Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Что делать, если сотрудник постоянно опаздывает на работу?


Читательница Мария спрашивает: «У меня магазин женской одежды. Одна из моих продавщиц постоянно опаздывает к открытию. Недавно она опоздала на полчаса, клиент прождал у дверей и ушел, а потом написал гневный отзыв в интернете. Объясните, как бороться с опозданиями сотрудников?»

Применить дисциплинарное взыскание

У каждого штатного сотрудника есть трудовые обязанности, которые зафиксированы в трудовом договоре и локальных нормативных актах. В частности, там указаны требования, которые сотрудник должен выполнять, например соблюдать график работы и дресс-код.

Если сотрудник неоднократно нарушает свои обязанности, работодатель может его наказать и даже уволить. На языке закона — применить дисциплинарное взыскание.

Вот какие виды дисциплинарных взысканий бывают:

  • замечание — легкое наказание. Применяют, если сотрудник нарушил правила первый раз или проступок незначительный. Например, опоздал на 5 минут, и это не повлияло на работу бизнеса;
  • выговор — наказание средней тяжести. Применяют, если сотрудник уже не в первый раз нарушает трудовую дисциплину или в случае, когда работодатель понес убытки из-за ошибки сотрудника. Например, сотрудник постоянно задерживается и из-за последнего опоздания у компании сорвалась сделка с клиентом;
  • увольнение — наказание за однократное грубое или неоднократное нарушение трудовых обязанностей. Например, если сотрудник опоздал на 4 часа и больше, то это грубое нарушение.

Чтобы объявить дисциплинарное взыскание, нужно соблюсти процедуру: составить акт с указанием нарушения и показаниями двух свидетелей, издать приказ о дисциплинарном взыскании и приложить доказательства, например найти записи с камер наблюдения или получить подтверждение от коллег.

За каждый проступок можно наказать только один раз. Например, нельзя за опоздание сделать замечание, а потом за него же выговор.

Дисциплинарное взыскание — это право, а не обязанность работодателя. Например, если сотрудник постоянно опаздывает, но работает хорошо и это не приносит убытков компании, можно делать как замечания, так и выговоры. Увольнять работника необязательно.

По закону на применение дисциплинарного взыскания у работодателя есть месяц со дня обнаружения проступка, но не более 6 месяцев со дня совершения. В этот срок не входит время болезни и отпуск. Например, если сотрудник опоздал в мае, наказать его за это в ноябре нельзя.

Не платить премию

Премия — это стимулирующая выплата, которая иногда может составлять ощутимую часть зарплаты сотрудника. Суть премии в том, что это не обязательная, а стимулирующая выплата, например, за качественное выполнение обязанностей.

Оклад инженера в компании — 60 000 ₽, премия — 50 000 ₽. Премию выплачивают в конце каждого квартала, если сотрудник работал без нареканий и соблюдал трудовую дисциплину, в том числе вовремя приходил на работу.

Если к сотруднику применили дисциплинарное взыскание, ему можно не назначать премию. Главное, чтобы такой пункт был в положении о премировании.

положение об оплате труда
положение об оплате труда

Пример, как прописано премирование в положении об оплате труда

Пример, как прописано премирование в положении об оплате труда

Невыплата премии — это не дисциплинарное взыскание. Можно одновременно объявить выговор и не платить премию.

Как нельзя наказывать сотрудников

Работодатель не может наказать сотрудника способом, который не установлен в Трудовом кодексе РФ, например оштрафовать: это нарушение прав работника. За такое оштрафовать могут самого работодателя.

Также нельзя обвинить сотрудника на словах и применить дисциплинарное взыскание без доказательств. К примеру, перед увольнением нужно письменно зафиксировать нарушение и приложить доказательства, запросить объяснительную и издать приказ об увольнении. Если не соблюсти эти правила, сотрудник может восстановиться на работе через суд и взыскать с работодателя средний заработок за все время вынужденного прогула и компенсацию морального ущерба.

Работника уволили за неоднократные нарушения, а он восстановился через суд и получил компенсацию

Ситуация. Евгений четыре года проработал начальником цеха на заводе химических реактивов. Работника дважды наказывали за отсутствие на рабочем месте, 21 апреля и 28 мая 2020 года, и один раз за нарушение пропускного режима — мужчина без разрешения уносил рабочий ноутбук в ремонт. 19 июня его уволили за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей. Работник не согласился с таким решением и пошел в суд.

Аргументы. В суде Евгений рассказал, что уволили его незаконно: 28 мая он весь день был на рабочем месте, ноутбук вернул, а увольнение связано с личной неприязнью работодателя. По словам Евгения, на работе он был, просто запер кабинет на ключ изнутри. Сам работодатель утверждал, что увольнение правомерно, но убедительных доказательств суду не представил: свидетели не подтвердили, что сотрудник покидал рабочее место, а записи того дня с камеры наблюдения не было.

Решение. Суд признал увольнение незаконным, потому что работодатель ничем не подтвердил, что сотрудник действительно отсутствовал. Работодателя обязали восстановить мужчину на рабочем месте, выплатить средний заработок за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда. Всего 150 248,44 ₽.

Решение Михайловского районного суда Алтайского края от 26.11.2020 по делу № 2-211/2020

Работодателям, которые нарушают закон, могут выписать штраф. За первое нарушение: для должностных лиц и ИП — до 5000 ₽, для компаний — до 50 000 ₽. За повторное нарушение: для должностных лиц — до 10 000 ₽ или дисквалификация до трех лет, для ИП — до 10 000 ₽, для компаний — до 70 000 ₽.

Попробуйте найти причину опозданий сотрудников

Систематические опоздания на работу без уважительной причины считаются нарушением. Но прежде чем применять штрафные меры, попробуйте выяснить причины такого поведения сотрудника. Иногда опоздания — это признак профессионального выгорания или сильного переутомления работника. В этом случае поможет отправка сотрудника в отпуск или снижение его нагрузки.

Еще может помочь пересмотр графика для конкретного сотрудника на чуть более позднее время или договоренность отработать упущенное из-за опоздания время, если это применимо для его должности.

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 60 406 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673

Вопрос эксперту

Задайте любой вопрос про бизнес. Например, о налогах, найме работников, оформлении сертификатов на товары или работе на маркетплейсах. Ответ пришлем на вашу почту. Самыми частыми вопросами и ответами на них делимся в Бизнес-секретах в разделе «Вопросы-ответы».

Мария Попова
Мария Попова

Как вы боретесь с опозданием сотрудников?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации