Клиент заказал у индивидуального предпринимателя компьютер в сборке, но так его и не получил. Возвращать деньги в полном объеме ИП отказался — заявил, что сам стал жертвой обмана со стороны поставщика.
В споре между клиентом и продавцом суд не признал обман форс-мажором и взыскал с предпринимателя не только сумму заказа, но и неустойки.
Разобрались с юристом, почему ИП не мог отказать в возврате денег и как подстраховать себя от недобросовестных поставщиков.
Что случилось
В конце 2023 года в Ульяновске клиент по полной предоплате заказал у предпринимателя комплектующие для компьютера и услуги по его сборке на общую сумму более 400 000 ₽. Выполнить заказ магазин должен был в течение 45 дней.
Магазин не смог передать компьютер в срок и вернул клиенту только часть денег — 11 550 ₽, — а также отправил некоторые запчасти. Тогда покупатель направил предпринимателю претензию, в которой потребовал вернуть оставшиеся 367 101 ₽.
В ответ на претензию продавец указал, что не смог отправить компьютер по независящим от него причинам: он стал жертвой поставщика-мошенника, который не прислал ему все комплектующие. ИП подал в полицию заявление о возбуждении уголовного дела в отношении поставщика. Предприниматель подчеркнул, что не отказывается от обязательств по поставке компьютера и комплектующих.
Но клиент не захотел ждать и обратился в суд, чтобы вернуть деньги. Тот постановил взыскать с ИП более 1 млн рублей: сумму, которую перевел покупатель, а также штраф за неисполнение контракта и компенсации.
Почему суд встал на сторону покупателя
Трудности с поставщиком — проблема магазина. Покупатель не обязан входить в положение продавца, ждать заказ дольше оговоренных сроков или доплачивать за него. Клиент вправе отказаться от покупки и потребовать вернуть оплату.
Форс-мажором считают обстоятельства непреодолимой силы, которые мешают исполнить договор. Например, стихийные бедствия. В подобных случаях бизнес может продлить срок действия договора, изменить сроки возврата денег или в целом пересмотреть условия соглашения.
Что будет, если не вернуть деньги клиенту
Если покупатель требует вернуть деньги за недоставленный или некачественный товар, бизнес должен сделать это в течение десяти дней. Если не уложиться в этот срок, клиент может потребовать неустойку в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки.
Но можно попросить суд снизить неустойку — например, если она несоразмерна нарушению, которое допустил бизнес.
Можно ли избежать суда
Продавец может попробовать не возвращать всю сумму клиенту и не доводить дело до суда, а предложить другие варианты:
- скидку на последующие покупки или товар, который не передали вовремя;
- сопутствующие товары к заказу в качестве подарка;
- бесплатную доставку;
- скидки в магазинах-партнерах;
- сертификат на сумму недоставленного товара.
Важно, чтобы предложение было соразмерным тем неудобствам, которые понес покупатель: скидка в 100 ₽ за просрочку на три недели не подойдет.
Как подстраховать себя от недобросовестного поставщика
Чтобы не попадать в подобные ситуации, можно заранее проверять будущих поставщиков. Например, через сервис Т-Банка, картотеку арбитражных дел и по базе данных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов.
Когда выбрали поставщика, составьте с ним договор, в котором предусмотрите все риски.
Вас подводили поставщики? Что случилось и как выходили из ситуации?