С 17 апреля 2024 года в России вступает в силу новый закон о штрафах для бизнеса за спам-звонки и СМС-рассылки. Ранее отдельного наказания за это не было: бизнес штрафовали за нарушение закона о рекламе на сумму от 4000 до 500 000 ₽. Теперь же за рекламу без разрешения предпринимателям и компаниям грозят штрафы от 20 000 до 1 000 000 ₽.
Рассказываем, как правильно получить согласие на рекламу и безопасно работать с базами данных клиентов.
Что считается телефонным спамом?
По закону рекламировать что-либо по телефону можно только с предварительного согласия абонента на получение рекламы. Если такого согласия нет — звонок или СМС-сообщение нарушает закон о рекламе и считается спамом.
К телефонному спаму можно отнести СМС-рассылки, холодные звонки с участием оператора и автоматизированные обзвоны. Последние напрямую запрещены законом о рекламе.
Как выявляют нарушения?
Случаи незаконной рекламы разбирает Федеральная антимонопольная служба — ФАС. Абонент может в любой момент потребовать прекратить присылать ему рекламу, и бизнес обязан сделать это. Если бизнес не отреагирует, владелец номера может обратиться в ФАС, и служба выпишет штраф распространителю спама.
На практике абоненты, раздраженные спамом, могут сразу пожаловаться оператору связи или написать заявление в ФАС. В последнем случае распространителя рекламы ждет штраф, если только он не докажет, что ранее текущий владелец номера дал согласие на получение рекламы и оно действовало на момент звонка или рассылки.
Что грозит бизнесу за нарушение закона?
Если суд установит, что абонент не разрешал присылать ему рекламу по телефону, с 17 апреля 2024 года бизнесу грозят повышенные штрафы:
- ИП и руководителям компаний — 20 000—100 000 ₽;
- малому бизнесу — 150 000—500 000 ₽;
- средним и крупным предприятиям — 300 000—1 000 000 ₽.
Штрафы бизнесу грозят за каждый факт ненадлежащей рекламы. Один звонок или СМС не по адресу — один штраф. Ответственность несет распространитель — то есть бизнес, который непосредственно рассылал сообщения.
Как получить согласие на рекламу?
Чтобы рекламировать товары с помощью звонков и СМС, нужно получить два согласия от клиента:
- на получение рекламных сообщений;
- на обработку персональных данных.
Согласие на получение рекламы может быть выражено в любой форме, которая позволит идентифицировать абонента и подтвердить, что он разрешил конкретному распространителю рекламы присылать ему сообщения. Отказывать в продаже товара, если человек не согласился оставить свои ФИО и получать рекламную рассылку, нельзя.
Главное — четко разделить согласие на получение рекламы и информации справочного характера. Если человек подтвердил, что готов получить информацию о статусе заказов, это не значит, что можно использовать тот же контакт для рассылки рекламных сообщений.
Для сбора согласий на обработку персональных данных действуют отдельные правила. Хотя сам по себе телефон абонента не является персональными данными, без фамилии, имени и отчества бизнес не сможет доказать, что именно этот клиент согласился получать рекламу. О том, как собирать согласия на обработку персональных данных, рассказываем в отдельной статье.
Можно ли брать согласие клиентов на рассылку автоматически — например, при регистрации на сайте?
Это рискованно. Антимонопольная служба и суды едины во мнении, что при регистрации на сайте невозможно однозначно установить, кто именно заполняет форму и, как следствие, соглашается на получение рекламной информации.
Лучше попросить клиента заполнить отдельный документ. А если общение происходит онлайн — отдельную форму на сайте.
Что, если бизнес получил согласие на рассылку, но владелец номера сменился?
Нужно вновь получить согласие на получение рекламы — уже у нового владельца номера.
По закону абонентом считается человек или компания, на имя которых заключен договор об оказании услуг связи. Если владелец номера дал согласие на получение рекламы — рассылка и обзвон будут законны, даже если номером пользуется кто-то другой. Если же владелец номера сменился, бизнес не имеет права использовать его в рекламных целях, даже если предыдущий абонент давал такое согласие — в таких случаях суды, как правило, встают на сторону получателей рекламы.
Чтобы поддерживать базу в актуальном состоянии, можно периодически запрашивать у клиентов подтверждение их телефонного номера. Проще всего встроить этот механизм в пользовательский путь — например, уточнять номер телефона при подтверждении записи на услуги или во время оформления онлайн-заказа.
Памятка: как безопасно использовать базу клиентов для рекламы по телефону
- Получать согласия на обработку персональных данных клиентов.
- Звонить только тем абонентам, которые согласились на получение рекламной рассылки.
- Не пользоваться сторонними базами контактов, а обзванивать только собственных или потенциальных клиентов, с которыми хотя бы раз уже был контакт.
- Содержание рекламных рассылок не должно нарушать требования закона о рекламе. Например, нельзя рассылать рекламу товаров, которые запрещены к продаже в РФ, а также алкогольных и наркотических веществ, оружия, взрывчатых веществ.
- По требованию клиента удалять номера из базы.
А как вы используете данные клиентов для рекламы? Поделитесь опытом в комментариях.