Читатель Алексей спрашивает: «Я занимаюсь продажей кальянных смесей. Могу ли я как-то законно рекламировать свою продукцию?»
Нельзя рекламировать табачные изделия или курительные принадлежности
В России запрещено рекламировать табачные изделия и курительные принадлежности. Под запретом любое стимулирование продаж табака, например:
- спонсорство — когда бренд сигарет финансирует какое-либо мероприятие в обмен на упоминание продукта;
- бесплатная раздача, в том числе подарки покупателям;
- проведение лотерей и конкурсов, где надо покупать табачную продукцию;
- применение скидок и купонов при покупке.
Полный список запрещенных маркетинговых приемов для табачной продукции есть в законе «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма».
Запрет рекламы распространяется на все товары, которые связаны с курением. К ним относятся:
- табак;
- табачные изделия, в том числе курительные смеси для кальянов;
- никотинсодержащая продукция, например жидкости для электронных сигарет и вейпов;
- курительные принадлежности: трубки, сигаретная бумага, зажигалки;
- устройства для потребления никотинсодержащей продукции, например кальяны.
Законных способов стимулирования продаж таких товаров нет.
Можно повесить информационную вывеску на магазин
Чтобы покупатели узнали про табачный магазин, продавец может:
- повесить информационную вывеску, например «Табак». На ней лучше указать режим работы магазина, иначе вывеску могут признать рекламной;
- разместить информацию о бизнесе на интернет-картах, например в 2ГИС или на Яндекс Картах.
ФАС считает, что это не реклама, а способы информирования клиентов.
Важно случайно не разместить вместо информационной вывески рекламную. Тогда штрафа не избежать. Показали разницу типов вывесок в таблице. А в другой статье подробно рассказываем, в каких случаях вывеску нужно согласовывать с местной властью.
Штрафы за нарушение запрета
Если антимонопольная служба выявит нарушение, бизнесу грозит штраф. За разные виды нарушений он может отличаться. Например, за рекламу сигарет наказание будет таким:
- для руководителей компаний и ИП — от 10 000 до 25 000 ₽;
- для средних и крупных компаний — от 150 000 до 600 000 ₽;
- малые предприятия — от 75 000 до 300 000 ₽.
Посмотрим на примере, за что могут оштрафовать бизнес.
Пример штрафа за рекламную вывеску электронных сигарет
ИП разместил на витрине информацию «Скидка — 20% на каждую вторую одноразовую электронную сигарету любого бренда». Комиссия регионального управления ФАС признала это нарушением и назначила штраф 10 000 ₽.
Постановление Омского УФАС от 21.11.2023 № 055/04/14.3.1-1225/2023
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
Вопрос эксперту
Задайте любой вопрос про бизнес. Например, о налогах, найме работников, оформлении сертификатов на товары или работе на маркетплейсах. Ответ пришлем на вашу почту. Самыми частыми вопросами и ответами на них делимся в Бизнес-секретах в разделе «Вопросы-ответы».
С рекламой какой продукции у вас возникали проблемы?