Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Михаил Гончаров: большой бизнес не построить без бренда


Теремок — сеть ресторанов русской кухни в сегменте быстрого питания. Компания начинала с продажи блинов с разными начинками в киосках у метро и за 24 года выросла в сеть полномасштабных ресторанов с разнообразным меню.

О стратегии развития бизнеса основатель и управляющий сетью Михаил Гончаров рассказал в интервью Александру Соколовскому.

Вот главные тезисы из интервью.

Ожидаемый оборот сети в 2023 году — 16 млрд рублей. У сети 320 ресторанов в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Краснодаре. Работает около 5000 сотрудников. Теремок включен в перечень системно значимых предприятий России.

Теремок сразу задумывался как сетевой проект. Если работаешь для широкой аудитории и держишь относительно доступные цены, зарабатывать надо на сети. Ставить на один ресторан рискованно из-за низкой доходности бизнеса.

Сетевой бизнес в общепите может рассчитывать на доход 2—3% с выручки. Иначе придется жертвовать качеством продукта или повышать цены, а это риск, что клиент уйдет.

Прибыль 2—3% формируется общим вкладом каждой точки. Разброс по оборотам очень большой. Одна точка на фуд-корте приносит в месяц 2 млн рублей, а другая — 10 млн рублей, один ресторан — 7 млн, другой — 19 млн. При этом нельзя полагаться на показатели оборотов — надо смотреть на маржинальность. Если оборот 15 млн, а аренда 7 млн, то точка убыточная. Если оборот 3 млн, а аренда — 200 000 ₽, она прибыльная.

Открытие одного ресторана обходится в 20—25 млн рублей. Речь идет о полноценном ресторане на 100—150 метров. Точку в торговом центре на фуд-кортах пару лет назад можно было запустить за 5—6 млн, сейчас — за 7—8 млн. Точка на фуд-корте дешевле, потому что там нет расходов на кондиционирование помещения, на обстановку зала, на свет.

Если есть амбиции выстраивать сеть, важно вложиться в бренд. Известность бренда гарантирует продажи. Благодаря бренду Теремок открывается в маленьком городе в Подмосковье и в первый же месяц получает выручку 5 млн рублей.

Хорошие локации развивают бренд. На старте киоски стояли в проходных местах и получали бесплатную рекламу. Вместо траты на билборды или телерекламу мы заключали контракты на аренду площади возле метро, в центре, на главных улицах города. Люди ходят по своим делам, замечают название, видят, как пекут блины, — и заходят.

Если у продукта страдает качество, даже сильный бренд не поможет. Пример — провал сети Sbarro, которая когда-то была популярна в торговых центрах. Мне кажется, она закрылась из-за качества. Вот лежат овощи отварные, желтые, красные, зеленые, нарезанные кубиками — все, это салат. При этом на вкус они могут быть пресными, недоваренными или, наоборот, переваренными. Кажется, что вкусовые качества управляющих волновали мало. Из-за этого клиенты предпочли Sbarro другие точки, и бизнес закрылся.

Нужно предлагать не оригинальные начинки, которых ни у кого нет, а те, которые будут покупать. Например, в Теремке нет привычных русской кухне блинов с луком и яйцом, зато есть с ветчиной и грибами, и это хит продаж, потому что массовый потребитель готов его есть.

У Теремка нет франчайзинга. В большинстве случаев франшиза снижает качество работы бизнеса. Головная компания вынуждена контролировать каждого франчайзи — сменил ли он новый логотип, внес ли в меню определенную позицию. Чтобы поддерживать достойный уровень и оставаться честной компанией, нужно быть Макдоналдсом и зарабатывать как корпорация. Чтобы сохранять репутацию, Теремок работает без франчайзинга.

Аватар дайджеста

Рассылка: как вести бизнес в России

Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело

Аватар дайджеста
Алена Федорова
Алена Федорова

Расскажите, как вы развиваете бренд вашего бизнеса?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации