Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Обман поставщика — не форс-мажор


Клиент заказал у индивидуального предпринимателя компьютер в сборке, но так его и не получил. Возвращать деньги в полном объеме ИП отказался — заявил, что сам стал жертвой обмана со стороны поставщика.

В споре между клиентом и продавцом суд не признал обман форс-мажором и взыскал с предпринимателя не только сумму заказа, но и неустойки.

Разобрались с юристом, почему ИП не мог отказать в возврате денег и как подстраховать себя от недобросовестных поставщиков.

Что случилось

В конце 2023 года в Ульяновске клиент по полной предоплате заказал у предпринимателя комплектующие для компьютера и услуги по его сборке на общую сумму более 400 000 ₽. Выполнить заказ магазин должен был в течение 45 дней.

Магазин не смог передать компьютер в срок и вернул клиенту только часть денег — 11 550 ₽, — а также отправил некоторые запчасти. Тогда покупатель направил предпринимателю претензию, в которой потребовал вернуть оставшиеся 367 101 ₽.

В ответ на претензию продавец указал, что не смог отправить компьютер по независящим от него причинам: он стал жертвой поставщика-мошенника, который не прислал ему все комплектующие. ИП подал в полицию заявление о возбуждении уголовного дела в отношении поставщика. Предприниматель подчеркнул, что не отказывается от обязательств по поставке компьютера и комплектующих.

Но клиент не захотел ждать и обратился в суд, чтобы вернуть деньги. Тот постановил взыскать с ИП более 1 млн рублей: сумму, которую перевел покупатель, а также штраф за неисполнение контракта и компенсации.

Почему суд встал на сторону покупателя

Трудности с поставщиком — проблема магазина. Покупатель не обязан входить в положение продавца, ждать заказ дольше оговоренных сроков или доплачивать за него. Клиент вправе отказаться от покупки и потребовать вернуть оплату.

«Многие предприниматели ошибочно классифицируют подобные ситуации как обстоятельства непреодолимой силы, но это не так. Нарушение обязательств контрагентом — не форс-мажор с точки зрения закона, равно как и, например, кража товара у продавца до передачи его клиенту или отсутствие нужных товаров на рынке.

Понятно, что ситуация для ИП крайне неприятная, но перед своим клиентом он в ответе сам. Так что сумму оплаченного товара придется возвращать или договариваться иначе».

Наталья Вайнберг

Наталья Вайнберг

Юрист

Форс-мажором считают обстоятельства непреодолимой силы, которые мешают исполнить договор. Например, стихийные бедствия. В подобных случаях бизнес может продлить срок действия договора, изменить сроки возврата денег или в целом пересмотреть условия соглашения.

Что будет, если не вернуть деньги клиенту

Если покупатель требует вернуть деньги за недоставленный или некачественный товар, бизнес должен сделать это в течение десяти дней. Если не уложиться в этот срок, клиент может потребовать неустойку в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки.

Но можно попросить суд снизить неустойку — например, если она несоразмерна нарушению, которое допустил бизнес.

«Кроме неустойки бизнес понесет и другие дополнительные расходы. Ему придется оплатить госпошлину, расходы на привлеченного юриста — как клиента, так и своего, компенсировать моральный вред клиенту и оплатить штраф в размере 50% от взысканной судом суммы за отказ возвращать потребителю деньги».

Наталья Вайнберг

Наталья Вайнберг

Юрист

Можно ли избежать суда

Продавец может попробовать не возвращать всю сумму клиенту и не доводить дело до суда, а предложить другие варианты:

  • скидку на последующие покупки или товар, который не передали вовремя;
  • сопутствующие товары к заказу в качестве подарка;
  • бесплатную доставку;
  • скидки в магазинах-партнерах;
  • сертификат на сумму недоставленного товара.

Важно, чтобы предложение было соразмерным тем неудобствам, которые понес покупатель: скидка в 100 ₽ за просрочку на три недели не подойдет.

«Тяжело признать свою ошибку, но можно попробовать расстаться с клиентом друзьями. Он с большей вероятностью пойдет вам навстречу, а не в суд.

Если дело дойдет до суда, бизнесу грозят дополнительные риски — репутационные и финансовые».

Наталья Вайнберг

Наталья Вайнберг

Юрист

Как подстраховать себя от недобросовестного поставщика

Чтобы не попадать в подобные ситуации, можно заранее проверять будущих поставщиков. Например, через сервис Т-Банка, картотеку арбитражных дел и по базе данных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов.

Когда выбрали поставщика, составьте с ним договор, в котором предусмотрите все риски.

«Обязательно пропишите, что нарушение сроков поставки повлечет за собой не только неустойку по договору, но и компенсацию предпринимателю убытков. Например неустойки, которую магазин заплатит клиенту за несвоевременную передачу товара.

Однако какие бы санкции за нарушение условий договора вы ни предусмотрели, получить реальные деньги не получится, если поставщик должен уже многим контрагентам или вообще банкрот. Поэтому важно заранее проверить поставщика.

Предприниматели, которые перепродают товар клиенту, зачастую включают в договор пункты из разряда: „Покупатель согласен с тем, что несвоевременная поставка товара предпринимателю от поставщика является уважительной причиной пропуска срока и не влечет начисление неустойки“. Такие формулировки незаконны и влекут риск административной ответственности. В суде такой пункт не спасет предпринимателя от финансовой ответственности».

Наталья Вайнберг

Наталья Вайнберг

Юрист

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 60 406 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673

Софья Квасова
Софья Квасова

Вас подводили поставщики? Что случилось и как выходили из ситуации?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации