самом товаре, который я продаю нет чужого названия, я так просто пытаюсь привлечь аудиторию, которая не может найти товар.
Или я даже статью с обзором на макдоналдс не могу разместить на своем сайте, если я не являюсь представителем бренда и нет прав на ТЗ?

Эксперт Бизнес-секретов
Эксперт Бизнес-секретов

Здравствуйте.
Мы уточним этот момент, позже вернемся к вам с комментариями.

Эксперт Бизнес-секретов
Эксперт Бизнес-секретов

Здравствуйте.
Использование товарного знака для предложения товара к продаже, даже если самого товара нет, это тоже нарушение.
Подробнее по ссылке
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/7d076153e9adb1b3534c04eb371e2f7c6df713f8/

user31338

Здравствуйте!
Две компании используют наше название ,вид деятельности абсолютно одинаковый .
В суде мы проиграли …


Больше по теме

Не «аналог», а контрафакт: чем грозит продавцу торговля репликами на маркетплейсах

Какой товар считается контрафактом в российском законодательстве, что важно знать при размещении товара на маркетплейсе и кто несет ответственность в случае претензий со стороны правообладателя

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации