Читатель Николай спрашивает: «Чем онлайн-касса отличается от интернет-эквайринга?»
Интернет-эквайринг нужен, чтобы клиенты могли платить онлайн. А онлайн-касса — чтобы бизнес принимал деньги по закону
Часто предприниматели не могут разобраться, что такое интернет-эквайринг и онлайн-касса, и путают одно с другим. У этих инструментов разные задачи, и большинству предпринимателей и компаний нужно подключить обе услуги.
Давайте разберемся, чем отличается онлайн-касса от интернет-эквайринга.
Интернет-эквайринг — это услуга банка или платежного агрегатора. С помощью интернет-эквайринга бизнес принимает деньги от клиентов онлайн. Клиент может расплатиться картой или альтернативными способами без ввода данных карты: через T-Pay, СБП, Yandex Pay. Раньше еще были Apple Pay и Google Pay, но сейчас сервисы недоступны в России.
В общем виде интернет-эквайринг со стороны клиента работает так: покупатель выбирает товар или услугу, оформляет заказ и нажимает «Перейти к оплате». Открыватся платежная форма — набор полей с информацией о платеже. Покупатель выбирает способ оплаты, заполняет данные, если это нужно, и нажимает кнопку «Оплатить».
Кроме платежной формы на сайте, в интернет-эквайринге доступны и другие сценарии: оплата по QR-кодам в мобильном приложении, платежные ссылки в мессенджерах, СМС или e-mail, оплата платежа частями или в рассрочку.
Поставщик услуги берет на себя процесс перечисления денег со счета покупателя на счет бизнеса и за это вычитает комиссию из суммы платежа.
Как работает интернет-эквайринг
Чтобы подключить интернет-эквайринг, бизнесу надо выбрать поставщика услуги и заключить с ним договор.
Интернет-эквайринг можно подключить напрямую в банке или через посредника — платежного агрегатора. Это сервис, который собирает в себе разные способы оплаты: через электронные кошельки, мобильного оператора или банковской картой. Популярные агрегаторы — CloudPayments, Robokassa и ЮKassa.
Для подключения интернет-эквайринга обычно нужно соблюдать некоторые условия. Например, чтобы принимать онлайн-платежи с помощью Т-Кассы, нужно иметь расчетный счет и зарегистрированный бизнес. У разных поставщиков условия могут различаться. К примеру, некоторые агрегаторы и банки сотрудничают и с самозанятыми без расчетного счета.
Онлайн-касса — это кассовый аппарат с фискальным накопителем. Она хранит все операции и передает их в налоговую по интернету.
Онлайн-касса формирует фискальный чек покупателям. Выдавать чеки при расчетах с физлицами без статуса ИП — обязанность практически любого продавца. Вместо чека на бумаге можно отправить его по электронной почте или в СМС, если покупатель согласен.
Для оплаты в интернете привычный кассовый аппарат не подойдет — нужна специальная онлайн-касса, ее называют облачной. Это небольшой блок, который стоит не у вас в торговой точке или офисе, а в дата-центре. Предприниматель или компания ее арендует. Такая касса точно так же хранит и передает информацию в налоговую и отправляет чеки по почте или СМС покупателям. Она работает 24/7.
Как работает облачная онлайн-касса при расчетах в интернете
Если у вас интернет-эквайринг от платежного агрегатора, уточните, нужна ли вам касса. Некоторые агрегаторы предлагают эквайринг вместе с онлайн-кассой, они сами отправляют фискальный чек покупателю.
Интернет-эквайринг и онлайн-касса — разные услуги. Но бизнес должен подключить и то, и другое для приема оплаты в онлайне.
Можно ли работать без интернет-эквайринга или онлайн-кассы
Интернет-эквайринг бизнесу не обязателен, но с ним клиентам удобнее расплачиваться в интернете. А вот онлайн-касса бизнесу необходима, но бывают исключения.
Когда можно работать без интернет-эквайринга. По сути, интернет-эквайринг не обязателен для ИП и компаний. Можно выставлять клиентам реквизиты расчетного счета для перевода. Но это может сказаться на доходах бизнеса. Например, клиенту оплата по реквизитам может показаться сложной, и он закажет товар у конкурента, где можно заплатить сразу на сайте.
Интернет-эквайринг могут подключить почти все ИП и компании, а иногда и самозанятые. Но большинство банков не подключат интернет-эквайринг самозанятым, так как для этого нужен расчетный счет, а его открывают только зарегистрированному бизнесу.
Когда можно работать без онлайн-кассы. В 2022 году почти всем ИП и компаниями, кто продает товары или услуги в интернете физлицам без статуса ИП, нужна касса. Без кассы можно работать в шести случаях:
- Самозанятые физлица со статусом ИП или без формируют чеки в приложении «Мой налог» вместо выдачи фискального чека.
- ИП на патенте, кроме видов деятельности, которые перечислены в
п. 2.1 ст. 2 закона № 54-ФЗ. Вместо фискального чека надо выдать любой другой платежный документ с обязательными реквизитами из абзацев4—12 п. 1 ст. 4.7 закона № 54-ФЗ. - Если бизнес работает с платежным агрегатором, который берет выдачу фискальных чеков на себя.
