Актуальное

Зарегистрируйте ИП в Тинькофф и получите бонусы от партнеров до 500 000 р.

Зарегистрируйте ИП в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 р.

Подробнее →

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Вопрос-ответ Редактор: Юлия Маркевич

Что делать с имуществом компании при ликвидации?

Имущество компании после расчета с кредиторами распределяется между участниками ООО. Если участник один, он забирает все имущество себе

Леонид Яковлев

Леонид Яковлев

Эксперт по праву

Читатель Сергей спрашивает: «Мы с партнером решили закрыть компанию, после этого останется имущество. Как нам его разделить между собой и правильно это оформить?»

В первую очередь надо рассчитаться с кредиторами

При ликвидации компании сначала надо рассчитаться со всеми кредиторами. Затем, если к моменту ликвидации участники распределили прибыль, но компания с ними не рассчиталась, нужно перевести им деньги.

Что такое ООО

После этого участники делят между собой деньги и имущество, например офисную мебель. Распределить имущество надо до завершения процедуры ликвидации компании и внесения записи об этом в ЕГРЮЛ.

Имущество компании делят между участниками ООО пропорционально их долям

Участники компании могут договориться между собой и разделить имущество в натуральной форме без привязки к долям. Например, один партнер забирает себе компьютер, а другой — диван и столы.

Если участники не могут договориться, имущество продают и распределяют деньги, которые получили от продажи. В этом случае суммы распределяют пропорционально долям участников в уставном капитале.

В компании «Строим дом» три участника: Игорь, Николай и Владимир. Игорь владеет 30% компании, Николай — 20%, а Владимир — половиной.
При ликвидации компании они распродали все имущество и получили за него 600 000 ₽. Игорь из этой суммы получит 180 000 ₽, Николай — 120 000 ₽, а Владимир — 300 000 ₽.

Если кто-то из участников не согласен с тем, как распределили имущество, он может обратиться в суд.

Распределение имущества надо оформить документально

Имущество распределяет обычно ликвидационная комиссия или ликвидатор — это человек или группа людей, которые занимаются закрытием компании.

Бывает, что участники не согласны с распределением имущества при ликвидации ООО и обращаются в суд. Чтобы этого избежать, надо оформить два документа:

  1. Протокол общего собрания участников о порядке распределения имущества компании.
  2. Акт приема-передачи имущества.

Эти документы составляют после начала работы ликвидационной комиссии или ликвидатора.

Протокол. Его составляют по итогам общего собрания участников, когда выплатили долги и дивиденды и договорились о распределении имущества. Решение о распределении имущества принимают большинством голосов. Подписать протокол должны все участники компании.

Акт приема-передачи имущества. Его составляют в свободной форме на бумаге. Обязательное условие в нем — перечень имущества. В одном акте приема-передачи можно перечислить всех участников либо составить отдельный документ для каждого. Акты приема-передачи также должны подписать все участники компании.

Имущество в некоторых случаях облагается налогом

С дохода, который участник компании получил при распределении имущества, надо уплатить НДФЛ.

Что такое НДФЛ

Если участнику досталось имущество не больше размера его вклада в уставный капитал, надо уплатить с этой суммы НДФЛ по ставке 13%.

Что такое уставный капитал
Иван внес в уставный капитал при создании компании 30 000 ₽. При ликвидации компании он получил имущество стоимостью 20 000 ₽.
НДФЛ к уплате: 20 000 ₽ × 13% = 2600 ₽.

Если стоимость имущества превышает размер вклада в уставный капитал, применяют правила расчета НДФЛ, как при выплате дивидендов.

Правила выплаты дивидендов

Уплатить НДФЛ надо до 15 июля следующего года после получения дохода. Например, если человек получил имущество в 2022 году, налог ему надо уплатить в 2023 году.

Если участник компании — налоговый резидент в России, он может уменьшить доходы, которые получил от приобретения имущества, на размер вклада в уставный капитал. Для этого по итогам года, в котором закончилась ликвидация компании, надо подать декларацию 3-НДФЛ и подтвердить расходы документами. Если их нет, декларацию все равно можно подать и применить к доходам вычет до 250 000 ₽.

Спросите у эксперта

В разделе «Вопрос-ответ» эксперты Тинькофф разбирают популярные вопросы читателей по налогообложению, законам, трудовым спорам и другим проблемам в бизнесе. Вы можете отправить свой вопрос на почту secrets@tinkoff.ru.

Сейчас читают

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности