Читательница Раиса спрашивает: «Хочу снять маленькое помещение в торговом центре и оказывать там услуги по ремонту одежды. Слышала, что надо оформить какой-то уголок потребителя. Так ли это? Если да, то что там должно быть?»
Все, кто продает товары или оказывает бытовые услуги населению, должны оформить уголок потребителя
По закону продавцы товаров, исполнители услуг и изготовители обязаны в наглядной и доступной форме довести до потребителя определенный набор сведений о себе. Это касается и тех, кто торгует на ярмарках, с лотков, в других временных местах.
В законе нет конкретных требований, как оформлять уголок потребителя. Поэтому обычно продавцы и исполнители либо делают стенд, либо размещают на видном месте стойку или стол, где лежит папка с нужными документами в перекидных файлах.
Какая информация должна быть в уголке потребителя
В уголке размещают три типа информации:
- сведения о продавце или исполнителе услуг;
- нормативные акты: закон о защите прав потребителей и правила работы бизнеса;
- прочая информация, например список контролирующих органов, книга отзывов и предложений.
Вся информация должна быть на русском языке. По желанию ИП или компании сведения можно продублировать на государственном языке субъекта РФ.
Сведения о продавце или исполнителе. К ним относятся:
- название, адрес и режим работы;
- копия документа о госрегистрации ООО или ИП — это лист записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- выписка из электронного реестра лицензий или копия свидетельства о госаккредитации, если бизнесу они нужны.
Например, у магазина, который торгует спиртным, должна быть выписка с данными о лицензии на розничную продажу алкоголя.
Если же ИП или компания занимается ремонтом и изготовлением ювелирных изделий, в уголке нужно также разместить копию уведомления о постановке на специальный учет в Федеральной пробирной палате.
Нормативные правовые акты. Сюда относят закон о защите прав потребителей и правила, по которым работает продавец или исполнитель. Например, для розничного магазина это правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи, для кафе — правила оказания услуг общественного питания, а для ателье — правила бытового обслуживания населения.
Тексты нормативных правовых актов должны быть актуальными.
Прочая информация. В уголке потребителя размещают список контролирующих органов с адресами и телефонами.
Если занимаетесь общепитом или оказываете бытовые услуги населению — в уголке должна быть книга отзывов и предложений.
Также нужно разместить правила, на основе которых работает бизнес. Например, в сфере общепита это меню со способами приготовления блюд, ингредиентами и весом порций. А в сфере бытовых услуг — прейскурант и перечень людей, которые обслуживаются вне очереди.
Розничные магазины ставят рядом с уголком потребителя контрольные весы, чтобы покупатель мог убедиться, что его не обвесили.
Как навести порядок в деньгах бизнеса и личных сбережениях
- Как свести доходы с расходами: 4 совета из книги консультанта по финграмотности «Девушка с деньгами»
- Как инвестировать время и деньги, чтобы обрести финансовую свободу: 5 принципов из книги «Капитал»
- 9 способов получать пассивный доход
- 10 фильмов про деньги
- 3 проверенных десятилетиями совета по управлению финансами из книги «Самый богатый человек в Вавилоне»
Штрафы за отсутствие уголка потребителя
Если у продавца или исполнителя не будет размещена необходимая информация на видном месте, Роспотребнадзор может вынести предупреждение или оштрафовать.
Вопрос эксперту
Задайте любой вопрос про бизнес. Например, о налогах, найме работников, оформлении сертификатов на товары или работе на маркетплейсах. Ответ пришлем на вашу почту. Самыми частыми вопросами и ответами на них делимся в Бизнес-секретах в разделе «Вопросы-ответы».
Как часто ваши клиенты заглядывают в уголок потребителя?