- Если бизнес работает с курьерской службой и она сама принимает платежи от покупателей при передаче товара. Чтобы не нарушить закон, нужно заключить с курьерской службой агентский договор или договор комиссии. Тогда подключение к интернет-эквайрингу и онлайн-кассе будет на ней.
- Если бизнес продает на маркетплейсе по агентскому договору. Прием платежей и оформление чеков для покупателей берет на себя площадка.
- Если клиенты бизнеса — только предприниматели и компании, которые платят переводами на расчетный счет бизнеса.
В остальных случаях для интернет-торговли онлайн-касса необходима.
За работу без онлайн-кассы можно получить штраф:
- для ИП или руководителя — от 25 до 50% от суммы каждого расчета, но не меньше 10 000 ₽;
- для средних и крупных компаний — от 75 до 100%, но не меньше 30 000 ₽;
- для малых предприятий — от 37,5 до 50% суммы расчета, но не меньше
15 000 ₽.
Штрафуют за отсутствие как стационарной, так и облачной онлайн-кассы.
Есть ли интернет-эквайринг и облачная онлайн-касса в одном сервисе
Банки часто сотрудничают с облачными кассами и предлагают подключить два сервиса сразу. Благодаря готовым решениям получается сделать быструю интеграцию облачной кассы с интернет-эквайрингом. Например, как у Т-Банка с CloudKassir.
Еще у некоторых банков есть сервисы, которые могут принимать онлайн-оплату и сразу формировать электронные чеки без аренды онлайн-кассы.
Например, в Т-Банке клиенты интернет-эквайринга могут подключить сервис «Чеки от Т-Кассы» вместо облачной онлайн-кассы. Так не придется заключать договор с оператором фискальных данных (ОФД), регистрировать и обновлять фискальный накопитель. Сервис не смогут подключить только продавцы подакцизных и обязательных к маркировке товаров.
Вопрос эксперту
Задайте любой вопрос про бизнес. Например, о налогах, найме работников, оформлении сертификатов на товары или работе на маркетплейсах. Ответ пришлем на вашу почту. Самыми частыми вопросами и ответами на них делимся в Бизнес-секретах в разделе «Вопросы-ответы».
Здравствуйте.
Ответить на ваш вопрос не сможем. Рекомендуем обратиться в налоговую или к тому, кто уже ставил кассу.
Добрый день) скажите, пожалуйста ип на нпд можно ли поставить на механическую машинку качалку только терминал (допустим vendista) без кассы и настроить его так чтобы перед оплатой у покупателя спрашивался номер или емейл для того чтобы ему потом туда через приложение мой налог я смогла отправить чек
Здравствуйте.
Рекомендуем уточнить детали в поддержке компании, в которой планируете покупку терминала.
Добрый день! Помогите разобраться!
Открываем интернет-магазин.
Подключили интернет-эквайринг от банка, банк предложил сразу подключить облачную кассу. Подключили эту облачную кассу.
К этой облачной кассе по api подключили приложения курьеров.
Сейчас ситуация такая: часть заказов оплачиваются на сайте картой через интернет-эквайринг, а часть заказов оплачивается через приложение курьеров наличными или картой. Но все чеки пробиваются на одной облачной кассе (интернет-эквайринг интегрирован с облачной кассой и приложение курьеров также интегрировано с этой облачной кассой).
В обоих видах чеков, которые пробиваются через интернет-эквайринг и которые пробиваются через приложение курьеров указано место расчетов так «место расчетов:
https://......ru»
(то есть указан адрес сайта в сети интернет).
И здесь у меня возникает
первый вопрос:
правильно ли что для заказов, у которых расчет происходит в месте вручения (то есть на адресе доставки через приложение курьеров), указывается место расчетов как адрес сайта в сети Интернет?
Также в обоих видах чеков, которые пробиваются через интернет-эквайринг и которые пробиваются через приложение курьеров указано «Признак расчетов в сети Интернет — да».
Здесь возникает
второй вопрос:
для заказов, которые оплачиваются в месте вручения (то есть на адресе доставки), должен ли стоять признак расчетов в сети Интернет с отметкой «да»?
И есть еще
третий вопрос
: в соответствии с последним абзацем Письма ФНС РФ от 15.11.2021. №АБ-3-20/7479@
«Если при осуществлении расчета за товары в сети Интернет сумма расчета сразу учитывается индивидуальным предпринимателем как реализация, с согласия покупателя допускается формирование одного кассового чека с признаком способа расчета «полный расчет» без последующего формирования кассового чека в момент отгрузки товаров» -
получается что при оплате товаров на сайте через интернет-эквайринг для ип на упрощенки (каковыми мы являемся) должен прийти чек , у которого для каждого товара будет указан «Способ расчета ПОЛНЫЙ РАСЧЕТ». Но у нас в чеке также есть доставка с указанием «признака предмета расчета УСЛУГА». Вопрос в том, что в Письме ФНС РФ идет речь о товарах, а у нас в чеке есть А) «признак предмета расчета ТОВАР» для которого мы указываем «способ расчета ПОЛНЫЙ РАСЧЕТ» и есть Б) еще «признак предмета расчета УСЛУГА», можем ли мы в таком случае указать «способ расчета ПОЛНЫЙ РАСЧЕТ» для услуги?