Читательница Серафима спрашивает: «У меня небольшая кофейня, куда часто приходят поработать фрилансеры с ноутбуками. Они всегда что-то заказывают: кофе, десерт, что-нибудь перекусить. Но занимают столик слишком надолго. Это критично в обеденное время, когда другие гости заходят к нам на бизнес-ланч и им негде сесть. Можно ли запретить гостям работать в заведении?»
Да, можно. Зафиксируйте запрет в отдельном документе
В законах нет правил, сколько часов можно провести в кафе и что там можно делать. Посетители могут делать все, что не запрещено законом — работать, играть в настольные игры, рисовать. Формально гость вправе взять чашку кофе и просидеть за ноутбуком полдня.
При этом владелец кафе может установить свои правила посещения. Главное — они не должны противоречить законам. Например, можно запретить работать из кафе с ноутбуками или разрешить, но в специальной зоне. А вот разрешить посещать заведение только женщинам — нельзя: это дискриминация.
Чтобы правила начали действовать, их надо закрепить в отдельном документе. В законах нет требований к такому документу, поэтому составляйте его в свободной форме.
У посетителей должна быть возможность ознакомиться с правилами. Если их повесить в кабинете директора, гости не смогут узнать о запрете. Вот несколько подходящих идей:
- повесить правила в уголке потребителя;
- положить около барной стойки;
- поставить на столах таблички с QR-кодом, который ведет на онлайн-документ.
Если человек с ноутбуком сидит за столиком слишком долго, официант может вежливо сказать, что время нахождения в кафе скоро выйдет, и сослаться на правила. Стоит предупредить заранее, чтобы у гостя было время закончить свои дела и спокойно собраться. Скорее всего, он спокойно уйдет. Если клиент отреагирует агрессивно, можно вызвать охрану или полицию.
Следите за поведением клиента: есть те, кто заходит за одной чашкой кофе и удобным диваном, а есть лояльные посетители, которые работают у вас целый день и периодически что-то заказывают, — не стоит их выгонять. Вот что рассказывают участники сообщества кофейных предпринимателей «SC: кофе и бизнес» о посетителях с ноутбуками.
За день и в перспективе месяца лояльный клиент может принести больше денег, чем несколько случайных посетителей.
Владельцу кафе стоит учитывать, что любые ограничения могут отпугнуть посетителей. Поэтому многие не выгоняют гостей с ноутбуками. Вместо этого для фрилансеров выделяют отдельную зону, где можно работать и не мешать другим гостям.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
Вопрос эксперту
Задайте любой вопрос про бизнес. Например, о налогах, найме работников, оформлении сертификатов на товары или работе на маркетплейсах. Ответ пришлем на вашу почту. Самыми частыми вопросами и ответами на них делимся в Бизнес-секретах в разделе «Вопросы-ответы».
Какая категория посетителей кафе кажется вам самой невыгодной с точки зрения бизнеса?