Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Что делать с имуществом компании при ликвидации?


Имущество компании после расчета с кредиторами распределяется между участниками ООО. Если участник один, он забирает все имущество себе


Леонид Яковлев

Леонид Яковлев

Эксперт по праву

Имущество компании после расчета с кредиторами распределяется между участниками ООО. Если участник один, он забирает все имущество себе


Леонид Яковлев

Леонид Яковлев

Эксперт по праву

Читатель Сергей спрашивает: «Мы с партнером решили закрыть компанию, после этого останется имущество. Как нам его разделить между собой и правильно это оформить?»

В первую очередь надо рассчитаться с кредиторами

При ликвидации компании сначала надо рассчитаться со всеми кредиторами. Затем, если к моменту ликвидации участники распределили прибыль, но компания с ними не рассчиталась, нужно перевести им деньги.

После этого участники делят между собой деньги и имущество, например офисную мебель. Распределить имущество надо до завершения процедуры ликвидации компании и внесения записи об этом в ЕГРЮЛ.

Имущество компании делят между участниками ООО пропорционально их долям

Участники компании могут договориться между собой и разделить имущество в натуральной форме без привязки к долям. Например, один партнер забирает себе компьютер, а другой — диван и столы.

Если участники не могут договориться, имущество продают и распределяют деньги, которые получили от продажи. В этом случае суммы распределяют пропорционально долям участников в уставном капитале.

В компании «Строим дом» три участника: Игорь, Николай и Владимир. Игорь владеет 30% компании, Николай — 20%, а Владимир — половиной.

При ликвидации компании они распродали все имущество и получили за него 600 000 ₽. Игорь из этой суммы получит 180 000 ₽, Николай — 120 000 ₽, а Владимир — 300 000 ₽.

Если кто-то из участников не согласен с тем, как распределили имущество, он может обратиться в суд.

Распределение имущества надо оформить документально

Имущество распределяет обычно ликвидационная комиссия или ликвидатор — это человек или группа людей, которые занимаются закрытием компании.

Бывает, что участники не согласны с распределением имущества при ликвидации ООО и обращаются в суд. Чтобы этого избежать, надо оформить два документа:

  1. Протокол общего собрания участников о порядке распределения имущества компании.
  2. Акт приема-передачи имущества.

Эти документы составляют после начала работы ликвидационной комиссии или ликвидатора.

Протокол. Его составляют по итогам общего собрания участников, когда выплатили долги и дивиденды и договорились о распределении имущества. Решение о распределении имущества принимают большинством голосов. Подписать протокол должны все участники компании.

Акт приема-передачи имущества. Его составляют в свободной форме на бумаге. Обязательное условие в нем — перечень имущества. В одном акте приема-передачи можно перечислить всех участников либо составить отдельный документ для каждого. Акты приема-передачи также должны подписать все участники компании.

Имущество в некоторых случаях облагается налогом

С дохода, который участник компании получил при распределении имущества, надо уплатить НДФЛ.

Если участнику досталось имущество не больше размера его вклада в уставный капитал, надо уплатить с этой суммы НДФЛ по ставке 13%.

Иван внес в уставный капитал при создании компании 30 000 ₽. При ликвидации компании он получил имущество стоимостью 20 000 ₽.

НДФЛ к уплате: 20 000 ₽ × 13% = 2600 ₽.

Если стоимость имущества превышает размер вклада в уставный капитал, применяют правила расчета НДФЛ, как при выплате дивидендов.

Уплатить НДФЛ надо до 15 июля следующего года после получения дохода. Например, если человек получил имущество в 2022 году, налог ему надо уплатить в 2023 году.

Если участник компании — налоговый резидент в России, он может уменьшить доходы, которые получил от приобретения имущества, на размер вклада в уставный капитал. Для этого по итогам года, в котором закончилась ликвидация компании, надо подать декларацию 3-НДФЛ и подтвердить расходы документами. Если их нет, декларацию все равно можно подать и применить к доходам вычет до 250 000 ₽.

Спросите у эксперта

В разделе «Вопрос-ответ» эксперты Тинькофф разбирают популярные вопросы читателей по налогообложению, законам, трудовым спорам и другим проблемам в бизнесе. Вы можете отправить свой вопрос на почту secrets@tinkoff.ru.

Юлия Маркевич
Юлия Маркевич

С какими трудностями вы столкнулись при разделении имущества с партнером?


Больше по теме

Как оформить беспроцентный заем от учредителя ООО

Когда бизнесу нужны деньги на развитие, например аренду помещения или новое оборудование, он может взять беспроцентный заем от учредителя или участника компании. Рассказали в статье, как правильно оформить такой договор

Новости